на главную страницу

28 Октября 2004 года

Армия и общество

Четверг

Здесь учат воевать по-новому

Александр Старовойтов. Омск.



Бетонные блоки и бронированный «колпак» - вот первое, что бросается в глаза на КПП учебного центра воздушно-десантных войск. Хмурый сержант — часовой долго выясняет по телефону у дежурного, действительно ли журналисту назначено. Ужесточение пропускного режима коснулось и сибирских частей, хотя от Омска до Кавказа тысячи километров.

     
Чтобы врасплох не застали…

     С угрозой террора всем приходится считаться, констатирует командир учебного центра полковник Александр Колпаченко. Но это не значит, что нужно пугаться одного имени какого-нибудь Басаева. Омские десантники не раз встречались в бою с этими «волками» и точно знают – им тоже можно обломать клыки. Правда, «воины Аллаха» в последнее время воюют все больше по-подлому, нанося удары в спину. Захватить школу или подорвать фугас в месте массового скопления людей – в этом они специалисты. Поэтому в центре работают на упреждение. В части создана группа быстрого реагирования с бронетехникой и снайперами, которая в случае любой нештатной ситуации первой примет удар на себя. Десантники работают в тесном контакте с ФСБ, МВД и другими силовыми структурами, поэтому располагают важной оперативной информацией о готовящихся акциях боевиков. На прошлой неделе, например, в часть пришла тревожная телефонограмма. В час ночи дежурный офицер срочно предупредил все посты о возможной опасности. К счастью, обошлось…
     Впрочем, возросшая террористическая опасность не мешает десантникам заниматься боевой учебой в нормальном режиме. Курсанты, как и прежде, стреляют, прыгают с парашютом, водят боевые машины, готовясь к действиям в современных условиях.

     
За плечами две Чечни

     Известно, редкий десантник не нюхал пороха. За последнее десятилетие российские «голубые береты», пожалуй, слишком часто дышали пороховой гарью. Много крестов появилось на могилах двадцатилетних парней, немало и золотых звезд «засветилось» на груди вышедших живыми из этого горнила. Полковник Колпаченко вступил в должность начальника учебного центра ВДВ летом прошлого года, а до этого Александр Николаевич немало послужил в боевых частях. В Афганистане Колпаченко командовал разведротой, а заодно учил бойцов владению снайперской винтовкой. До сих пор СВД остается любимым оружием Александра Николаевича. Уже в должности начальника штаба 7-й воздушно-десантной дивизии офицер принял участие во второй чеченской кампании. И снова пришлось учить – теперь уже командиров частей и подразделений.
     Горький опыт двух войн не пропал даром: сегодня командир центра не понаслышке знает, как надо готовить десантников. «Учеба становится более гибкой, мы уходим от шаблонов, - говорит Александр Колпаченко. - Если раньше господствовала классическая тактика, то теперь мы учим курсантов действиям в составе боевых групп, в которые включаются все необходимые силы. Они более мобильны и лучше приспособлены для действий в условиях современной войны».
     Хотя количество воинских специальностей, по которым обучают в центре, сократилось с 60 до 13, качество подготовки стараются повышать. До 30 процентов всех стрельб проводится в ночное время, механики и операторы-наводчики боевых машин теперь взаимозаменяемы, чего не было раньше. В этом году впервые после долгого перерыва проводились боевые стрельбы из ПТУРов. Курсантов учат стрелять из всех видов стрелкового оружия, а не только из «своего». Делая акцент на полигонных учениях, не забывают и об электронных тренажерах – на них отрабатывают действия экипажи БМД.
     Но все же нет ничего ближе для десантника, чем прыжки с парашютом. Два раза в год из Оренбурга прилетают Ил -76 и проводятся учения с десантированием не только личного состава, но и техники. «По сути мы полностью поменяли программу подготовки курсантов, - подводит итог полковник Колпаченко. - Учим только тому, что может пригодиться на войне».

     
Учить должны профессионалы

     Поэтапный перевод Российской армии на контрактную основу не обошел стороной и центр, кстати, единственный в ВДВ. Пока среди сержантов-инструкторов только каждый пятый служит по контракту. Чтобы их число увеличилось, необходимо поднять им зарплату, считают в центре. Но все упирается в бюджет. Вот в 76-й дивизии комплектование частей контрактниками проходит более успешно – там платят больше. Туда после полугодичной подготовки в учебном центре направляются десантники-срочники и, не дожидаясь окончания двухлетнего срока службы, заключают контракт. Конечно, в псковскую дивизию берут не каждого солдата, а только самых способных.
     В центре уверены, что на сержантских должностях должны служить исключительно контрактники. Ведь они хоть и младшие, но командиры, а значит, должны знать и уметь больше, чем их подчиненные.
     Для повышения уровня подготовки командиров отделений в воздушно-десантных войсках недавно ввели обучение сержантов по новой системе. Отслуживших полгода в боевых частях солдат направляют в Омский учебный центр, где их готовят по специальности. Такой подход имеет два преимущества: за первые полгода становится ясно, кто по своим качествам подходит на должность командира отделения, а кому не дано. Кроме того, такие бойцы уже адаптировались к армейской жизни и более готовы к обучению.

     
«Фактор страха»

     «Ну зачем современной армии нужны все эти «замы по воспитательной работе?» - задаются вопросом некоторые «прогрессивные» умы. Раньше, мол, замполиты Марксом головы солдатам забивали, а теперь…
     «А теперь на смену прежней идеологии пришло морально-психологическое обеспечение военнослужащих», - говорит мне полковник Олег Рыбалко, заместитель командира УЦ ВДВ по воспитательной работе. И в эту формулу Олег Алексеевич вкладывает не только воспитание патриотизма, чувства долга, в общем, всего, что делает «боевую единицу» защитником Родины. В контексте боевой подготовки работа современных «замполитов» не менее важна. На стрельбище они не просто наблюдают за бойцами, а ищут способы, как максимально «усложнить жизнь» курсантам. Вот рядом с десантником хлопнул взрывпакет, а у него руки-то и задрожали, не попадет теперь по мишени. Вытравить страх перед неожиданным и закалить дух бойца – главная задача «воспитателей».
     «Я был во многих командировках и видел натовских солдат, так вот – у наших дух сильнее, - делится полковник Рыбалко. - Американцы хорошо служат только в комфортных условиях, только когда у них под рукой баночка пива. А наши пацаны могут и в жару, и в холод, и в окружении геройски воевать. Меня самого в августе 99-го раненого двое молодых бойцов из-под огня на себе вытащили, рискуя жизнью».

     
«Крылатое» ТВ

     Есть в учебном центре собственная телестудия - «Синева». Два раза в неделю в центре смотрят учебно-методические программы и местные новости. Курсанты, отдыхая вечером в казармах, на экранах телевизоров видят себя в классах, на стрельбищах, им это приятно.
     Бессменный руководитель «Синевы» с 95-го года - подполковник запаса Виктор Образцов. Он же оператор видеосъемки, и монтажер, и корреспондент в одном лице. Виктор Александрович умудрился послужить в семи родах и видах войск. Но все же десантники Образцову ближе. Может потому, что телеэфир такой же прозрачный, как и голубое небо над учебным центром ВДВ, в котором молодые бойцы постигают нелегкую и очень нужную науку побеждать.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства