на главную страницу

29 Октября 2004 года

Планета людей

Пятница

Курды начали борьбу за Киркук

Марианна ГРИШИНА.



Вот уже месяц на севере Ирака не прекращаются массовые манифестации курдов. В Эрбиле, Дахуке, Сулеймании и Имадии демонстранты впервые за многие годы потребовали предоставления иракским курдам независимости и отделения от остального Ирака. Они объявили Киркук «столицей курдского государства».

     
Ирак может расколоться

     Волна сепаратистских настроений поднялась в Иракском Курдистане после кровавых расправ над курдскими полицейскими и военнослужащими в Баакубе и под Мосулом. Неизвестная ранее экстремистская группировка «Ас-Саар» (в переводе «Месть») пригрозила на днях «изгнанием всех арабов с севера Ирака» в ответ на провокационные вылазки террористов. Они настаивают на том, чтобы арабские переселенцы покинули город, расположенный в 225 км к северу от Багдада. Курды добиваются возвращения в Киркук 35 тыс. курдских семей, насильственно депортированных при режиме Саддама Хусейна. Примечательно, что участники митингов и шествий, в большинстве своем члены крупнейших политических организаций Северного Ирака - Демократической партии Курдистана (ДПК) и Патриотического союза Курдистана (ПСК) - несли в руках портреты своих лидеров – Масуда Барзани и Джаляля Талабани, политиков, поддерживающих иракское переходное правительство. Курдская полиция, состоящая из пешмерги - бойцов партизанских отрядов ДПК и ПСК - не препятствовала демонстрациям.
     Вопрос о статусе Киркука курды пытаются разрешить много лет. До середины 1950-х годов Киркук, являющийся сейчас главным центром нефтедобычи на севере Ирака, был населен преимущественно курдами. В результате политики «арабизации», которая проводилась в годы правления Саддама Хусейна, в городе появились крупные арабская и туркменская общины. В то же время многие тысячи курдов были принудительно выселены из Киркука, не считая тех, которые были вынуждены покинуть Ирак после курдского мятежа 1945 года и восстания 1961 года. Вопрос о статусе Киркука и об автономии Курдистана был поставлен курдскими лидерами еще в 1970 году, после заключения перемирия в длительном вооруженном конфликте между иракской армией и курдскими повстанцами. Тогда соглашение об автономии по целому ряду причин не было реализовано, в частности, потому, что Хусейну временно удалось объединить усилия с Ираном против курдов.
     
НАША СПРАВКА.

     Курдские племена проживают на территории Западной Азии около четырех тысяч лет и считаются одной из самых древних народностей мира. При этом курды – один из немногих народов мира, который не обрел своей государственности. Численность курдов составляет от 25 до 35 млн. человек. Половина из них проживают в Турции, 7 млн. – в Иране, 4 млн. – в Ираке, около 1 млн. – в Сирии и менее многочисленные группы – в Армении и среднеазиатских республиках. Большинство курдов являются мусульманами-суннитами, однако в Иране среди них много шиитов, а в Турции около одной трети курдов – алавиты. Курдский язык относится к иранской группе индоевропейских языков и близок к фарси — государственному языку Ирана.
     

     После нападения Ирака на Кувейт в 1990 году и последовавшей за этим операции антииракской коалиции во главе с США в Персидском заливе курды в качестве оппозиции Хусейну стали получать поддержку от американцев. При этом курдские территории были освобождены от экономических санкций, наложенных на Ирак Организацией Объединенных наций после окончания войны. В последующие годы Иракский Курдистан развивался практически самостоятельно, отгороженный от остального государства линией окопов, таможнями и даже собственной валютой (в Курдистане ходит так называемый «швейцарский» динар, отмененный в Ираке денежной реформой Саддама). Начиная с 1991 года, Курдистан пользовался фактической независимостью; в результате выросло целое поколение, которое воспринимает Ирак уже как иностранное государство, а власть Багдада для него – некая незапамятная история.
     Планируя вооруженное вторжение в Ирак в марте 2003 года, американское руководство вновь прибегло к помощи курдов. Почти сразу после того, как Соединенные Штаты объявили о намерении провести военную операцию в Ираке, лидеры иракских курдов поддержали эту идею. Кроме того, курды предложили помощь в реализации наступательных операций американской армии, направив туда солдат бывшего курдского сопротивления, насчитывавших, по разным оценкам, от 50 до 100 тысяч человек. Уже к началу 2004 года курдам вместе с американцами удалось почти без боя «отвоевать» три северные иракские провинции, и в том числе войти в Мосул и Киркук.
     Следует отметить, что ДПК и ПСК с начала военной операции в Ираке выступили в поддержку идеи целостности иракского государства. В то же время уже в декабре 2003 года представители курдов в правительственном совете Ирака потребовали включить в новое законодательство страны, которое будет действовать в переходный период, ряд положений, предусматривающих автономию курдских территорий. В частности, курды заявили о стремлении добиться полного контроля над добычей нефти на севере Ирака, в Киркуке и Мосуле. Они настаивают на создании самостоятельного Совета курдских министров - решения центральной администрации Ирака должны выполняться на курдских территориях только с одобрения этого совета. Кроме того, курды требуют пересмотреть административные границы на севере Ирака и вернуть провинциям Киркук и Ирбиль территории, отнятые бывшим президентом Ирака Хусейном. Они также добиваются возмещения средств, которые были конфискованы с курдских банковских счетов партией «Баас». В случае если все эти условия не будут выполнены, курды, которые составляют от 10 до 15 процентов населения Ирака, могут провести референдум о независимости Курдистана.
     Временная американская администрация в Ираке с самого начала заявила, что пакет предложений курдов не может быть принят в неизменном виде. Решение вопроса о курдской автономии, активно обсуждавшегося в период передачи власти иракскому правительству в июне 2004 года, было на неопределенное время отложено. Ожидается, что федеральная структура будет определена не ранее 2005 года, после проведения выборов в Ираке.
     
В Турции растет озабоченность

     Проблема курдской автономии в Ираке не может не волновать Анкару. Там не без основания считают, что укрепление позиций курдов на севере Ирака может привести к активизации сепаратистского движения среди турецких курдов. Дело в том, что Анкара не считает курдов особым народом, именуя их в официальных документах горными турками, а курдскому языку в Турции, несмотря на его принадлежность к другой языковой семье, присвоен статус диалекта турецкого языка. В свою очередь курды, начиная с 70-х годов прошлого века, значительно активизировали действия по защите своих прав, причем их требования в адрес Анкары варьируются от признания культурной автономии до предоставления полной независимости. Важнейшей политической и военной группировкой турецких курдов является Курдская рабочая партия (КРП), которая ведет вооруженную борьбу с правительственными силами с 1983 года, пользуясь при этом базами, расположенными на территории Северного Ирака и Сирии. Боевики КРП, численность которых оценивается в 5–10 тысяч человек, совершают нападения, целями которых служат правительственные объекты, представители местной администрации, этнические турки, проживающие в Курдистане, курды, обвиненные в сотрудничестве с «оккупационным режимом», иностранцы и турецкие дипломаты.
     Турция использует в боевых действиях тяжелую артиллерию и авиацию, время от времени бесцеремонно вторгаясь на территорию Ирака для того, чтобы уничтожить лагеря и базы КРП. Турецкое правительство подавляет усилия курдской политической агитации в восточных провинциях и поощряет миграцию курдов в урбанизированные западные районы страны, считая, что это сможет разбавить их этническую концентрацию в горных местностях. 5 лет назад после ареста лидера партии Абдуллы Оджалана между КРП и Анкарой было заключено перемирие. Однако в мае нынешнего года Народный конгресс Курдистана (бывшая Курдская рабочая партия Турции) объявил о прекращении перемирия с правительством страны и возобновлении действий.
     Во время войны в Ираке Анкара пыталась воспользоваться ситуацией и решить курдскую проблему в свою пользу. После отказа американским войскам в базировании и даже отсрочке разрешения для использования своего воздушного пространства Турция неоднократно угрожала вмешаться ради достижения собственных интересов в Ираке. Первоначально Турция потребовала возможности защитить свои границы от курдов, бегущих из Ирака; затем появилось требование защитить свои интересы от курдов, борющихся с силами Саддама. В конце концов Анкара осталась ни с чем: она не имеет никакого права играть в сферы влияния на Северном Ираке, блокировать автономию для курдов в новой иракской федерации и возражать на стремление курдов вернуться в свои дома в Киркуке и Мосуле.
     В этих условиях Турция, которая не хочет также «ставить под удар» работу нефтепровода Киркук – Джейхан, начинает заигрывать с иракскими курдами. Так, 12 октября в Анкаре с визитом побывал лидер Демократической партии Курдистана Масуд Барзани. На встрече с представителями турецкого руководства он заявил, что город Киркук имеет «курдскую идентичность», а также пообещал «бороться с любыми силами, которые будут угрожать или оказывать давление на население Киркука, будь то курды или представители других этнических групп». В то же время Барзани в очередной раз подтвердил, что идея о независимости Курдистана является неприемлемой ввиду того, что ее не поддерживают Турция и другие соседи Ирака. Премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган в ходе встречи в свою очередь подчеркнул, что иракские курды не должны пытаться вновь «переделать» демографическую ситуацию на севере Ирака, в том числе в Киркуке.
     
Как решат в Вашингтоне

     Турция обеспокоена и тем, что существует еще один расчет: если США однажды откажутся от попытки примирить весь Ирак или если шииты добьются создания религиозного государства, то у Вашингтона все еще останется возможность сохранить влияние на севере при помощи создания курдской республики. Это даже можно будет понять как выполнение политического обязательства перед курдами – союзниками во время войны в Ираке.
     В то же время Вашингтон, как и Анкара, не заинтересован в «либерализации» управления нефтяными месторождениями на севере, как того требуют Масуд Барзани и Джалал Талабани. Ведь если курдское руководство установит контроль за нефтяными центрами в Киркуке и Мосуле, получившими в Ираке концессии американским нефтяным корпорациям, в частности Halliburton, возглавляемой ранее вице-президентом США Ричардом Чейни, придется пересматривать условия работы в этом регионе и ранее заключенные соглашения. США также недовольны тем, что лидеры иракских курдов отказываются разоружать свои военные формирования.
     Положение США осложняется еще и тем, что в случае, если они станут на сторону курдов, это осложнит их конфликт с арабами. Результатом такого шага может быть ухудшение отношений с новым иракским руководством, поскольку в отношении курдского вопроса иракские шииты едины с суннитами. Напомним, когда представители США, под руководством которых готовилась иракская конституция, настояли на предоставлении курдам фактического права вето, приравняв их к шиитам (60 процентов населения страны) и суннитам (около 30 процентов), это вызвало бурное возмущение у всех иракских арабов.
     Итак, очевидно, что проблема будущего политического устройства на территории Северного Ирака в преддверии проведения в Ираке выборов все более обостряется. В каком виде курдам будет предоставлена автономия, во многом будет зависеть от сценариев окончания иракской войны, которые будут избраны американской администрацией. В частности, от сроков вывода войск из Ирака, успехов американской армии и иракской национальной гвардии в подавлении сопротивления со стороны арабских повстанцев, итогов всеобщих иракских выборов.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства