на главную страницу

30 Октября 2004 года

Оружие России

Суббота

Ставка на «мустангов»

Юрий АВДЕЕВ, «Красная звезда».



     Военный автопарк сегодня составляет более 500 тысяч единиц техники. Цифра на первый взгляд впечатляет. Однако, если учесть, что эта автотехника морально и физически устарела на 70 процентов, а ее 15 процентов в возрасте 15—20 лет, становится понятна озабоченность руководства Минобороны в данном вопросе. Наш корреспондент делится впечатлениями от научно-практической конференции, которая прошла в середине октября под руководством начальника вооружения Вооруженных Сил РФ – заместителя министра обороны генерала армии Алексея Московского на базе флагмана отечественного автопрома ОАО «КамАЗ».
     Одной лишь изношенностью проблемы военного автопарка, конечно же, не исчерпываются. Довольно остро стоит на повестке дня вопрос обеспечения запчастями. За кризисные 1990-е годы многие предприятия свернули их выпуск. Да к тому же эксплуатация в войсках более 50 марок автотехники, как говорится, приносит дополнительную головную боль. И еще одна брешь - содержание не имеющей модернизационного ресурса автотехники - ежегодно требует на свое закрытие порядка четырех миллиардов рублей. Этих средств было бы достаточно для переоснащения полноценной дивизии.

     Конечно же, военное руководство предпринимает серьезные усилия для исправления ситуации. Только за период 2001—2004 годов на вооружение принято более 77 образцов техники. Начиная с 2006 года все образцы вооружения должны быть «пересажены» на новый типаж: его унификация по агрегатам составляет 85 проц., а по автомобилям и гусеничной технике - более 60 проц.

     Сегодня в первую очередь акцент делается на переоснащение частей постоянной готовности, а это около 10 процентов от всего автопарка. В рамках Государственной программы вооружения на 2006—2015 гг. предусмотрено перевооружение войск на автомобильные базовые шасси нового поколения. Для этого консолидируются ресурсы не только ГАБТУ, но и других заказчиков и потребителей.

     Предстоит значительно сократить количество базовых шасси за счет агрегатной модификации и модульного конструирования. Задача задач - повышение технического уровня машин и снижение затрат на поддержание их исправности за счет создания и применения унифицированных компонентов. Также ставка делается на разработку новых транспортных средств для перспективных видов ВВТ для любых климатических и природных условий.

     В рамках поставок автотехники наблюдается определенная динамика. В 2001 году заказ Минобороны составил 2.000 автомобилей, в 2002 году – 2.800, в 2003-м – 3.000, в этом году — более 3.500 машин. Конечно же, количественный показатель пока не соответствует пожеланиям производителей и потребителей. Всего же по серийным поставкам до 2015 года плановые закупки автомобилей составят 150 тысяч единиц. Со стороны государства готовится переход на более длительные договорные отношения с производителями по срокам и партиям выпускаемой техники.

     Проблемы армии живо волнуют и региональных лидеров. Президент Татарстана М. Шаймиев, что называется, держит руку на пульсе республиканской «оборонки». Выступая на конференции, он подчеркнул, что в Татарстане сохранены и рентабельно работают все оборонные предприятия, за исключением двух, находящихся на балансе государства. Большую озабоченность вызывает ГУП «Казанский завод «Точмаш», специализирующееся на выпуске взрывателей и снарядов. Уникальное производство фактически находится без заказов и держится на плаву благодаря производству холодильников. Его потеря обернется бедой для всей армии.

     Ставка на переработку продуктов нефтехимии, а не на «нефтяную трубу» дала ощутимые результаты в республике. Например, на днях запущено производство новых типов каучука, что позволит выпускать особо прочные шины нового класса для машин оборонного назначения, соответствующие мировым стандартам.

     Или взять такой немаловажный нюанс. Все синтетические масла, производимые российскими нефтяными компаниями, состоят из присадочных компонентов, получаемых из-за рубежа. Благодаря разработкам республиканского химического отделения РАН налажен выпуск отечественных синтетических масел.

     Возможности российского автопрома по созданию новой техники можно было оценить, посетив приуроченную к конференции выставку. Производственные объединения «Урал», «ГАЗ» «УАЗ», «Автодизель» продемонстрировали образцы своей автомобильной продукции. «КамАЗ», используя представившуюся возможность, показал почти всю гамму своей автотехники и базовых шасси.

     Для военных Камский автозавод создал унифицированные армейские автомобили многоцелевого назначения и разработал семейство «Мустанг». В 2002 году автомобили КамАЗ-4350, -5350, -6350 грузоподъемностью 4, 6, 10 тонн соответственно были приняты на вооружение.

     В этом году после модернизации камазовское семейство пополнилось пятью новыми моделями. На базе КамАЗ-4350 сконструирован КамАЗ-43501, имеющий укороченную базу, платформу с опущенным полом и надколесными нишами. На основе трехосного базового «Мустанга» созданы седельный тягач КамАЗ-53504 и длиннобазовый грузовик КамАЗ-5350. Особый интерес у военных вызывает четырехосный грузовик КамАЗ-63501 с грузоподъемностью 15 тонн и седельный тягач КамАЗ-6450, способный буксировать полуприцеп полной массой до 32 тонн.

     Автостроители готовы провести в 2005—2006 годах очередную модернизацию своих автомобилей и базовых шасси. Словом, мобильность армейских подразделений уже в ближайшее время станет выше, а техника - надежнее.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства