на главную страницу

2 Ноября 2004 года

Урок истории

Вторник

Остановить «слуг шайтана»!

Александр БОНДАРЕНКО, «Красная звезда».



В минувшую пятницу на «парламентском часе» в Государственной Думе прошло заслушивание руководителей спецслужб - мероприятие по нынешним временам достаточно рутинное. По крайней мере с точки зрения телезрителей, которые в очередной раз узнали о том, что «силовики продолжают наращивать усилия» для борьбы с терроризмом и добиваются при этом известных успехов. Подобные словеса давно уже проходят мимо наших ушей, не вызывая никаких эмоций...Однако на сей раз произошло нечто из ряда вон выходящее, если не сказать, выдающееся. Генеральный прокурор России Владимир Устинов заговорил вдруг о «нестандартных», как это восприняли многие, методах борьбы с террористами. В частности, о необходимости резкого повышения ответственности за принадлежность или пособничество незаконным вооруженным формированиям, конфискации имущества людей, причастных к деятельности террористических организаций, и даже взятии в «заложники» их родственников.

     ЭТО ВЫСТУПЛЕНИЕ произвело далеко не однозначное впечатление на разные слои российского общества. Одним оно показалось очередным наступлением «на демократию и правовое государство», о чем «кликуши» тут же и завопили с телеэкрана и газетных страниц. Другие поняли, что обстановка уже настолько напряжена, что если не перейти наконец от грозных слов и обещаний к решительным действиям, то Россию ждут еще большие бедствия и потрясения. Думается, что третьи, в той или иной степени причастные к терроризму, «делающие бизнес» на войне, почувствовали себя неуютно и «включили все рычаги», чтобы намерения генпрокурора так и остались словами. Однако есть еще и четвертые, которых, к сожалению, большинство - они постепенно смирились с происходящим вокруг и давно уже не верят ни в обещания, ни вообще во что-нибудь лучшее...
     Хотя Устинов, как представляется, не сказал ничего принципиально нового - лишь то, что он должен был сказать давным-давно. Просто одной из бед нашего общества является дремучее незнание собственной истории и проистекающая отсюда невозможность использовать уникальнейший опыт, накопленный многими поколениями россиян. К сожалению, мы воспитаны на догмах, а наше мировоззрение формируется на основании очередных «руководящих указаний и требований».
     Так, поколения советского народа, плавно переросшие ныне в народ российский, были воспитаны на принципах интернационализма и приучены ко всему подходить с позиций «классовых». А в результате, различая нации и народности исключительно «по цвету глаз и форме носа», начисто позабыв о национальной психологии, народных традициях - «менталитете», наши «партийные идеологи» совершили бесконечное количество ошибок, которые во многом не только привели к крушению СССР, но и породили достаточно проблем уже на постсоветской территории. И если мы не обратимся к опыту и наработкам наших предков, нам этих проблем никогда не решить.
     Вспомните «дни Беслана», которые сегодня уже стираются из нашей памяти - примерно так же, как фактически забылись трагедии Буденновска и Буйнакска, улицы Гурьянова и «Норд-Оста»... Реально о них сегодня помнят лишь те, кого они коснулись непосредственно, остальные, несмотря на громкие заверения о том, что «мы теперь уже другие», отложили происшествие в запасники памяти... Если бы это было не так, то, памятуя хотя бы о захваченном террористами роддоме в Буденновске, вряд ли бы разные деятели с телеэкрана стали нас, неразумных, уверять, что «горцы с женщинами и детьми не воюют». Тем более никто бы не стал этого говорить, держа в памяти опыт Кавказской войны и хотя бы немножко зная историю Северного Кавказа.
     Впрочем, последуем примеру Президента России Владимира Путина и возьмем «Толковый словарь живого великорусского языка» - помнится, как глава нашего государства красиво «умыл» западников, дав им однозначную трактовку слова «терроризм». Так вот, мы возьмем иное, совершенно забытое ныне слово «абрек».
     Владимир Иванович Даль толкует это понятие как «отчаянный горец, давший срочный (т.е. на определенный срок. - А.Б.) обет или зарок не щадить головы своей и драться неистово».
     Обратим внимание на слово «горец» - как известно, абреков не было ни среди украинцев, ни среди эстонцев... Это явление узко географического, национального плана - кавказского плана.
     По-русски «абрек» означает «заклятый». Известный историк генерал-лейтенант Василий Алексеевич Потто приводит в своей «Кавказской войне» характеристику, данную абреку анонимным путешественником: «Дитя ли, женщина ли, дряхлый ли, бессильный старик - ему все равно, была бы жертва, была бы жизнь, которую он может отнять, хотя бы с опасностью потерять свою собственную. Жизнь, которой наслаждаются, для него смертельная обида...»
     ...ДЕНЬ 1 СЕНТЯБРЯ - один из самых-самых значительных и замечательных для каждого ребенка, особенно - первоклассника, для всех родителей. Сколько подготовки к этому празднику в каждой семье, сколько ожидания, сколько радости! Неудивительно, что эта радость показалась «смертельной обидой» для абреков XXI века. Не случайно, что ими был выбран именно этот день... Ведь в клятве абрека говорится: «Клянусь отнимать у людей все, что дорого их сердцу, их совести, их храбрости. Отниму грудного младенца у матери, сожгу дом бедняка и там, где радость, принесу горе...»
     Многоопытный «кавказец» генерал Потто называет абрека самым страшным зверем гор, опасным для своих и чужих: «кровь - его стихия, кинжал - неразлучный спутник, сам он - верный и неизменный слуга шайтана». Рассказ об абреках историк поместил в главе «Чечня»: «Нигде абречество не принимало такого удручающего характера, как у чеченцев, - отмечает он. - Эти люди становились одинаково страшными и чужим и своим, отличаясь жестокой, беспощадной ненавистью ко всему человеческому».
     Но почему именно они? Генерал дает чеченцу такую характеристику: он «красив и силен. Высокого роста, стройный, с резкими чертами лица и быстрым, решительным взглядом, он поражает своей подвижностью, проворством, ловкостью... По характеру чеченец имеет много общего с другими горными племенами Кавказа; он также вспыльчив, неукротим и легко переходит от одного впечатления к другому; но в его характере нет той благородной открытости, которая составляет характерную черту, например, кровного кабардинца; они коварны, мстительны, вероломны и в минуты увлечения опасны даже для друга».
     Да, как тут не вспомнить «незлым тихим словом» идеологов «застойного» периода, талдычивших о том, что все горцы, проживающие в семье «братских народов», отважны, горды и гостеприимны - и ничего более!
     Между тем очень многое было понято и осмыслено еще в XIX столетии, и нашим специалистам, всерьез стремящимся к замирению Северного Кавказа, не грех было бы обратиться к давнему опыту - в том числе и боевому. Ведь как мы видим, бандиты, пусть и вооруженные современным оружием, воюют все так же, как и несколько веков тому назад, - по тем же правилам и «понятиям»... Причина проста: проведенный при Советской власти грандиозный эксперимент по переводу ряда наций и народностей из средневековой жизни в «светлое будущее человечества», провалился. Причем не только на Кавказе.
     Очевидно, одним из первых это сегодня понял генеральный прокурор: с каждым человеком нужно говорить на понятном ему языке, используя доступный ему понятийный аппарат. Впрочем, опять-таки он только пришел к тому, что было за 200 лет до того.
     ЧТОБЫ ЭТО объяснить, обратимся к событиям XIX века, о которых поведал в «Истории Русской армии» Антон Керсновский:
     «Кавказ бурлил... Император Александр I не одобрял слишком решительных мер, требуя проявления к горцам «дружелюбия и снисходительности». Петербург проявлял полное незнакомство с обстановкой, а горцы считали «снисходительный» образ действий за признак слабости русских войск и все более смелели». Признаем, что все это весьма напоминает определенные времена в Чеченской Республике. А вот - тот же текст, несколькими абзацами ниже: «Ермолов сразу же наметил план действий... Учитывая фанатизм горских племен, их необузданное своеволие и враждебное отношение к русским, а также особенности их психологии, новый главнокомандующий решил, что установить мирные отношения при существующих условиях совершенно невозможно. Надо было заставить горцев уважать русское имя, дать им почувствовать мощь России, заставить себя бояться. А этого можно было добиться лишь силой, ибо горцы привыкли считаться только с силой...» Опять-таки - прямые параллели с современностью.
     О том, как Алексей Петрович Ермолов водворял на Кавказе мир и порядок, утихомиривая разбойничьи племена, «Красная звезда» писала уже немало. Но мы в основном рассказывали о делах военных, а в данном случае нас интересуют именно карательные меры, о которых и говорил в Госдуме Устинов. В частности, он говорил о заложниках - во времена Кавказской войны они именовались аманатами. Если заглянуть в «Толковый словарь», то это «человек, взятый в залог, в обеспечение чего[-то], верности племени или народа, подданства покоренных»...
     И тут опять необходимо сделать отступление о национальном характере. Известный государственный деятель времен Петра I - Анны Иоанновны, Артемий Петрович Волынский говорил с горечью: «Нам, русским, хлеба не надо - мы сами себя едим, и тем сыты бываем». Действительно, такого безразлично-наплевательского, а то и откровенно недоброжелательного отношения к соотечественникам нет, пожалуй, ни в одном другом народе, и происходящее в нашем Отечестве - тому закономерное следствие. У северокавказских народов все совсем по-иному: земляк тянется к земляку, они всячески помогают друг другу...
     Мудрый Ермолов в полной мере использовал эти национальные особенности в интересах дела. В качестве аманатов в покорившихся и поклявшихся в верности русскому государю землях забирались уважаемые люди, дети высокопоставленных родителей. Нет, их не рассаживали по тюрьмам, им практически не ограничивали свободу: молодежь училась, многие служили, жили во вполне комфортных условиях - порой даже в Петербурге...
     Впрочем, не вдаваясь в подробности, достаточно вспомнить столь популярную некогда повесть Александра Бестужева-Марлинского «Аммалат-бек», основанную, кстати, на реальных событиях. Единственное, что отличало аманатов от всех прочих, было то, что в случае измены их народа, племени они могли быть казнены - повешены за предательство своих родственников.
     «Малейшее неповиновение, набег или грабеж на линии, - так объявлял Алексей Петрович «мирным», присягнувшим в верности России, чеченцам, - и ваши аулы будут разрушены, семейства распроданы в горы, аманаты повешены». Он же говорил: «Одна казнь сохранит сотни русских от гибели и тысячи мусульман от измены». Учитывая реалии XXI столетия, приходится уточнять, что борьба с террором спасает от гибели и тысячи мусульман, а некоторых русских и прочих «христиан» следует карать за измену...
     ...ИНТЕРЕСНО, у кого бы хватило цинизма возражать, если бы посредством аманатов удалось предотвратить, остановить в самом начале развития трагедии «Норд-Оста» или Беслана? Как именно это сделать, вполне могли бы разобраться наши могущественные спецслужбы. Кому-то, конечно, придется не по душе «политика устрашения», но почему должны бояться законопослушные граждане - в театре и в самолете, в вагоне метро, на школьной линейке или даже в своей квартире, а не те, кто посягает на общественную безопасность, не родственники потенциальных убийц, которые не могут или не желают их остановить - или хотя бы сообщить об их черных замыслах?
     Да, мы фактически возвращаемся к прежним временам, когда законопослушание обеспечивал именно фактор страха - за себя, за родственников, за нажитое имущество. Но что было делать, если присягу, принесенную «неверным», горец нередко считал пустым звуком?
     «Вы три раза присягали не разбойничать и три раза нарушали присягу, - говорит Ермолов, «протектор Кавказа» в повести «Аммалат-бек». - Чего недостает вам? лугов ли? стад ли? защиты ли того и другого? Так нет, вы хотите брать с русских награды за имя мирных и добычу, наводя черкесов на наши деревни, разбойничая с ними вместе! Повесить их, - сказал он грозно, - повесить на собственных воровских арканах. Пусть только бросят жребий: четвертому воля... велеть ему рассказать своим товарищам, что я приду научить их держать слово и замирить по-своему».
     Не таким ли «пустым звуком» оказалась Военная присяга для Дудаева, Масхадова и иже с ними? Та самая, кстати, присяга, верность которой сегодня свято хранят бойцы чеченских подразделений, противостоящих боевикам на своей родной земле. Можно утверждать, что таковых верных и преданных здесь уже большинство: все-таки на дворе цивилизованный XXI век, а за плечами у народа - многие десятилетия нормальной жизни, неумолимо, хотя и не столь стремительно, как бы кому-то хотелось, изменяющей национальную психологию... А с теми, чья психология остается на уровне средневековья, следует разговаривать понятным и доступным им языком.
     ...Вот на какие мысли навело меня выступление генерального прокурора России Владимира Устинова, прозвучавшее как боль души и сигнал тревоги. Ясно, что для того, чтобы остановить терроризм, необходимы самые строгие, целесообразные и действенные законы, исходящие из нашего исторического опыта, принятые в интересах общества и этим обществом неукоснительно исполняемые...
     Конечно, сегодня наше общество весьма разнолико и разнопланово, так что тысячу раз прав наш президент, говорящий, что для победы над терроризмом необходима его скорейшая консолидация. Причем, думается, консолидация общества прежде всего не в политическом, а в экономическом плане. Ведь ясно, что чем меньше будет в стране нищеты, чем меньшее количество людей будет видеть себя разоренным, обманутым, обиженным, никому не нужным - на фоне нажитого неправедным путем фантастического богатства немногих, тем крепче будет держава, тем монолитнее станет общество.
     Только такому сильному и здоровому обществу под силу будет остановить «слуг шайтана».


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства