на главную страницу

2 Ноября 2004 года

Армия и общество

Вторник

СПЕЦНАЗ НАДЕЕТСЯ НА ГЛОНАСС

Но его с нетерпением ждут и в Сухопутных войсках

Андрей ГАРАВСКИЙ.



     
Как заявил начальник Генерального штаба Вооруженных Сил РФ генерал-полковник Юрий Балуевский, мобильные отряды спецназа и ВДВ, действующие в Чеченской Республике, начали оснащаться навигационными приемниками отечественной Глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС. Напомним, что в планах Министерства обороны РФ до конца 2005 года было оснащение Вооруженных Сил этими приемниками, способными принимать сигналы ГЛОНАССа. Насколько они реальны?



     «Красная звезда» уже сообщала о том, что график возобновления полноценной работы системы вновь сбивается из-за недофинансирования. Сегодня выделение средств на эту важнейшую федеральную целевую программу осуществляется в объеме, не превышающем 70 процентов от запланированного.
     Между тем навигационные приемники для определения точного местонахождения в любое время суток необходимы не только спецназу, но и командирам взводного и ротного звеньев для ведения современного эффективного боя. Очевидно, что в снаряжении солдата XXI века навигационный приемник будет являться важнейшей неотъемлемой частью.
     Пока же у России нет на орбите необходимых для нормального функционирования системы 15 — 18 космических аппаратов «Глонасс», нет и достаточного количества наземных приемников для работы в системе ГЛОНАСС.
     Пока мы держим на голодном пайке свою навигационную систему, наши конкуренты из года в год наращивают усилия в этом направлении. Объявлено о модернизации американской глобальной навигационной системы NAVSTAR – GPS, а в Европе идут опытно-конструкторские работы по созданию своей системы «Галилео». Последним тревожным сигналом, еще более увеличивающим отрыв наших конкурентов, стало сообщение о том, что в США на смену GPS-приемнику PLGR, которому почти 12 лет, приходит новейший приемник DAGR. Уже начинаются его поставки в войска.
     Усовершенствованный военный GPS-приемник DAGR намного компактнее и легче своего предшественника PLGR. Он весит менее 0,5 кг, что почти в три раза меньше, чем PLGR. Габариты новинки позволяют хранить ее в кармане униформы или в патронной сумке.
     DAGR имеет внутреннюю антенну, встроенный магнитный компас, в его память можно ввести 999 контрольных точек. Также он гораздо более надежен, чем PLGR. Специалисты отмечают и низкое энергопотребление прибора, что позволяет увеличить время его работы, снизить стоимость недешевой аккумуляторной батареи. DAGR может непрерывно работать 19 часов, а в режиме захвата четырех точек в час продолжительность его работы составляет 200 часов.
     В отличие от предшественника новый приемник использует информацию с 12 спутников на двух частотах, что существенно повышает точность определения местоположения. В DAGR заложена возможность коррекции ошибок, связанных в том числе с ионосферной рефракцией и внешними шумами, эффектом Допплера и пр.
     Отметим и высокую защищенность прибора. Новый модуль селективного доступа, обеспечивающий шифрование кода, защищает DAGR от взлома, в том числе и в случае, когда приемник попадет в руки противника. Также повышена защищенность прибора от помех, создаваемых станциями противника.
     DAGR имеет современный графический интерфейс, возможность подгрузки цифровых карт, данных с других приемников, он поддерживает лазерные дальномеры, что позволяет мгновенно определять координаты удаленного объекта, расстояние до него и направление его движения. Отметим, что при всем этом американцы умудрились снизить стоимость нового приемника по сравнению с PLGR.
     В планах Пентагона в ближайшие полгода отправить в войска почти 9.000 GPS-приемников DAGR для оснащения трех дивизий, одного полка, трех бригад и учебного центра. Это неудивительно, ведь американские военные активно использовали NAVSTAR в Афганистане, используют и в Ираке.
     Что тут сказать? Нам бы такой размах, но увы... Здесь мы отстаем во всех компонентах. Сегодня на орбите вместо 24 спутников или как минимум 15 — 18 находятся всего 11 космических аппаратов. При этом 10 из них - устаревшие спутники «Глонасс» со сроком службы 2 — 3 года. Новые КА «Глонасс-М» и «Глонасс-К» способны функционировать на орбите уже 7 – 10 лет, но пока в составе группировки только один «Глонасс-М». Впрочем, и этот спутник уже устарел, нужны КА «Глонасс-К» на базе негерметичной платформы «Экспресс-1000», которые будут весить в два раза меньше предшественников.
     Нуждается в модернизации наземная и пользовательская аппаратура ГЛОНАССа. Конечно, хорошо, что спецназ наконец-то получит приемники сигналов отечественной системы. Но опять же эти приемники первого поколения, да и их количество оставляет желать лучшего.
     На следующий год финансирование ГЛОНАССа планируется в пределах 3,6 млрд. рублей. Учитывая опыт нынешнего года, будут ли выделены эти средства в полном объеме? При этом отметим, что и стопроцентное выделение запланированных средств не решит всех проблем.
     Будем называть вещи своими именами: утратив ГЛОНАСС, мы рискуем потерять навигационную независимость России. Работа ряда систем высокоточного оружия, истребителей, боевых вертолетов, подразделений, использующих навигационные приемники, будет зависеть от иностранной навигационной системы, что подразумевает ее отключение для российских пользователей в любой момент.
     Напомним, что Глобальная навигационная спутниковая система - это сумма уникальных технологий, плод многолетнего труда российских конструкторов и ученых. Кроме Минобороны, в создании ГЛОНАССа принимали участие НПО прикладной механики им. академика М.Ф. Решетнева, Российский НИИ космического приборостроения, Российский институт радионавигации и времени, производственное объединение «Полет».
     Первый запуск спутника по программе ГЛОНАСС состоялся 12 октября 1982 года, а в сентябре 1993 г. система была официально принята в эксплуатацию в неполном составе с условием развертывания штатной орбитальной структуры в 1995 году. Однако с учетом экономических реалий, сложившихся в России с начала 1990-х годов, группировка спутников отечественной навигационной системы так и не достигла необходимого количества КА в 24 единицы. Более того, ГЛОНАСС постоянно лихорадило. Бюджетных денег не то что на развитие, но и на поддержание системы катастрофически не хватало. Время от времени руководство страны вспоминало про злосчастный ГЛОНАСС и предпринимало попытки что-то сделать. Но кардинально ситуация не менялась. Спутники вырабатывали ресурс, а заменить их было нечем. За 2000 — 2002 годы было запущено всего девять спутников (один уже выведен из системы). В 2003 году запустили еще три спутника. Этого количества хватило лишь на так называемое латание образовывающихся из-за старения группировки дыр. Не получалось и наладить коммерческое использование системы.
     По прогнозам специалистов, в ближайшие 10 – 15 лет приемники сигналов навигационных систем получат широчайшее гражданское применение от автомобилей до наручных часов. Это огромный многомиллиардный рынок, потерять который мы не имеем права. Россия сможет сохранить лидирующие позиции в области спутниковой навигации только за счет гарантированного предоставления навигационных сигналов армии и другим как отечественным, так и зарубежным потребителям. Это не только обеспечит национальную безопасность, но и придаст импульс социально-экономическому развитию страны.

     На снимке: таких российских космических аппаратов на орбите должно быть не менее 15 - 18 единиц.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства