на главную страницу

2 Ноября 2004 года

ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ

Вторник

Северный вектор Центральной Азии

Роман СТРЕШНЕВ, «Красная звезда».



В последнее время внимание России к Центральной Азии возрастает. Наша страна ныне выказывает куда большее стремление к реальному долгосрочному взаимодействию, чем несколько лет назад. Москва при этом исходит из того принципа, что «старый друг лучше новых двух», а уж тем более, если эта дружба подкреплена общими интересами в сотрудничестве. Вместе с тем Россия - далеко не единственный политический игрок, заинтересованный в тесном взаимодействии со странами Центрально-Азиатского региона (ЦАР).

     
Больше чем союзники

     В последнее время в странах ЦАР также прослеживается последовательное смещение акцентов в сторону России. В ней они все больше ощущают надежного и верного партнера. В регионе постепенно растет понимание необходимости укрепления геополитической роли и влияния РФ на постсоветском пространстве. Поэтому обсуждаемая тематика дальнейшей интеграции весьма обширна: политическое, торгово-экономическое, культурное, научно-техническое, военное сотрудничество, решение общих проблем борьбы с международным терроризмом и религиозным экстремизмом, незаконным оборотом наркотиков и т.д. При этом активизация связей России с государствами региона идет как в рамках таких международных структур - СНГ, Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), Организация центрально-азиатского сотрудничества, так и на двусторонней основе.
     Казахстану, например, в последние годы лучше других удавалось поддерживать добрые отношения с Россией, при этом успешно привлекая в свою экономику и безопасность западные инвестиции. Астана неоднократно подчеркивала, что главный ее союзник - именно Москва, в том числе и в военно-политических вопросах. Республика активно работает в рамках ОДКБ. Так, 6 октября нижняя палата парламента Казахстана одобрила ратификацию протокола, расширяющего сферу применения Соглашения об основных принципах военно-технического сотрудничества между государствами - членами ОДКБ.
     Еще один не менее важный союзник России в сфере безопасности - Киргизия. Ярким практическим подтверждением тому служит то, что на российскую авиабазу Кант, дислоцирующуюся на территории республики в рамках ОДКБ, вскоре будут дополнительно переброшены семь фронтовых истребителей-бомбардировщиков Су-27 и два вертолета Ми-8. Это стало возможным благодаря реконструкции взлетно-посадочной полосы аэродрома. Еще в августе министр обороны РФ Сергей Иванов заявил, что «у российского руководства существуют планы по дальнейшему развитию авиабазы Кант и Президент РФ Владимир Путин эти планы уже одобрил». Пока в Канте находятся пять штурмовиков Су-25, четыре самолета Л-39 и два вертолета Ми-8, а также военно-транспортная авиация. На базе находятся порядка 400 российских военнослужащих. В дальнейшем их число может быть увеличено примерно до 600. В октябре авиабаза отметила годовщину - исполнился год с момента ее открытия. Кант является авиационной компонентой Коллективных сил быстрого развертывания ОДКБ.
     Таджикистан - еще одно государство - член ОДКБ, где теперь дислоцируется российская военная база. 17 октября в ходе визита Владимира Путина в Душанбе были подписаны документы о преобразовании российской 201-й мотострелковой дивизии в военную базу РФ, которая будет включать в себя и авиационную компоненту. Российскую авиагруппу в Таджикистане планируется разместить на аэродроме Айни в 20 км от Душанбе. Предположительно она будет насчитывать до 20 боевых самолетов и вертолетов, включая штурмовики, истребители, а также вертолеты Ми-24 и Ми-8. База должна стать важным элементом в общей системе обеспечения безопасности Центрально-Азиатского региона. В счет погашения таджикского долга в собственность РФ был также передан оптико-электронный комплекс «Окно» в Нуреке. Решено, что в рамках ОДКБ на территории Таджикистана весной будущего года пройдут совместные учения «Рубеж-2005».
     Заметно активизировалось сотрудничество России с Узбекистаном, который хоть и не входит в ОДКБ, но ведет активный диалог с Москвой на двусторонней основе, в том числе и по военно-политическим вопросам. Ярким примером может служить августовское заявление президента республики Ислама Каримова о том, что запланированные на будущий год на территории республики совместные учения с участием частей Министерства обороны России «будут не просто дежурные, для «галочки». Планируется, что на новом полигоне в Фаришском районе, отвечающем требованиям мировых стандартов, российские спецназовцы обменяются с узбекскими коллегами опытом борьбы с террористами, будут совершенствовать возможности отражения условного противника.
     Многостороннее взаимодействие в области безопасности также все чаще подкрепляется реальным сотрудничеством, практическими действиями. Так, с 10 по 21 июня пограничными ведомствами Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана проводилась совместная специальная пограничная операция «Достык» («Дружба»). Она позволила достичь организации совместного противодействия попыткам трансграничной организованной преступности расширить масштабы незаконного перемещения через границы и территории государств - участников СНГ с территории Афганистана оружия, боеприпасов, наркотических веществ и нелегальных мигрантов. Было отработано всестороннее практическое взаимодействие между пограничными ведомствами с привлечением силовых структур, таможенных и других государственных органов при проведении совместных действий по охране государственных границ.
     
Свято место пусто не бывает

     Вместе с тем в регионе не снижается и военно-политическая активность Запада. Довольно часто государства ЦАР посещают высокопоставленные представители США и других стран НАТО. Например, во время проходивших в Киргизии и Казахстане совместных учений в рамках ОДКБ «Рубеж-2004» среднеазиатское турне совершил глава Центрального командования ВС США генерал Джон Эбизейд. Он побывал в Узбекистане, Киргизии, Таджикистане, где обсуждал вопросы расширения военного и военно-технического сотрудничества Америки со странами региона. Затем с той же миссией председатель объединенного комитета начальников штабов вооруженных сил США генерал Ричард Майерс посетил Ташкент и Алма-Ату.
     На днях первый заместитель госсекретаря США Ричард Армитидж побывал в Астане, где заявил, что Казахстан является стратегическим партнером Соединенных Штатов в сфере обороны и безопасности. Было также подчеркнуто, что военное сотрудничество между двумя государствами выходит на новый качественный уровень. За последние полтора года его объем по программам международного военного финансирования и международной военной подготовки и образования возрос в два раза. В августе текущего года в миротворческих учениях «Степной орел-2004», проводимых на территории Казахстана, принимал участие британский пехотный батальон. Они прошли в соответствии с планом военного сотрудничества между двумя странами. В республике успешно реализуются и различные программы НАТО.
     В ходе своего недавнего визита в Киргизию заместитель министра обороны США Джеймс Макдугалл назвал проект плана военного сотрудничества двух стран на 2005 - 2010 годы самым лучшим и обоснованным в Центрально-Азиатском регионе. И подкреплено это было денежным грантом на киргизские военные нужды. В начале октября оборонные ведомства Киргизии и Франции подписали в Бишкеке план двустороннего военного сотрудничества на 2005 год. Документ предусматривает обучение киргизских офицеров французскому языку, проведение различных тренировок, в том числе совместную горную подготовку подразделений специального назначения. Французская сторона передала министерству обороны Киргизии военную экипировку, имущество на сумму 60 тыс. долларов США. Не менее активно вовлекается в различные западные проекты по военному и военно-техническому сотрудничеству и Таджикистан.
     В последнее время США проявляют повышенный интерес к Туркмении. При этом критика в адрес Ашхабада со стороны американской администрации несколько поутихла. Недавно в республике с официальным визитом побывал заместитель командующего Центральным командованием США генерал-лейтенант Лэнс Смит. Это стало неким дополнением к предшествующему визиту в Туркмению командующего Центральным командованием США генерала Джона Эбизейда. Как сообщается, главными обсуждаемыми темами стали вопросы военного сотрудничества и охраны границ.
     Несомненно, укреплению прозападных позиций на южных рубежах СНГ способствовало то, что Центральная Азия на некоторое время выпала из ниши российских военно-политических и экономических приоритетов. В то же время регион приобрел весомое значение в долгосрочных планах США и некоторых европейских государств.
     Поворотным моментом для обозначения западного военного присутствия в южном подбрюшье России стала антитеррористическая операция в Афганистане. Напомним, что в Узбекистане расположились военная база США в Ханабаде и немецкая база в Термезе, в Киргизии в международном аэропорту Бишкека размещается американская военная база Ганси, а на территории Таджикистана близ Душанбе создана база НАТО. И вряд ли вооруженные силы западных стран в обозримом будущем по собственной воле уйдут из региона. Судя по заявлениям чиновников американской администрации, следующим этапом для Соединенных Штатов является дальнейшее установление со странами Центральной Азии долгосрочных отношений в военной области и в сфере безопасности.
     Так, объявленная министром обороны США Дональдом Рамсфелдом передислокация американских войск не ограничивается одной Восточной Европой. Пентагон не скрывает, что хотел бы увеличить свое военное присутствие в Центральной Азии. Правда, пока речь идет не об увеличении количества войск, а о повышении качества самого военного сотрудничества и баз, расположенных в Центральной Азии. Ведь главная цель американцев - оперативная переброска сил в тот регион, где необходимо отстаивать стратегические интересы США. «Участие сил передового развертывания в боевых действиях в районе базирования маловероятно, поэтому наша главная цель — быстрое развертывание этих сил там, где потребует обстановка. Боевые подразделения США должны уметь водворяться на территории страны, перемещаться по ней и покидать ее, не причиняя беспокойства местному населению», — пишет заместитель министра обороны Соединенных Штатов Дуглас Фейт в статье «Система обороны США: глобальная трансформация».
     Как заявил в этой связи сам Дональд Рамсфелд: «Мы не планируем создавать в Центральной Азии постоянные военные базы. Мы с нашими друзьями и союзниками обсуждаем вопрос создания так называемых оперативных объектов. Это временные объекты, куда США и страны коалиции будут иметь периодический целевой доступ и где им будет оказываться поддержка». Силовое прикрытие американских национальных интересов в ЦАР возникло не случайно - регион содержит в себе огромный потенциал, в том числе природные ресурсы, разработка которых способна обогатить не столько местное население, сколько крупные западные компании. Немаловажную роль играет и его геостратегическое расположение, позволяющее держать под контролем обширные территории Китая и России.
     
Только с Россией

     В этой связи нельзя не заметить, что стремление Москвы к возврату утраченных позиций и укреплению взаимовыгодного сотрудничества со странами региона довольно негативно воспринимается в некоторых западных государствах. Свидетельством тому - критика, с которой они обрушились на правящие режимы центрально-азиатских государств. Так, сенатор Джозеф Байден, член комиссии по иностранным делам конгресса США, заявил, что, «несмотря на щедрую американскую помощь, жизненный уровень населения этих стран если и повышается, то весьма незначительно, а нарушения прав человека и ущемление свобод со стороны репрессивных режимов наблюдаются там почти повсеместно». В последнем отчете госдепартамента также содержится жесткая критика положения с правами человека в странах региона.
     Однако не только одна критика направлена на то, чтобы помешать сближению стран региона с Россией. В этих целях широко используется и экономический рычаг. Например, в июльском заявлении госдепартамента США говорится, что в связи с «недостаточным прогрессом демократических реформ» Узбекистан может лишиться 118 млн. долларов в год. Еще летом 2003 года Белый дом четко дал понять, что в случае несговорчивости стран региона Вашингтон намерен сократить объемы помощи государствам Центральной Азии. Прежде всего это касалось программ Пентагона и государственного департамента США. При этом в 2003 г. доля выделенных средств странам ЦАР на поддержку программ демократического развития составила 18 процентов от общей финансовой помощи. Зачастую эти деньги направляются на задабривание местных политэлит, но совсем не работают на развитие экономики и восстановление социального баланса.
     В целом же проблем у региона много, причем решать их необходимо уже сейчас, так как обычно одни порождают другие, еще более сложные. Например, низкий уровень социальной защищенности граждан, нищета, отсутствие национальной идеи действительно приводят к размножению различных экстремистских течений и террористических организаций. А здесь одними западными грантами и разговорами о демократических ценностях не поможешь.
     И в этом плане огромную роль способна сыграть Россия, о чем говорят и руководители стран региона. Как пример тому можно привести слова президента Киргизии Аскара Акаева: «Только совместно с Россией наша республика может испытывать уверенность в возможности поддержания региональной безопасности. Ошибаются те, кто не признает роли России в обеспечении стабильности и безопасности на региональном уровне. Ошибаются и те, кто называет Российскую Федерацию региональным государством. Это мировая держава, которая способна оказывать самое серьезное влияние на ход мировых политических событий».


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства