на главную страницу

4 Ноября 2004 года

Актуально

Четверг

«Европейский политик»
и здравый смысл

Материал подготовил Владимир КУЗАРЬ.



Россия и Евросоюз подошли к своему 14-му саммиту, который состоится 11 ноября и на котором будут обсуждаться вопросы их дальнейшего взаимодействия, с заметным оживлением многопланового диалога и сотрудничества на различных уровнях. Вот и в эти дни с визитом в Москве находится премьер-министр Италии Сильвио Берлускони. Одной из тем его переговоров с Президентом России Владимиром Путиным стали именно вопросы расширения сотрудничества нашей страны и Евросоюза. А накануне Совет Федерации рассмотрел и одобрил принятый Государственной Думой 22 октября 2004 года Федеральный закон «О ратификации Протокола к Соглашению о партнерстве и сотрудничестве, учреждающему партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны, учитывающего присоединение Чешской Республики, Эстонской Республики, Республики Кипр, Венгерской Республики, Латвийской Республики, Республики Мальта, Республики Польша, Республики Словения и Словацкой Республики к Европейскому Союзу». Высказать свои соображения по европейской политике России редакция газеты попросила председателя Комитета Совета Федерации РФ по международным делам Михаила МАРГЕЛОВА.

     

     Хитросплетения европейской политики традиционно воспринимались в России с опаской. Это обстоятельство достаточно парадоксально. Во-первых, потому, что на протяжении столетий Россия - по своей инициативе или вынужденно - играла активную роль в европейских делах. Во-вторых, в связи с тем, что российская ментальность, в том числе и политическая, в силу известных причин всегда отличалась масштабностью логических построений, а порой даже изысканной изощренностью, что обычно ассоциировалось с евразийской природой страны, многонациональным составом правящей элиты.

     Однако различные прожекты российской внешней политики, вызывающие при знакомстве с ними интеллектуальное удовлетворение, случалось, и неоднократно, разбивались о суровые реалии европейской жизни. А задача освоения того, что Петр I называл «европейский политик», всегда оставалась острой и далекой от своего решения. Временами, и не очень успешно, Россия стремилась замкнуться или как минимум снизить активность на европейском направлении, уделять больше внимания своим интересам на Востоке. Но и тут, как обычно оказывалось, интересы Востока и Запада тесно переплетены.

     Сегодня, в условиях динамичной глобализации процессов мирового развития, в условиях, когда часть бывших советских республик и бывшие союзники СССР в Восточной Европе стали составной частью набирающего силу Европейского сообщества, у России нет другого выбора, кроме как совместно с европейскими странами решать возникающие проблемы. Это самый общий ответ на традиционный и весьма сложный по сути, но соответствующий российской ментальности вопрос: «Что делать?» Между тем в практическом плане последний включает в себя как минимум два других взаимосвязанных вопроса: в чем состоят наши интересы (чего мы хотим?) и каковы реальные возможности (внутренние и внешние) для их воплощения в жизнь?

     Мне представляется, что при таком подходе разброс мнений будет несколько меньший, особенно если отталкиваться от реалий. А они состоят в следующем. Согласно Конституции Российской Федерации наша страна есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Понятно, что в этой формулировке заключается не только констатация факта, но и общая цель создания стабильного, процветающего общества, особенно с учетом того, что в жизни российские свободы и известные принципы западных демократий могут порой находиться в весьма своеобразном соотношении. Реализовать поставленную цель в полном объеме, особенно при нынешнем положении в России и в мире в целом, можно только путем диалога, курса на налаживание партнерских отношений.

     Мир огромен, и практически с каждой из стран у России есть общие интересы. Но в действительности свобода принципиального выбора все-таки ограничена. Разумеется, Россия не может игнорировать вопросы, возникающие в повестке дня наших взаимоотношений с другими странами. Тем более что основополагающие интересы России - консолидация российского общества и подъем экономики, уровня жизни в стране связаны с теми ориентирами, которые закладывают развитые страны Европы, а также США. Не учитывать это обстоятельство нельзя. И не только потому, что больше половины внешнеторгового оборота нашей страны приходится на ЕС. Можно, например, продолжать дискуссию о своевременности и целесообразности вступления России в ВТО. Но мировая торговля уже организована по принципам, заложенным в ВТО развитыми странами, что, кстати, давно уже осознал Китай.

     В современных условиях меняются представления о соперниках и партнерах. Красиво и, возможно, некогда оправданно звучала фраза о том, что главными союзниками России являются ее армия и флот. Она не потеряла своего значения и сейчас. Но реально в нынешних условиях, особенно «на пространстве» уже бывшего СССР, сплоченность общества является не менее значимой. А она во многом зависит от уровня жизни. Не следует также упускать из вида, что военные столкновения в Европе последних десятилетий развивались обычно при активном внешнем участии, но были порождены причинами внутренней нестабильности, равно как и в значительной мере терроризм. Короче, уже сказанного выше достаточно, чтобы понять невозможность для России ни игнорировать, ни откладывать решение проблем, возникших для нас в связи с последним решением ЕС.

     Целью Протокола является распространение действия Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС) от 24 июня 1994 года, учреждающего партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны, на 10 государств, присоединившихся к Европейскому Союзу 1 мая 2004 года. Соглашение, ратифицированное Российской Федерацией 25 ноября 1996 года, устанавливает правовые основы отношений Российской Федерации и Европейского Союза в политической, экономической, социальной, финансовой, культурной сферах сотрудничества на принципах взаимной выгоды, взаимной ответственности и взаимной поддержки.

     При подписании протокола было принято Совместное заявление о расширении ЕС и отношениях Россия – ЕС, в котором зафиксированы основные озабоченности Российской Федерации, связанные с новым этапом расширения Европейского Союза, и намечены пути достижения взаимоприемлемых решений. В заявлении речь, в частности, идет о предотвращении негативного воздействия расширения Европейского Союза на традиционные товаропотоки, а также о проблемах в области ветеринарного и фитосанитарного контроля, торговли ядерными материалами, сельскохозяйственными продуктами, о реализации принципа свободы транзита людей и грузов между Калининградской областью и другими регионами России, о ситуации с правами человека и правами национальных меньшинств в Латвии и Эстонии.

     Переговоры по урегулированию этих озабоченностей велись в интенсивном режиме и завершились подписанием в Люксембурге 27 апреля 2004 г. Протокола о распространении СПС на новых членов Европейского Союза одновременно с принятием упомянутого выше совместного заявления. В соответствии с совместным заявлением уровень тарифов в отношении товаров российского происхождения, импортируемых в новые страны – члены ЕС, снизится в среднем с 9 процентов примерно до 4 процентов вследствие применения с 1 мая 2004 г. Единого таможенного тарифа ЕС. Достигнута договоренность об адаптации Соглашения о торговле некоторыми изделиями из стали между Россией и ЕС с целью учета традиционного российского экспорта в присоединяющиеся страны, что содействовало общему увеличению квоты. Предусматривается принятие специальных мер, касающихся наиболее серьезных антидемпинговых мер со стороны ЕС в отношении российского экспорта.

     Согласно заявлению в ближайшее время предполагается завершить переговоры по введению новых ветеринарных сертификатов для экспорта продукции животного происхождения из ЕС в Россию. Стороны договорились проводить совместные консультации по двусторонним тарифным квотам на сельскохозяйственные товары, введенным обеими сторонами, включая вопрос о выделении страновой подквоты Российской Федерации. В соответствии с принятым заявлением действующие контракты на поставку ядерных материалов, заключенные с присоединяющимися странами, лицами и предприятиями до их присоединения к ЕС, остаются в силе на срок и на условиях, содержащихся в них, если новые государства-члены надлежащим образом уведомят комиссию в соответствии с предусмотренным Договором о Евратоме порядком (данные уведомления на все контракты с Российской Федерацией были в срок переданы в КЕС).

     В рамках совместного заявления стороны договорились применять на практике принцип свободы транзита товаров, включая энергетические, между Калининградской областью и остальной территорией России. Они также подтвердили намерение продолжить работу, направленную на облегчение торговли и содействие социально-экономическому развитию Калининградской области. Упрощенные режимы выдачи виз, действовавшие между Россией и присоединяющимися странами на момент расширения ЕС, сохраняются на взаимной основе после 1 мая 2004 года, поскольку они соответствуют законодательству России и ЕС.

     В Заявлении стороны признали членство в ЕС в качестве твердой гарантии защиты прав человека и лиц, относящихся к меньшинствам. При этом обе стороны подчеркнули свое обязательство защищать права человека и лиц, относящихся к меньшинствам. Это дает нам возможность продолжать активно использовать контакты с ЕС для защиты прав наших соотечественников в странах Балтии.

     Таким образом, подписание протокола создало определенную инерцию в сторону успешного решения ряда проблем, хотя говорить о кардинальных изменениях в общем положении дел пока рано. Вместе с тем достигнутые договоренности создают необходимые предпосылки для последующего развития переговорного процесса России и Европейского Союза в целях дальнейшего разрешения комплекса российских озабоченностей и поэтапного продвижения по пути общеевропейской интеграции. В этой связи уместно не терять из виду, что создание единой Европы происходит на протяжении последних примерно четырех десятилетий - это постоянный процесс создания соответствующих институтов, механизмов и достижения компромиссов. И Россия все в большей мере становится составной частью этого сложного процесса. В определенном смысле такое развитие событий является, несмотря на сохраняющееся несовпадение позиций по целому ряду вопросов, свидетельством участия нашей страны в общеевропейской интеграции.

     Более того, развитие отношений с отдельными европейскими странами, ЕС в целом параллельно формирует предпосылки улучшения сотрудничества по линии Россия - НАТО. Вспомним, сколько копий было сломано по поводу расширения НАТО. Полемика на этот счет продолжается, и сейчас в основном акцентируются негативные моменты. Но одновременно уже более двух лет стороны руководствуются принципами Декларации «Отношения Россия - НАТО: новое качество». В документе определены основные принципы взаимодействия с альянсом в формате «двадцатки» на базе учрежденного Совета Россия - НАТО (СРН), а также области сотрудничества. И главное здесь - работа в «национальном качестве», то есть без предварительных внутриблоковых согласований, на основе постоянного политического диалога по широкому спектру вопросов безопасности.

     На сегодняшний день сформирована и действует целая структура различных органов, которые в рамках своей компетенции готовят решения по комплексу представляющих взаимный интерес вопросов. Это, в частности:

     l подготовительный комитет и группа штабной поддержки, работа которых позволяет продвигать политический диалог Россия - НАТО по вопросам безопасности, фокусировать усилия на рассмотрении актуальных международных проблем;

     l рабочая группа по миротворчеству, подготовившая документ о политических аспектах базовой концепции миротворческих операций Россия - НАТО. В документе разработаны механизм и параметры политических консультаций и принятия решений по проведению совместных миротворческих операций;

     l значительная работа проделана рабочей группой по сотрудничеству в области ПРО ТВД. Подготовлена и принята Экспериментальная концепция сотрудничества Россия - НАТО в области ПРО ТВД. Принято решение о запуске первой фазы исследований по совместимости систем ПРО ТВД Россия - НАТО. В практическом плане военным ведомствам поручено проработать концепцию российско-натовского взаимодействия систем ПРО ТВД для защиты войск и особо важных объектов при операциях кризисного регулирования;

     l рабочей группой СРН по терроризму согласован документ по оценкам угроз и вызовов со стороны террористических организаций.

     Нельзя не упомянуть также положительную деятельность рабочих групп по вопросам нераспространения ОМУ, сотрудничества в сфере чрезвычайного гражданского реагирования, сотрудничества в воздушном пространстве, безопасности ядерного оружия, поиска и спасения экипажей аварийных подводных лодок и т.д. Особо следует отметить научное сотрудничество, которое развивается в рамках деятельности Научного комитета СРН. Реализуются около 20 проектов в таких областях, как физика плазмы, преодоление последствий природных и техногенных катастроф, борьба с терроризмом.

     Формат газетной статьи не позволяет излагать в деталях многие чрезвычайно важные для понимания характера наших отношений с Европой, а отсюда и со многими другими странами мира, моменты. Но не упомянуть об аспекте состояния Вооруженных Сил и военном строительстве в нашей стране в контексте рассматриваемых проблем просто нельзя. Начать с того, что военный потенциал любого государства, положение стран-экспортеров на мировом рынке вооружений непосредственно связаны не только с его промышленно-экономической, финансовой базой. Они зависят напрямую от характера отношений с другими развитыми странами. И ситуация здесь не такая, чтобы стремиться любой ценой выстоять и победить в одиночку. По экспертным оценкам, износ основных фондов оборонно-промышленного комплекса страны (ОПК) составляет около 50 процентов, а, например, машин и оборудования - до 70 процентов. Доля государственного оборонного заказа составляет около 15 процентов. Смутные идеи начала 90-х годов прошлого века о перспективах успешной конверсии носили преимущественно политический характер и по объективным причинам просто не могли быть успешно реализованы. Внешне высокая рентабельность продаж вооружений, как, например, отмечает вице-президент Лиги содействия оборонным предприятиям Владимир Рубанов, во многом обусловлена НИОКР, унаследованными со времен СССР, и нулевой стоимостью оборудования.

     Существует еще множество проблем отечественного ОПК. Но их решение, как и во всем мире, упирается в конечном итоге в вопросы кооперации, в том числе и в сфере финансирования перспективных проектов, желательно двойного назначения. Рынок вооружений был и по-прежнему формируется под непосредственным воздействием результатов сложного переплетения, совпадающих и противоборствующих интересов многих стран-покупателей, их соседей и экспортеров. В выборе системы вооружений и предпочтении страны-экспортера определяющую роль могут играть не столько тактико-технические характеристики, сколько цена, условия финансирования закупок, обслуживания и последующей модернизации поставляемой техники, предоставление услуг в сфере безопасности и т.д.

     Наряду с конкуренцией складывается и сложная система кооперации производителей вооружений. Многие системы вооружений, если так можно выразиться, многонациональны. Кстати, в рамках НАТО имеются структуры, призванные содействовать военному научно-техническому сотрудничеству разных стран. Например, только в Международном секретариате НАТО существуют Бюро технологических исследований и координации Агентства НАТО по исследованиям и технологиям, Отдел по вопросам науки и окружающей среды. И одна из целей сотрудничества на этом направлении состоит в том, чтобы конкуренция на находящемся в состоянии стагнации мировом рынке вооружений не переходила в другие измерения отношений стран - членов НАТО. Кстати, такое взаимодействие зачастую сужает базу взаимных обвинений в военно-промышленном шпионаже.

     Несмотря на все сложности, российский ОПК составляет один из наиболее развитых секторов промышленности нашей страны. Данное обстоятельство наряду с положением дел на мировом рынке вооружений предполагает возможность для углубления кооперационных связей отечественной «оборонки», в том числе по линии технологий двойного назначения, с заинтересованными западными партнерами. А это чрезвычайно важный фактор для интеграции России с Европой не только в аспекте НАТО, но и в самых разных сферах взаимоотношений. Широкое взаимодействие должно улучшать взаимопонимание и по сложным вопросам прав человека, которые постоянно находятся в центре внимания политиков, СМИ у нас в стране и за рубежом, содействовать их конструктивному решению.

     В общем и целом здравый смысл российского курса в Европе должен состоять в выделении и достижении главных для нас целей - экономического подъема и стабилизации общественных устремлений в стране. А это невозможно без активного диалога, поиска компромиссов, углубления партнерских отношений и приверженности демократическим ценностям, т.е. без всего того, что сегодня составляет смысл европейской политической культуры, той культуры, которая превращает Западную и Центральную Европу из континента войн в Европу без разделительных линий. Именно такой вектор российской внешней политики и определяет принятый федеральный закон. И это главное.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства