|
Василий ФАТИГАРОВ, «Красная звезда». |
- О возрастании роли нашего ВМФ речь в последнее время заходит довольно часто. Флот действительно вновь выходит на океанские просторы. А легко ли сегодня, Анатолий Андреевич, поддерживать техническую готовность кораблей?
- ВМФ, соглашусь, стал чаще выходить на различные учения. Флот предметно готовится защищать российские экономические интересы в Мировом океане и морские границы государства. На нужды флота из госбюджета с каждым годом выделяется все больше и больше средств. Но и их, увы, по-прежнему недостаточно для решения всех проблем. Скажем, финансирование, предназначенное для поддержания постоянной технической готовности кораблей, не превышает 10—12 процентов от необходимого. Не лучше дела и в кораблестроении, судоремонте. Но финансирование все-таки есть, дело сдвинулось с мертвой точки. Мы и впредь будем надеяться на лучшее, а сегодня видим свою задачу прежде всего в том, чтобы грамотно распределить поступающие средства, бережно, рационально их использовать. Основной упор делаем на развитие и поддержание технической готовности морских сил ядерного сдерживания. Строим новые подлодки. В пределах возможностей уделяем внимание и надводному кораблестроению.
- Какие перспективы у российского кораблестроения? О силе государства часто судят именно по его кораблестроительной программе.
- Продолжается строительство подводного флота - ракетных подводных крейсеров стратегического назначения, а также многоцелевых атомных подводных лодок. 28 октября на «Адмиралтейских верфях» северной столицы спущена на воду головная подводная лодка четвертого поколения «Санкт-Петербург». На Калининградском судостроительном заводе «Янтарь» ведется достройка сторожевого корабля «Ярослав Мудрый». На заводе «Алмаз» строят малые артиллерийские корабли типа «Астрахань». В действии программа постройки корветов - кораблей ближней морской зоны. На «Северной верфи» уже заложены два первых корпуса - «Стерегущий» и «Сообразительный». Планируемые сроки сдачи - 2005 и 2008 годы соответственно.
Практически готов технический проект для фрегата нового поколения. Мы уверены, что к следующему году он будет закончен и начнется строительство корабля. В Нижнем Новгороде в постройке - десантные катера типа «Серна», а на Средненевском судостроительном заводе - головной тральщик нового проекта.
- А как обстоят дела с постройкой судов вспомогательного флота и обеспечением техготовности ныне действующих? Ведь без надежного тыла океанскому флоту задачи не выполнить?
- В Рыбинске заложены спасательные суда и суда обеспечения. На заводах ведется также строительство других судов: гидрографических, специального назначения, физической защиты кораблей, а также танкеров и разъездных катеров. Сдать их в эксплуатацию планируем в 2005 году.
Средств на поддержание техготовности судов обеспечения, конечно, не хватает. Выход видим в формировании внебюджетных фондов, за счет которых в основном и производятся поддерживающие ремонты. При возможности танкеры, буксиры, гидрографические и спасательные суда ВМФ работают по контракту за так называемые «живые» деньги.
- Недавно исполнилось 85 лет одному из подчиненных вам управлений - Главному техническому управлению ВМФ. Вы два года им руководили. Главк пережил не одно реформирование, и это не всегда положительно сказывались на его возможностях, работе. Не грядут ли в рамках реформирования Вооруженных Сил очередные оргштатные изменения в подчиненном вам аппарате?
- В настоящее время структура управлений, отвечающих за кораблестроение и вооружение ВМФ, оптимизируется в рамках общего реформирования Вооруженных Сил. Цель оптимизации - упрощение системы заказов и поставок в интересах Военно-морского флота.
|