на главную страницу

5 Ноября 2004 года

Путевые заметки

Пятница

Европа далекая и близкая

Анатолий Поляков. «Красная звезда».



Все ближе к нашим границам страны Европейского союза, совсем рядом государства - члены НАТО. И все так же непросто нам пересекать кордоны - от нас отгораживаются визами, требуют отпечатки пальцев и тому подобное. И тем не менее нам сильнее, чем прежде, хочется узнать, а как там дела у соседей?

     
На Запад через Польшу

     Прицепной спальный вагон «Киев - Прага» поезда «Киев - Вроцлав» забит до отказа...
     Эх, его бы сюда - того умника, который придумал купе на троих (да еще с полками на одной стороне) в спальном вагоне. Хорошо, если семья с ребенком или пассажиров маловато. Но народу-то тьма! На Киевском вокзале, как в советские времена, не протолкнуться, с билетами напряженка. Так что рад и чужому человеку в купе спального вагона.
     Люди на Украине за последние годы все-таки стали жить лучше, экономика республики развивается достаточно стабильно и энергично. Прирост ВВП в этом году составил 12,7 процента, нашлись не заложенные в бюджет 8 млрд. гривен, увеличены социальные расходы, повышены пенсии, прибавку получил служивый люд. Запустили в серию самолет Ан-140, между Киевом, Харьковом, Днепропетровском курсируют новые скоростные поезда, заканчивается строительство автобана Киев - Одесса. Много инициативы проявляет министр транспорта и связи Георгий Кирп.
     Однако, услышав из моих уст фамилию своего большого начальника, проводник Дима недовольно поморщился:
     - На наши деньги он строит...
     Оказывается, перед тем как несколько лет назад начали перестраивать железнодорожный вокзал в Киеве, проводникам международных вагонов уменьшили суточные с 30 долларов до 18 гривен, то есть почти в десять раз.
     - Теперь при встрече российские проводники смеются, - обидчиво говорит Дмитрий, - приглашают нас попробовать их сало. Правда, на горилку у нас денег хватает - она на Украине дешевле. Так что общий язык находим...
     Путь за границу не такой уж и простой. Для визы (которая, кстати, стоит 40 долларов) нужен вызов, место в вагоне недешево, идет поезд не кратчайшим путем, как когда-то - через Словакию, а через Польшу. Так что те, кого гонит нужда в Европу, едут туда в основном на автобусах. Поэтому утром во Львове всех пассажиров нашего вагона как ветром сдуло. Остались мы с женой да еще одна семейная пара.
     Польская граница и таможня встретили нас довольно непривычно.
     - Признавайтесь, что у вас там есть?! - наезжал польский таможенник на нашего проводника в тамбуре.
     Дима клялся и божился, что контрабанды нет, но поляки все равно вскрыли металлический пол. И были огорчены немой пустотой пространства. Правда, в вагонах, идущих на Вроцлав, таможенники собрали кое-какой «урожай» и прошествовали мимо с мешком, наполненным наполовину банками кофе, шоколадом, спиртным.
     Тут мы узнали, что в Пшемысле стоять нам на запасных путях аж семь часов. Появился повод устроить экскурсию по окрестностям.
     Позади остались вокзальные стены, обмалеванные мазней-графити. Этими вычурными надписями изрисованы даже электровозы и польские вагоны. На вокзале никаких торговых точек, даже мороженого не купишь, все - только в городе. Цены вполне наши - русские и украинские. Мясо курицы - 15—20 гривен (около ста российских рублей), молочные продукты, электротовары можно купить и в Киеве по тем же ценам.
     Выбор спиртного, а тем более его упаковка, далеки от украинских, зато цены «кусаются» и притом здорово - приличная водка раза в два дороже киевской горилки с перцем.
     Впрочем, есть в Пшемысле места и для души. В этом небольшом, в основном двухэтажном городке несколько костелов, один их которых - настоящее произведение архитектуры - поражает строгостью линий, устремленностью шпилей ввысь.
     Наконец семь часов ожидания закончились и перед нами поплыли виды южной Польши, удивительные тем, что мы словно оказались в России времен НЭПа и единоличников. Пролетали мимо окон маленькие полоски полей.
     Кондуктор Дима несколько лет отработал в Польше и поэтому со знанием дела комментировал пролегающий за окном пейзаж:
     - Для таких узких полосок нужны небольшие трактора, но небогатым хозяйствам они не по карману. Так что больше используется ручной труд, в том числе приезжающих с Востока, чтобы подзаработать, людей.

     
Разговоры с «немцами» о Германии

     С нами в вагоне чета сорокалетних крымских татар - Владимир и Зина. Держались они нелюдимо, купе не покидали, пока Владимир не приболел. Когда моя жена помогла ему лекарством, познакомились, разговорились, нашли общие темы.
     В 1993 году они покинули Крым и живут в Мюнхене. Семья хорошо осведомлена о политической и экономической жизни Германии. Вступление в ЕЭС у них восторгов не вызвало.
     - Раньше я за 100 марок покупала продуктов на несколько дней, сейчас для этого нужно 130—140 евро, - вздыхала Зинаида.
     Она работает медсестрой в больнице, получает 1.200 евро, от больницы ей выделена пятикомнатная квартира. Квартира дешевая, поскольку владеет ею больница. Но все равно за нее приходится платить около 500 евро. Столько же примерно уходит на отопление, телефон, электроэнергию. Глава семьи получает 1.600—1.900 евро. У них двое детей, и денег явно не хватает. Владимир вынужден каждую субботу подрабатывать в одной из фирм сваркой. Но это не наша «халтура» под честное слово, которая минует все налоговые инстанции. Там это невозможно - любая подобная «оптимизация налогообложения» приведет на скамью подсудимых.
     Вкалывать за рубежом приходится прилично. И это подтвердила на обратном пути девушка Яна из Донецка, которая возвращалась от своего друга, удачно «зацепившегося» за Германию.
     - В Донецке мы всегда весело проводили время, а там за две недели всего один раз посидели в ресторане. Виктору все некогда, а я одна у приемника, по телевизору все равно ничего не понять.
     Ее соседка по купе, возвращавшаяся к родителям в Хмельницкий, поставила «двойку» Германии за вступление в Евросоюз. По ее словам выходило, что хорошо стало бедным странам, а Германия взяла на себя непосильный груз.
     - Небольшие магазины закрываются, все дорожает, а кому это понравится, - возмущалась украинская «немка».
     И уж совсем не лезло ни в какие рамки то, что пришлось услышать дальше. Ее муж работает на небольшой фирме по производству электрических приборов. Хозяин не платит работникам зарплату третий месяц. Доказывает, что не банкрот, но людям нужны деньги, а не слова. А мы-то, наивные, думали, что задержка зарплат бывает только у нас...
     - Не знаете, сколько стоит дом где-нибудь под Киевом? - неожиданно поинтересовалась она.
     Оказывается, сейчас уже многие эсэнговские немцы на свои сбережения покупают недвижимость на Украине и бывшем пространстве Союза. Тут сказываются и ностальгия, и вложение капитала в пока еще недорогую недвижимость, и забота о завтрашнем дне, которого побаиваются даже в благополучной Германии.

     
Встреча в Праге

     В Праге нас встречали наши добрые друзья - Эва и Владимир Немечек. За десять дней мы объездили с ними половину Чехии. В Карловых Варах беседовали с отдыхающими там россиянами. Удивлялись мастерству древних чешских зодчих, поднявших стены замков прямо из Влтавы в городе-памятнике Чешском Крымлеве рядом с Ческе-Будеёвицами. Пили сливовицу в селе в Моравии. Даже порыбачить и набрать грибов на бывшем военном полигоне успели.
     Если время до 1998 года, когда мы были в Чехии последний раз, можно назвать годами становления республики, то сейчас явно заметно ее возмужание.
     Это, например, хорошо видно по дорогам, которые окольцевали и перерезали в разных направлениях города и деревни. Строящиеся новые автобаны и дороги местного значения хоть и не лучшие в Европе, но их качество вызывает уважения. Редко в какой деревеньке из пяти домов под черепичными крышами попадет под колеса машины небольшая выбоина. Не раз нам приходилось делать объезды из-за ремонта, но после него машину не затрясет на ухабах, как в Киеве на свежем асфальте.
     На дорогах уже редко встретишь старую «шкодовку» - все больше «октавии» и «фабии», производство которых здесь налажено совместно с «Фольксвагеном».
     Куда ни кинь взгляд, всюду современные, большей частью двухэтажные коттеджи - жители больших городов «меняют» квартиры на собственные дома, цена которых весьма приличная.
     Земля здесь практически вся частная. Во многих случаях ее вернули тем, кому она принадлежала до 1948 года (за исключением сотрудничавших с фашистами). Стоит земля дорого. В Праге за некоторые участки просят до миллиона долларов. Сын нашего друга Алеша с семьей продал трехкомнатную квартиру в Праге за 100 тысяч долларов и теперь достраивает дом в 25 километрах от Праги на окраине села, где за 15 соток заплатил 50 тысяч долларов. Государство с этого имеет всевозможные налоги и вполне этим довольно.
     Вступление в ЕЭС, по мнению моего товарища, дало больше положительного. Ему, доктору юридических наук, окончившему университет в Карловых Варах, знающему несколько языков, в свое время работавшему в представительстве ЧССР в ООН, а затем в военных атташатах Москвы и Ливии, можно доверять. Полезной оказалась отмена таможенных пошлин и границ. На год ЕЭС выделил Чехии около 6 миллиардов долларов на реконструкцию коммунального хозяйства. Но уже бьют тревогу сельхозпроизводители. Продукцию сбывать некуда, цены на нее падают, литр отличного вина стоит всего один доллар, конкуренция жесткая. И уж совсем парадоксален для нашего понимания такой факт: за незасеянный гектар государство выплачивает владельцу земли 100 долларов.
     - Ничего не делая, ты можешь жить припеваючи, - советовали мы одному «латифундисту», у которого 100 гектаров земли.
     - За «так» деньги не дают, - горько усмехнулся он. - Я через год с трудом восстановлю плодородие почвы, а через два-три никаких денег не хватит, чтобы вырастить на ней достойный урожай.
     В Чехии в отличие от Польши остались колхозы-кооперативы. Не стали чехи рушить наработанное за десятки послевоенных лет. И урожаи у них под 50 центнеров, только система оплаты конечного труда не та, что в советские времена.
     Пока что в Чехии «работает» их старушка - крона, которую здесь приравнивают к рублю (один доллар - 26 крон). Если ее и заменят на евро, то не раньше чем через 3—4 года. Сегодня средняя зарплата в республике составляет 17 тысяч крон, у учителей - около 20 тысяч, у врачей достигла сорока.
     Однако не все просто и гладко в этой жизни. Жилье должно быть приватизировано. За приватизацию трехкомнатной квартиры нужно заплатить государству 200 тысяч крон, или примерно 8 тысяч долларов. Сотни тысяч людей рассчитываются в рассрочку, многие расстаются со своими квартирами. Но и без выплат за приватизацию, без телефона, электроэнергии за жилье ежемесячно приходится платить по 8-10 тысяч крон. Так что особо не разгуляешься.
     Одним словом, проблем хватает. И потому в политической жизни себя достаточно уверенно чувствуют левые силы. Не случайно на выборах в Европейский парламент от правящей социал-демократической партии вошло два человека, а от коммунистической - шесть.
     ...Из Праги мы уезжали вечером. У вокзала - никакой толчеи машин, с парковкой проблем нет, в зале ожидания - с десяток человек. А во Львове в середине ночи жаждущие добраться до Киева спальный вагон берут почти штурмом. И Дима наш, хоть и надел униформу, порядок наводил совсем другим тоном, чем несколько часов назад.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства