на главную страницу

5 Ноября 2004 года

Геополитика

Пятница

«Единобожники» шагают по планете

Подготовили Владимир КУЗАРЬ, Сергей СУМБАЕВ.



     C начала 1970-х годов ваххабизм стал целенаправленно и очень активно распространяться за пределами Саудовской Аравии. Умножение «единобожников» проходило в три этапа по трем направлениям: 1970 – 1980-е годы арабские страны (Египет, Сирия, Алжир и др.), 1980-е – Афганистан, 1990-е – территория бывшего Советского Союза (Россия, Центральная Азия, Украина, Азербайджан и т.д.), Юго-Восточная Европа, Западная Европа, обе Америки, Австралия, Африка.
     Сегодня в мире, судя по сообщениям информационных агентств, создана сложная сеть ваххабитских группировок, форпостов, плацдармов, тренировочных лагерей, учебных заведений, координационных центров и т.п. Пожалуй, нет страны, которую не охватывала бы эта сеть, – Саудовская Аравия, Афганистан, Великобритания, Алжир, Германия, Нигерия, Швейцария, Соединенные Штаты, Палестина, Уругвай, Филиппины... Большинство из них пытается и на государственном, и на религиозном уровне вести борьбу с распространением ваххабизма. Так, в 1997 году в Лондоне выходцы из Пакистана и Индии, исповедующие ислам, выступили с гневным обращением против попыток некоторых священников проповедовать идеи ваххабизма. Активно противодействовать распространению ваххабизма и другим формам религиозного экстремизма в последнее время начали государства Средней Азии.
     По некоторым данным, одна из первых ваххабитских общин в России появилась в селении Кванада Цумадинского района Дагестана в 1993 – 1994 годах. Лидером местного движения считался некий Аюб (Ангута Амаров из Астрахани). А наиболее активно действовала большая ваххабитская община в Кадарской зоне Буйнакского района с населенными пунктами Карамахи, Чабанмахи, Чанкурбе, Кадар. В период первой чеченской войны в 1994 – 1996 гг. многие молодые ваххабиты из этой зоны, уклоняясь от призыва в Российскую армию, принимали активное участие в боевых действиях в Чечне против российских войск. Вернувшись домой, они открыто стали высказывать угрозы в адрес односельчан, не изменивших своей приверженности традиционному в Дагестане исламу – суфизму. 5 июля 1998 г. состоялось собрание ваххабитов, на котором присутствовали около 700 жителей сел Кадар, Карамахи, Чабанмахи Буйнакского района, Кироваул и Комсомольское Кизилюртовского района, Кудали Гунибского района, Губден Карабудахкентского района, ряда населенных пунктов Хасавюртовского, Унцукульского районов, городов Махачкала, Буйнакск, Кизилюрт, Кизляр, отдельных районов Чечни. Целью сбора являлось объединение трех организованных по территориально-клановому принципу ваххабитских структур в единую организацию, которая возглавила бы борьбу за выход из состава республики и образование «независимой исламской территории». Из-за распрей среди лидеров объединение ваххабитских организаций не состоялось. 28 сентября 1999 г. после отказа ваххабитов в Кадарской зоне разоружиться и распустить незаконные вооруженные формирования органы правопорядка провели здесь операцию по наведению конституционного порядка.
     Идеи ваххабизма получили распространение не только на Северном Кавказе, но и в Пензенской, Ульяновской, Оренбургской, Свердловской областях и в Татарстане. На 2002 год, по оценкам Центрального духовного управления мусульман России, приверженцев ваххабизма в нашей стране насчитывалось около 100 тысяч, их число продолжает расти. В Урало-Поволжье, по мнению представителей ЦДУМ России, в ряде исламских учебных заведений подготовка духовенства ведется «на основе идей ваххабизма». Особо отмечена «деструктивная деятельность» Казанского российского исламского университета, казанского медресе «Мухаммадия».
     Нынешней весной УФСБ по Астраханской области сообщило о возбуждении уголовного дела в отношении лидера ваххабитской общины села Кулаковка Приволжского района Габдулхалика Габдулрашита. При обыске у него были найдены незаконно хранящиеся оружие и боеприпасы. В подвале своего дома Габдулхалик проводил занятия с несовершеннолетними подростками по изучению азов ваххабизма. Параллельно они осваивали приемы рукопашного боя.
     Ранее, в 2003 году, был осужден некто Абдуразаков – лидер астраханской общины ваххабитов. Однако приговор был вынесен за «незаконные приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку или ношение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств». Абдуразакова приговорили к полутора годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении.
     Летом нынешнего года народное собрание Дагестана предложило Госдуме внести поправки в Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», запрещающие деятельность религиозных объединений, исповедующих ваххабизм. Госдума отказалась, мотивируя это тем, что в законопроекте речь идет не о религиозных объединениях, а об антигосударственных экстремистских организациях. Однако в России в судебном порядке запрещено распространение и издание «Книги единобожия» («Китаб ат-Таухид»), автором которой является упоминавшийся нами Мухаммад ибн Абдель Ваххаб ибн Сулейман ибн Али ибн Мухаммад ибн Ахмад ибн Рашид ат-Тамими. Таково его полное имя.
     Мусульманское духовенство также пытается сдержать рост экстремистских настроений среди сторонников ислама. Так, в прошлом году председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин заявил, что «мы не заинтересованы в том, чтобы мусульмане пополняли число экстремистов». По его словам, причины так называемых ваххабитских настроений в некоторых слоях мусульманской молодежи объясняются слабостью исламского просвещения и неумением вести диалог с экстремистски настроенным населением и переубеждать его.
     При этом Гайнутдин призвал различать неагрессивных сторонников Мухаммада ибн Абдель Ваххаба и экстремистов. Он подчеркнул, что «те, кто с оружием в руках совершают террор, воюют и против исламского духовенства, и не имеют ничего общего с истинным ваххабизмом и учением ислама».


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства