Перейти на главную страницу

5 Ноября 2004 года

Письма в "Красную звезду"

Пятница




Обзор читательской почты

    
Ох, уж этот быт!

    Каждый год эти письма приходят в редакцию с той же неотвратимостью, что и холода. Хроническое сезонное «обострение» различных жилищно-бытовых проблем, которое вызывают такие «вирусы», как протекание крыши, отсутствие отопления, воды и т.п. Как ни дико это звучит, но сообщения о том, что целые регионы не готовы к зиме, становятся привычными. Вот и недавно ответственный работник федеральной службы по строительству и ЖКХ назвал в числе неблагополучных Ульяновскую, Сахалинскую области, Камчатку, Читу, Корякский автономный округ. Обозначенные высоким начальством проблемы, как правило, хоть как-то, но решаются. Рядом с такими масштабными ситуациями бытовые невзгоды, о которых рассказывают авторы писем в редакцию, кому-то могут показаться мелкими и незначительными. Однако, согласитесь, человеку не станет теплее или уютнее в своем неблагоустроенном доме, даже если он знает, что другим живется еще хуже. Поэтому мы рассчитываем, что эксплуатационные и коммунальные службы, работники ЖКХ возьмут себе на заметку адреса тех, кому требуется их помощь.
    В Брянске в жилом городке войсковой части крыши протекают практически во всех домах. Особенно страдают жители дома № 10/22 «А», чьи квартиры в результате затяжных осенних дождей практически были залиты водой. Пришлось даже вызывать МЧС. А в доме № 10/14 подвал давно превратился в подземное озеро со всеми последствиями, в том числе и канализационными. Домоуправление бездействует, а командир части, как пишут жители, всех посылает по известному даже подросткам адресу.
    Если в Брянске, прямо скажем, переизбыток воды, то у жителя гарнизона Воздвиженка Приморского края Василия Селютина с этим как раз большая напряженка. «Домоуправление № 3 и Покровская КЭЧ объявили нашему дому фактически блокаду. Такой вывод я делаю потому, что с мая месяца неоднократно обращался в вышеупомянутые инстанции, а как был без воды, так и остался. Вечером, придя с работы, беру канистры и бреду по гарнизону в поисках воды. А вдобавок к этому так и не сделана промывка отопительной системы. Что будет, когда грянут морозы?»
    С тревогой ожидают близкую зиму и жители военного городка в Белеве Тульской области. «Войсковая часть и Калужская КЭЧ считают, что уже передали нас городу. А муниципальные власти принимать нас на свой баланс категорически отказываются. В результате всего этого второй месяц из наших дворов не вывозится мусор. Электрики и сантехники нас не обслуживают. Но самое страшное то, что дома отапливаются от отдельной угольной котельной. А угля на зиму нет, и никто над этой проблемой не задумывается. Значит, предстоящей зимой мы будем замерзать, брошенные всеми на произвол судьбы».
    До сих пор нет ни горячей воды, ни отопления в военном городке (станция Дивизионная) в Бурятии. Котельная на ремонте, и когда будет запущена, неизвестно.
    28 подписей под письмом из гарнизона Алакуртти Мурманской области – от жителей дома № 14. У них проблема, как бы это помягче сказать, зловонная: из-за изношенности канализационных труб в подвале скапливается то, о чем в обществе говорить не принято. Но когда в квартирах такой «дух», не до хороших манер. «Домоуправление и КЭЧ гарнизона никаких мер не принимают, ссылаясь на то, что нет денег. Но мы-то квартплату вносим регулярно. Тут как-то прикинули, сколько за месяц платят все жители гарнизона, получилось 44 миллиона 800 тысяч рублей. А умножьте это на двенадцать - получится астрономическая сумма. Так куда же уходят деньги?»
    Вопрос, конечно, любопытный. Вот и наш многолетний читатель Валерий Дидович из военного городка Морозовск-8 Ростовской области недоумевает, почему за отопление, холодную и горячую воду жители гарнизона платят в 2—3 раза больше, чем жители близлежащих городов. «За свою трехкомнатную квартиру я плачу 1.200—1.300 рублей, и это еще без учета газа и света. Когда мы обратились в домоуправление за разъяснением, то нам ответили, что это постановление главы администрации района. Между тем наш закрытый городок лишь территориально относится к району, сам себя обеспечивает водой (пробиты скважины), имеет свою котельную. Куда же уходят наши деньги?»
    58 человек подписали письмо, которое поступило в редакцию из Ржева Тверской области. «Мы, офицеры и прапорщики запаса, прослужившие в армии 20 и более календарных лет, обращаемся к вам по поводу непомерных тарифов по оплате жилищно-коммунальных услуг. Только за два года после отмены льгот военнослужащим они выросли в несколько раз. На данный момент эти суммы составляют половину, а у некоторых - две трети пенсии. При этом многие из нас имеют хронические заболевания, полученные при исполнении обязанностей военной службы, и не могут по состоянию здоровья работать. Мало того, Тверское областное законодательное собрание приняло решение утвердить с 1 января 2005 года оплату за один квадратный метр жилой площади, в пять раз (!) превышающую нынешнюю. Таким образом вся наша пенсия будет уходить на оплату квартиры и коммунальных услуг».
    Деньги, как известно, имеют одну неприятную особенность: их всегда не хватает. На сколько бы из года в год ни повышалась квартплата, мы все равно слышим о все том же 60-процентном износе систем в сфере коммунального хозяйства. И реформа ЖКХ, о необходимости которой говорят не один год, свелась к одному: полностью переложить на плечи граждан оплату за жилье и коммунальные услуги (сейчас, как утверждают, половину этих расходов берет на себя государство). Иными словами сделать жилищно-коммунальную сферу соответствующей рыночным условиям, что закономерно. В принципе такая же реформа происходит в здравоохранении, образовании, которые стали по существу платными.
    Однако нельзя не учитывать и другую сторону медали. Положим, в США арендная плата за жилье высока, но и доходы населения несопоставимы с нашими. Если там пособие по безработице составляет 600—700 долларов, то у нас средняя зарплата, например бюджетников, в 2—3 раза меньше. А в связи с грядущей «монетизацией» льгот все эти проблемы станут, видимо, перед нами еще жестче. Поскольку не нужно быть провидцем, чтобы предсказать: различные компенсации и выплаты потянут за собой рост цен и тарифов, которые мгновенно «съедят» все надбавки. Это мы проходили уже не раз за 20 лет, обозначенные словом «перестройка». И пережили, содрогаясь, не одну реформу, которая впоследствии оказывалась, увы, ошибочной.
    Не случайно в последнее время раздаются здравые голоса о необходимости предварительной «обкатки» тех или иных новаций в отдельных городах, регионах, прежде чем вводить их по всей стране. Реформа ЖКХ из их числа. Несмотря на кажущуюся приземленность ее проблем, стоит напомнить: бытие определяет сознание. По тому, насколько налажен, устроен наш быт, насколько тепло, светло в наших квартирах, насколько по карману нам их содержание, мы судим о переменах в стране в целом и о тех, кто их осуществляет.
 ||  Елена ГРЕЧКО, редактор отдела писем и социологических исследований.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства