на главную страницу

6 Ноября 2004 года

Азимут

Суббота

Как стать военным Гиппократом

Полковник Олег Починюк, «Красная звезда».



Военно-медицинская академия - крупнейший учебный и научный центр, получивший признание в России и за рубежом. За 205 лет в ее стенах подготовлены десятки тысяч врачей, чьи имена навсегда остались в благодарных сердцах спасенных ими людей. Здесь проводятся сложнейшие операции и уникальные исследования, применяются самые передовые методы лечения. Впрочем, наш разговор с начальником Военно-медицинской академии членом-корреспондентом РАМН, заслуженным деятелем науки РФ, лауреатом Государственной премии Российской Федерации генерал-лейтенантом медицинской службы Борисом Гайдаром касался не столько бесспорных достижений старейшего военного вуза, сколько нерешенных проблем, перспектив развития.

     - Борис Всеволодович, известно, что военных врачей готовят еще в нескольких российских вузах. В чем отличие учебного процесса в стенах Военно-медицинской академии?
     - Только в Военно-медицинской академии военных врачей готовят с первого курса и до седьмого. Все остальные берут курсантов на пятый курс после того, как студент проучился четыре года.
     Академия - единственный медицинский вуз в стране, дающий высшее военное образование на факультете подготовки руководящего состава. В целом в общей структуре педагогической деятельности академии все три факультета подготовки будущих врачей в количественном плане дают примерно процентов 10 выпускников. Потому что основная масса обучаемых - это уже врачи, которые от 3 месяцев до трех лет повышают у нас свою квалификацию.
     Сегодня в академии трудится высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав. Среди ученых - 52 академика и члена-корреспондента РАМН и других отечественных и зарубежных академий, 14 заслуженных деятелей науки РФ, свыше 300 докторов и более 800 кандидатов наук. Этим людям есть что передать молодежи.
     Причем академия все семь лет стремится не только обучать, но и воспитывать молодого человека. Начиная от привития патриотизма и заканчивая факультетским патриотизмом, курсанты с первых дней воспитываются в духе преданности Сухопутным войскам, ВВС, ВМФ, ВДВ. Заметьте: желающих перейти с факультета на факультет практически нет.
     - Нынешним летом довелось побывать в учебном центре академии на учении «Рубеж-2004». Курсанты умело действовали в сложной обстановке современного боя...
     - Мы готовим врачей для военной экстремальной медицины. Этим занимаются 8 кафедр, которых не существует в других медицинских вузах. В частности, оперативно-тактической подготовки, физиологии подводного плавания, авиационно-космической медицины и ряд других. Не случайно количество учебных часов у нас на 1,5 тысячи больше, чем в любом другом гражданском медицинском вузе. Курсанты много времени проводят на полевых занятиях, участвуют в ежегодно проводимом учении «Рубеж». Курсанты факультета подготовки врачей для Сухопутных, ракетных войск и ВДВ прыгают с парашютом, это входит в обязательную программу. Каждый будущий врач ВМФ проходит тренировку с выходом из подводной лодки с 30-метровой глубины через торпедный аппарат. Как следствие, выпускник умеет разумно и спокойно действовать в экстремальной обстановке. Между тем дипломы у наших выпускников точно такие же, как у гражданских коллег. В период лицензирования и аккредитации мы ставили вопрос о том, чтобы существующее де-факто положение закрепить юридически: в принципе нужно давать человеку второй диплом врача военной экстремальной медицины.
     Пока же возникает парадоксальная ситуация. У нас есть факультет подготовки гражданских врачей, где в программе отсутствуют эти полторы тысячи часов. Но первые два курса и у курсантов, и у студентов абсолютно идентичны, поэтому мы имеем возможность за счет освобождающихся мест перевести студента на один из факультетов подготовки военных врачей. Естественно, он при этом пройдет лагерный сбор, примет военную присягу. Но начиная с третьего курса программа отличается, и на такой перевод мы юридически идти не можем. Между тем наш недавний студент оканчивает академию, идет в военкомат, призывается и начинает служить в армии или на флоте в том же звании, а порой в той же части, где уже служит наш выпускник, который семь лет носил форму. Получается, что они окончили один военный вуз, но уровень подготовки значительно отличается. Нонсенс. Человек не обучен работать в экстремальной обстановке. Для многих чиновников ситуация ясна, но, к сожалению, за эти три года дело не удалось сдвинуть с мертвой точки. По большому счету требуется восстановить справедливость, поэтому этой проблемой мы будем заниматься и впредь.
     - В гражданских вузах, в том числе и петербургских, нередко приходилось слышать от преподавателей сетования на то, что заметно снизился общеобразовательный уровень абитуриентов. Вашей академии эта проблема тоже коснулась?
     - К нам традиционно стремятся толковые ребята, конкурс большой. Перед сдачей вступительных экзаменов абитуриенты проходят через психофизиологический отбор. Это, как показывает практика, резко уменьшает количество случайных людей среди курсантов. Хотя, скажу откровенно, случаи разочарования все равно бывают: через год, через два-три года...
     - С чем это связано?
     - В первую очередь с тем, что человек взрослеет и в 21 - 22 года начинает задумываться о дальнейшей жизни. Перспективы же, как и у каждого офицера, сегодня не столь радужные. Когда молодой лейтенант получает денежное довольствие в лучшем случае в размере 4,5 - 5 тысяч рублей, а у него на руках жена и маленький ребенок, то проблемы очевидны. Да и учась в академии, курсант в курсе того, что главный специалист Министерства обороны, начальник кафедры, полковник, профессор, отслужив 30 лет, получает 9 тысяч рублей. А по петербургскому телевидению идет реклама: приглашают на работу на предприятие «Электропульт», где зарплата от 20 тысяч и выше. К сожалению, у некоторых старшекурсников возникает разочарование в избранном пути. Не всегда в профессии, но именно в военной стезе.
     Поэтому пока в масштабе государства не будут по-настоящему решены вопросы повышения социальной защиты военнослужащих, особенно молодых офицеров, мы будем терять людей. Причем нередко отнюдь не самых худших.
     - Знаю, что года два-три назад вы в академии с юридических позиций подошли к решению вопроса досрочного увольнения курсантов?
     - На этот шаг пришлось пойти, когда из трехсот с небольшим выпускников 78 написали рапорта, в основном с мотивировкой недостаточного денежного довольствия. Получается, что мы, готовя военного врача, поработали вхолостую. Но переломили ситуацию, выиграв большую часть гражданских судов. Несколько человек, которые не выполнили решение районного суда, были привлечены к уголовной ответственности - в течение года они все были осуждены военным судом. Их обязали служить положенные пять лет после окончания академии. Жесткая позиция? Возможно, но мы должны стоять на защите интересов государства российского. Мера воздействия была вынужденная, но наша правота подтверждена жизнью: в течение последних двух лет ни одного необоснованного рапорта не поступило. Ни одного! А тогда было 78...
     Но ясно и то, что требуется дальнейшее совершенствование законодательной базы, адаптированной к реалиям военных вузов. Должно быть так: если человек хочет увольняться, то пусть уходит, но при одном условии - возмести понесенные государством материальные затраты на твою подготовку. А они в нашей академии очень существенны.
     - Насколько остра проблема с преподавательскими кадрами?
     - Она существует, но не столь остро, как в других военных вузах. Нам несколько проще в том плане, что военный врач практически в любом возрасте всегда найдет себе работу на «гражданке». Поэтому у большинства наших преподавателей не возникает душевного беспокойства, суеты насчет своего будущего - кардинальных перемен в основной профессии не предвидится. Многие наши бывшие коллеги, достигшие возраста увольнения в запас, успешно трудятся в административных структурах здравоохранения, учебных заведениях, больницах и клиниках.
     - Как реализуется программа возрождения Военно-медицинской академии?
     - Указом Президента РФ от 17 декабря 1998 года в связи с 200-летием основания Военно-медицинская академия включена в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. В Санкт-Петербурге такой статус имеют Государственный Эрмитаж, Русский музей, Мариинский театр - всего 12 объектов. Нам были выделены значительные средства - объекты национального достояния должны достойно содержаться.
     Сейчас завершается первый этап реконструкции и переоснащения. Уже сегодня академия - самое насыщенное современной аппаратурой и технологиями лечебное и научное учреждение в мире. Помимо средств Президентской программы, удалось привлечь средства Министерства обороны РФ, правительства и законодательного собрания Санкт-Петербурга. Это позволило не только вывести на качественно новый уровень оснащение клиник, но и произвести реконструкцию помещений. От той убогости, которая существовала на протяжении нескольких последних десятилетий, удалось в значительной степени отойти. Достаточно побывать в клиниках офтальмологии, нейрохирургии, урологии, гинекологии и других. Совершенствуется оборудование учебных аудиторий, что позволяет на современном уровне вести преподавание. В ближайшее время в полном объеме будет сдана собственная компьютерная сеть академии.
     Хотя впереди еще очень много работы. Ведь академия - это не только 19,5 тысячи человек, которые работают, учатся или лечатся у нас. Достаточно сказать, что у нас более 300 зданий, 70 процентов из которых построены свыше 200 лет назад. Десятки километров энергосетей и других инженерных коммуникаций. То есть работа по реконструкции многоплановая и не терпит отлагательства.
     У нас работают единомышленники, которые решают одну задачу. При этом каждый выкладывается, трудится с максимальной эффективностью. Эту команду мне даже пофамильно не перечислить. Итог напряженного совместного труда очевиден: за последние годы удалось изменить в лучшую сторону и внешний облик академии, и ее внутреннее содержание. Те, кто придут к нам учиться, попадут в современное учебное заведение, где по-прежнему готовят настоящих профессионалов.
     - В заключение вопрос несколько иного плана. Известно, что работа врача связана со стрессовыми ситуациями, напряжением. Видимо, не случайно многие медики редкие часы досуга отдают своим увлечениям. Как вы к этому относитесь?
     - Мне удается «переключаться» за рулем автомобиля - это хорошая отдушина после рабочего дня. Заметил, что стоит вернуться домой после тяжелого рабочего дня на служебной машине, - приезжаю домой никакой, ничего не могу делать. Если же на своем, то полчаса, проведенные за рулем, взбадривают, придают сил - это способ отдохнуть.
     Считаю, что любой человек интеллектуального труда не может быть зашорен на чем-то одном. А увлечения у моих коллег разные: одни рисуют, другие занимаются резьбой по дереву, третьи - заядлые коллекционеры. На кафедре анестезиологии ребята оборудовали целую галерею художественных фотографий, сделанных врачами. Коллеги пишут хорошие стихи. Врачи, как правило, люди разносторонние.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства