на главную страницу

11 Ноября 2004 года

«Оборонка»

Четверг

КРАЙ ОРУЖЕЙНИКОВ

Анатолий АНТИПОВ, «Красная звезда».



Республика Удмуртия обладает высоким научно-техническим и производственным потенциалом. Достаточно сказать, что она занимает третье место в России по объему выпускаемой продукции оборонного назначения и первое – по удельному весу оборонных производств в общем промышленном объеме республики. Не случайно беседа нашего корреспондента с президентом Удмуртии Александром ВОЛКОВЫМ началась с вопроса о том, как удалось сохранить жизнеспособность региональной промышленности, в том числе и «оборонки», в непростых экономических условиях?

     – Нам удалось обеспечить функциональное единство и взаимосвязь инвестиционной, инновационной, промышленной и экономической политики. Инновационная политика остается одним из главных инструментов, определяющих дальнейшее развитие не только оборонной промышленности, но и всей экономики Удмуртии. В феврале 2003 года по распоряжению республиканского правительства мы создали межведомственный совет по приоритетам развития промышленности, выделили группу наиболее инновационно-перспективных отраслей промышленности. Это прежде всего предприятия, которые оказывают значительное влияние на социально-экономическое развитие Удмуртии: автомобиле- и приборостроение, оборонные производства и нефтедобыча, машиностроение и черная металлургия. На их продукцию всегда стабильный спрос, причем он ориентирован на экспортные поставки, а также на государственные заказы. Эти отрасли характеризуются высоким научно-техническим и экспортным потенциалом.
     - Недавно вы посетили выставку вооружений «Дефендори-2004» в Греции. С чем был связан этот визит?
     - В Афинах под эгидой «Рособоронэкспорта» отечественную продукцию военного и двойного назначения представили более 20 предприятий российского ОПК, в том числе и ведущие предприятия удмуртской «оборонки» «Ижевский электромеханический завод «Купол» и «Концерн «Ижмаш».
     На выставке с успехом прошла презентация модернизированного зенитного ракетного комплекса «Оса-АКМ» (в которой принял личное участие президент Удмуртии. – Прим. ред.), а Греция – это та страна, с которой у нас был самый большой последний контракт. Мне необходимо было на месте разобраться в ситуации, почувствовать все ее нюансы. Тем более что в форуме приняли участие руководители «Рособоронэкспорта», Министерства обороны РФ, Федеральной службы по ВТС. Мы, что называется, сверили часы по многим вопросам, продуктивно поработали. Я убедился, что у руководства этих государственных структур есть понимание наших проблем и стремление найти положительное решение.
     О положении дел на «Куполе» хочется сказать особо. От этого предприятия во многом зависит развитие региональной экономики, однако отсутствие госзаказа привело к ухудшению экономической ситуации на заводе, сокращению рабочих мест. Обращения в Правительство РФ пока больших подвижек не дают. Без контрактов предприятие окажется в еще более сложном положении. Но есть и хорошие вести: в самый канун открытия выставки Президент РФ подписал распоряжение о поставке «Рособоронэкспортом» в Ливию автоматов Калашникова. Для завода «Ижмаш» это хороший знак.
     - Как складываются отношения между республиканскими органами власти и предприятиями ОПК?
     - Удмуртия и раньше была территорией номер один по удельному весу «оборонки» в общем объеме промышленной продукции, и сегодня лидерства не уступаем. А это от 15 до 20 процентов объема промышленного производства.
     Прекрасно помню, как в середине 90-х объемы промышленного производства на оборонных предприятиях упали на две трети по отношению к прошлым годам. Это было беспрецедентное падение! Государственный заказ просто перестал существовать, его не было. Заводы оказались в тяжелейшем положении.
     Руководство республики не оставило предприятия один на один с их проблемами, на них была проведена конверсия. К сожалению, этого нельзя было сделать на «Куполе», т.к. он на 100 процентов был ориентирован на производство продукции военного назначения. Однако на других предприятиях, включая Воткинский машиностроительный завод, Ижевские радио- и механический заводы и другие, удалось освоить выпуск достаточно большого количества гражданской продукции. Это стало своеобразной палочкой-выручалочкой при отсутствии госзаказа или плохих расчетов по нему. Сегодня наши предприятия на подъеме. За последние годы они динамично увеличивают объемы производства продукции, используя высокие технологии.
     И я, и премьер, и правительство республики продолжаем оставаться в тесном контакте с руководством предприятий, оказывая им посильную помощь. Мы прекрасно понимаем, что социальное благополучие жителей республики напрямую зависит от темпов экономического развития, от промышленности. Она была, есть и будет локомотивом движения вперед и основой нашего благополучия.
     Мы сохранили в структуре правительства министерство промышленности. Если в середине 90-х годов нас спасал нефтяной комплекс, то сегодня налоговые отчисления от него в большей степени идут в федеральный бюджет. Значит, нам необходимо все больше и больше делать акцент на промышленности, чтобы формировать бюджет для развития региона. Этим мы и занимаемся.
     - Выше вы высказали свою обеспокоенность состоянием госзаказа. Конкретизируйте, пожалуйста, свою мысль.
     - Той боли, которую пережили в кризисные 90-е, слава Богу, уже нет. Тем не менее расчеты по госзаказу находятся в плавающем процессе: то рассчитаются, то опять долги копятся. Да и сам объем ГОЗ предприятия не удовлетворяет. Хотя в этом отношении прибавил оптимизма недавний визит в Удмуртию министра обороны России Сергея Иванова. Познакомившись с продукцией предприятий республиканского ОПК, он заявил что слухи о бедственном состоянии военно-промышленного комплекса России, мягко говоря, сильно преувеличены. Главным же итогом этого визита для Удмуртии стало заверение министра обороны в том, что в 2005 году финансовый объем государственного оборонного заказа, направляемый на предприятия ОПК Удмуртии, возрастет более чем на один миллиард рублей.
     Мы надеемся, что та политика, которую сегодня проводит наш президент в части усиления армии и обороноспособности страны, позволит в еще большей степени увеличить госзаказ.
     Потенциал у предприятий республики очень большой. Например, продукция Ижевского электромеханического завода «Купол» - ЗРК «Тор-М1». Эти комплексы получили признание на мировом рынке вооружений, считаются непревзойденными в своем классе, а вот для российских Вооруженных Сил на протяжении несколько лет на него не было госзаказа. После визита министра обороны в Удмуртию ситуация должна улучшится.
     Оборонщики Удмуртии рассчитывают на увеличение ГОЗ, но при этом не сидят сложа руки. Мы, например, продолжаем работать по расширению доли гражданской продукции в автомобилестроении, по выпуску мотоциклов. Если за годы кризиса автопроизводство у нас упало со 180 тысяч до 8 тысяч автомобилей, то теперь отрасль вновь поднимается, и в этом году планируем достичь 100-тысячного рубежа.
     - От региональных проблем давайте перейдем к общероссийским…
     - Нас не может не волновать то, как решается вопрос торговли продукцией военного назначения. Не все здесь обстоит гладко. Не совсем верно, когда некоторые КБ имеют право заниматься реализацией продукции. Это приводит к нежелательной конкуренции российских компаний друг с другом на мировом рынке вооружений. Проигрывает здесь в первую очередь государство.
     На мой взгляд, в государстве должна быть четкая и, что важнее всего, динамичная система, занимающаяся реализацией военной продукции на внешнем рынке. При этом контрактами и поставками ВВТ должно заниматься только государство в лице ФГУП «Рособоронэкспорт», а никакие не КБ или отдельные предприятия. При этом процедура подписания распорядительных документов на экспорт для субъектов ВТС должна быть максимально упрощена. Чем быстрее мы избавимся от неразберихи, неорганизованности и излишней забюрократизированности в этом деле, тем больше прибыли будем получать. Ведь от искусственного затягивания экспортных поставок больше всего теряют конкретные производители.
     Простой пример. Инозаказчик готов приобрести небольшую партию автоматов Калашникова или снайперских винтовок. Казалось бы, чего сложного в течение недели подписать документ на поставку каких-то ста единиц СВД в другую страну? Но не тут-то было. На все согласительные процедуры уходит как минимум полгода – до того сложный и долгосрочный по времени процесс оформления документов. А инозаказчик ждать не будет, к тому же и конкуренты не дремлют.
     - Проблема проблем - интеллектуальная собственность. Те же поляки предлагают свою программу модернизации российского ЗРК «Оса-АКМ», а автомат Калашникова и вовсе тиражируют сразу несколько стран, не платя за это ни копейки российской казне. Можно ли положить конец этому беспределу?
     - Мы многое упустили за годы «безвременья», в том числе и этот важный вопрос. Не думаю, что те же поляки сделают продукцию лучше, чем наш «Купол» или, скажем, «Ижмаш». И даже не это важно. «Модернизаторы со стороны» не смогут обеспечить полную безопасность при эксплуатации комплекса. Это прерогатива только разработчика и производителя. Об этом должны задумываться в первую очередь те, кому «за дешево» предлагают псевдомодернизированную технику.
     Это относится и к оружию с брендом Калашникова. В настоящее время на мировом рынке стрелкового оружия работают до 35 зарубежных фирм, предлагающих третьим странам подобное оружие. Это автоматы и ручные пулеметы системы Калашникова, а также их модификации или оружие со значительными заимствованиями деталей и узлов из конструкции АК.
     Качество «подделок», как правило, соответствует их невысокой цене. Подчеркну еще раз, только настоящий производитель может обеспечить высокое качество изделия и гарантии его эффективного и безопасного использования.
     - Какие шаги предпринимаются для защиты прав российских разработчиков и производителей?
     - Последние годы ОАО «Концерн «Ижмаш» при тесном взаимодействии с ФГУП «Рособоронэкспорт» ведется большая работа по патентованию технических решений, которые используются в автоматах Калашникова современной конструкции. На них получен Евразийский патент, национальные патенты около десятка стран. Кроме этого, по целому ряду стран в настоящее время ведется активная работа, поданы заявки на получение национальных патентов.
     Позиция российской стороны предельно ясная и направлена на прекращение безлицензионного производства в других странах автоматов Калашникова и оружия с заимствованиями из их конструкции. Мы стремимся также восстановить систему договорных отношений, при которых производство оружия будет вестись по российской лицензии.

     На снимках: продукция ведущих предприятий ОПК Удмуртии известна далеко за пределами России – ЗРК «Тор-1М», знаменитые «калаши».


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства