на главную страницу

12 Ноября 2004 года

Армия и общество

Пятница

Вузы учатся у войск, войска – у вузов



Работая в войсках, генералы и офицеры Главного управления боевой подготовки очень часто слышат от командиров частей и подразделений, что, дескать, основной причиной скромных результатов в боевой подготовке становится недостаточный уровень военной и методической подготовки молодых офицеров, вчерашних питомцев училищ. Именно поэтому одно из основных направлений в своей работе Главное управление видит в обеспечении единства боевой подготовки войск и учебного процесса высших военно-учебных заведений. Об этом размышляет начальник Главного управления боевой подготовки Вооруженных Сил РФ генерал-полковник Александр Скородумов.

     В последние годы стало практикой привлечение на сборы руководящего состава органов боевой подготовки Вооруженных Сил начальников военно-учебных заведений, кафедр, факультетов, профессоров и преподавателей. При этом преподаватели не только выступают в роли обучаемых, но и активно участвуют в организации и проведении самих сборов. Особенно хочется отметить в этом отношении Московское высшее военное командное училище. Там ведут большую и плодотворную работу по освоению таких форм боевой подготовки, которые наиболее полно отвечают особенностям времени.
     Одно из направлений совершенствования боевой подготовки — создание приказарменной учебной материально-технической базы и организация боевой учебы с ее использованием. Приказарменная база позволяет придать процессу обучения непрерывность, совершенствовать профессиональные навыки личного состава и методическое мастерство офицеров без привлечения значительных финансовых средств. То есть при минимуме затрат можно добиться наибольшей отдачи всех проводимых мероприятий боевой подготовки.
     В процессе совместной работы генералов, офицеров Главного управления боевой подготовки и коллектива преподавателей Московского высшего военного командного училища под руководством его начальника генерал-майора С. Епишина разработана и на базе училища испытана система тренировок по выполнению нормативов боевой и физической подготовки. И все это с использованием объектов приказарменной учебной материально-технической базы.
     В основу системы заложен известный принцип «от простого к сложному»: в течение всего обучения в училище курсанты последовательно готовятся к выполнению функциональных обязанностей в войсках, наращивают и закрепляют навыки.
     Нормативы боевой подготовки отрабатываются в рамках четырех тактических уровней военно-профессиональной подготовки: солдат - командир отделения - командир взвода - командир роты.
     В соответствии с курсом обучения их объем и последовательность выглядят так:
     первый уровень (первый курс) – отработка нормативов, обеспечивающих приобретение навыков в действиях на поле боя, овладение всеми боевыми специальностями мотострелкового отделения и его слаживание;
     второй уровень (второй курс) - отработка нормативов, обеспечивающих совершенствование всего того, что приобретено ранее, а также выработку навыков, необходимых при освоении обязанностей командира взвода, и слаживание взвода;
     третий уровень (третий курс) - отработка нормативов, уже в определенной мере освоенных, с подключением тех, которые помогают приобретать навыки, необходимые командиру роты, и слаживание роты;
     четвертый уровень (четвертый (пятый) курсы предусматривает дальнейшую отработку всего комплекса нормативов, обеспечивающих совершенствование одиночной подготовки на уровне мотострелкового отделения и развитие навыков в выполнении должностных обязанностей командира взвода, роты и слаживание подразделений.
     Характерно, что тренировки в училище проводятся в утренние часы и часы самостоятельной подготовки. Это позволяет каждому курсанту в течение семестра отработать 6–8 нормативов по каждой специальной (военной) дисциплине.
     Основная цель введения в практику предложенной системы тренировок, подчеркну это, - подготовка командира, способного эффективно организовывать выполнение всех задач, которые могут быть поставлены перед вверенным ему подразделением. Это по плечу офицеру, обладающему по крайней мере двумя качествами.
     Первое - это высочайший профессионализм. В войсках, как ни прискорбно, приходится сталкиваться с таким фактом, как недостаточная, а иногда и просто неудовлетворительная индивидуальная подготовка молодых офицеров. К сожалению, сегодня осталось не так уж много офицеров, готовых подать команду «Делай, как я» и выполнить упражнение стрельб или вождения, норматив по физической подготовке на «отлично». Надо ли говорить, что лейтенант, имеющий по предметам боевой подготовки неудовлетворительные либо лишь удовлетворительные оценки не может служить образцом для подчиненных. Еще и еще раз хочется напомнить: военные училища обязаны готовить профессионалов военного дела высочайшего уровня; не математиков, не физиков, не химиков, а командиров подразделений.
     Второе - методическое мастерство. Можно быть профессионалом своего дела, но не уметь донести, передать свои знания, свой опыт подчиненным. Ни для кого не секрет, что мероприятие боевой подготовки, организованное и проведенное ради галочки в плане и отметки в журнале учета, приносит скорее больше вреда, чем пользы, часто превращает процесс воинского обучения в натаскивание. Любое занятие, любая тренировка должны быть не только полезными для военнослужащего или подразделения, но и интересными. А увлечь подчиненных, придать занятиям по боевой подготовке эмоциональный накал - это, можно сказать, искусство.
     Анализ системы тренировок по боевой и физической подготовке, о которой идет речь, показывает, что при настойчивом, последовательном, поэтапном проведении ее в жизнь и профессиональное, и методическое мастерство будущему офицеру гарантированы.
     С одной стороны, в течение всего обучения курсанты училища совершенствуют навыки в выполнении нормативов по тактической, огневой, технической, инженерной, военно-медицинской подготовке, военной топографии, радиационной, химической и биологической защите, практически выполняют мероприятия подготовки боя, управляют подразделениями и огнем при решении боевых задач. Таким образом, не вызывает сомнения, что офицер, прошедший такую школу, получивший такую подготовку, будет знать, чему учить подчиненных, и сможет использовать при их обучении личный пример, образцовый показ.
     С другой стороны, параллельно формируется готовность к выполнению функциональных обязанностей по обучению личного состава. Ведь система тренировок позволяет курсанту обрести умение организовать и проводить такого рода занятия, совершенствовать общую методическую подготовку. Примечательно, что формирование командно-методических навыков курсантов 2–5-го курсов в училище находится под строгим контролем и основано на практике войск. Подготовка курсанта к проведению занятия включает постановку задачи командиром курсантского подразделения, самостоятельную работу, уточнение методического и материального обеспечения и, что очень важно, инструкторско-методические и показные занятия в масштабе курсантской роты, а иногда и батальона по наиболее сложным вопросам. Таким образом, в рамках предложенной системы тренировок курсанты приобщаются к основе основ повседневной деятельности войск: системности в работе.
     Заслуживает отдельного разговора и воспитательная роль данной методики. Становление молодого офицера в войсках во многом обусловлено характером, содержанием обучения и воспитания в военно-учебном заведении. Вчерашние выпускники военных училищ в войсках сознательно или подсознательно копируют стиль и методы работы командиров курсантских подразделений и преподавателей. Поэтому очень важно, чтобы этот стиль и эти методы были достойным примером для подражания.
     Реализуемая в Московском высшем военном командном училище система отработки нормативов по боевой и физической подготовке, на мой взгляд, обеспечивает готовность выпускников к выполнению боевых задач и дает оптимальную практику командования подразделением в боевой обстановке и повседневной деятельности. Считать ее догмой, слепо повторять, разумеется, нельзя. Это область неустанного творчества, поиска нового. Важно лишь ни на минуту не забывать: будущее офицерского корпуса Российской армии XXI века сегодня в курсантских погонах. От уровня подготовки питомцев нашей военной школы зависят боеготовность Вооруженных Сил, безопасность Отечества.

     На снимке: Старший преподаватель кафедры вооружения и стрельбы Московского высшего военного командного училища подполковник Юрий КОСОГОВ уверен: курсанты Александр ЗАВАДСКИЙ (слева) и Павел ЖИРНОВ будут умелыми командирами.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства