Ю.Ш.: Есть ряд причин общеэкономического характера, которые связаны с ростом цен на углеводородное сырье и общими показателями инфляции. Именно они – основа роста цен.
Первый фактор, объективный, – это мировые цены на нефть. Около 20 лет средние цены в мире держались на уровне около 17 долларов за баррель. Между тем внедрялись новые более дорогостоящие технологии переработки нефти, менялись налоговые и финансовые схемы работы в странах - крупнейших потребителях нефти. А тут еще инфляция... В итоге прибыль производителей нефти неуклонно снижалась. Результатом дисбаланса и стал кризис 1997 – 1998 годов.
Предпринятые ОПЕК меры по установлению ценового коридора на какое-то время стабилизировали ситуацию. Но ненадолго. Высокие темпы экономического роста, в первую очередь в таких странах, как США, Китай, Индия, способствовали возникновению нефтяного дефицита, усугубившегося войной в Ираке. Возникшая напряженность в Ближневосточном регионе, основном поставщике углеводородного сырья на мировой рынок, минус 100 – 150 млн. тонн нефти, выпавшей из мирового баланса, которые можно было добывать в Ираке, значительно ухудшили ситуацию. Всем стало ясно: дешевой нефти больше не видать.
Таким образом, основной причиной роста цен является предыдущая их «зажатость». Значительный рост стоимости углеводородного сырья сказался и на внутреннем рынке многих стран, в том числе и России.
В.Н.: Можно сказать достаточно определенно: эра дешевой нефти закончилась. Представить себе ситуацию, которая возникла в 1998 году и стала одной из причин нашего дефолта (нефть тогда стоила 9 долларов за баррель), думаю, уже невозможно.
Ю.Ш.: Еще один долговременный фактор роста цен на бензин – это усилившийся монополизм в отрасли. В начале 1990-х мы ушли от монополизма министерского - создали компании, сформировали рынки… Но вскоре столкнулись с монополизмом крупных компаний. Для нашей экономики это очень тяжелый пресс. Он безжалостно давит мелкий и средний бизнес, мешает эффективному росту промышленного производства.
Бездействие в этом вопросе ставит под сомнение выполнение многих планов и инициатив, в том числе удвоение в ближайшие годы ВВП. Об опасности существующей тенденции говорят следующие факты. В 1996 году независимые малые и средние нефтегазовые компании страны добывали 16 процентов от всего объема нефти. Сегодня эта цифра составляет около 5 процентов. Вот и получается, что в добыче нефти уже нет конкуренции, нет той прослойки малых и средних предприятий, которые, в силу сложившихся обстоятельств, занимаются больше не экспортом сырья, а насыщением внутреннего рынка.
Монополизм в нашей стране многолик. Не только добыча, но и переработка - в руках вертикально-интегрированных компаний. В последние годы все нефтеперерабатывающие заводы, кроме Московского НПЗ, вошли в состав именно таких структур. Они не особо церемонятся в работе с представителями малых и средних компаний. В результате получается заколдованный круг: добыл нефть, а на НПЗ не пробиться! В то же время совершенно очевидно, что без крупных, мощных компаний нам не обойтись, успеха в конкурентной борьбе с западным бизнесом не добиться.
Такая вот ситуация и привела к тому, что объемы нефтепродуктов, поступающие на внутренний рынок страны от малых и средних предприятий, за последние годы снизились. Удушение малых и средних компаний ведет к еще большему монополизму, к стагнации. Рецептов по лечению этой болезни немного. Прежде всего это рыночные механизмы, направленные на поддержку и укрепление малого и среднего бизнеса в стране. Запустить их может правительство путем принятия важных и серьезных решений и с жестким контролем по их выполнению всеми участниками топливного рынка страны. В руках правительства, особенно сейчас, много рычагов. По значимости они разные: от экспортных пошлин и других запретительных мер до льготных цен на закупку топлива для госнужд, села, подготовки к зиме.
В.Н.: Среди факторов, которые влияли и влияют в долгосрочном плане на цену нефти, в первую очередь следует назвать растущий спрос со стороны Китая. Эту страну считают главным двигателем повышения цен на нефть.
В то же время Китай сильно заинтересован, чтобы цены не были высокими. В отличие от США, которые серьезно на понижение цен не работают. Не в интересах Америки, когда цены зашкаливают, но в то же время она, и об этом тоже не надо забывать, является одной из крупнейших нефтедобывающих стран. В США, между прочим, добывается столько же нефти, сколько и в России. Другое дело, что там потребляют вдвое больше, чем добывают. В любом случае свои нефтяные компании Америка губить не хочет. Тем более что администрация Джорджа Буша во многом представляет интересы техасских нефтяников.
Стратегия Китая заключается в том, чтобы по максимуму закупать горючее везде, где оно есть. Этого требует бурно развивающаяся экономика нашего восточного соседа. Отсюда огромная заинтересованность Китая в любых энергетических сделках, в том числе с Российской Федерацией.
На Дальнем Востоке нам особенно важно не допускать ошибок еще и потому, что в Каспийском регионе нефтяная игра идет не по нашему сценарию. В то же время я не стал бы говорить, что ввод в строй нефтепровода Баку – Тбилиси – Джейхан приведет к серьезным экономическим потерям для России. В любом случае нефть, которая добывается в районе Каспийского моря, нашла бы путь на мировой рынок. На самом деле сейчас, в условиях нехватки нефти и высоких цен на нее, весь нефтепотребляющий мир (а это большая часть планеты) заинтересован в том, чтобы на рынке было как можно больше «черного золота». Спрос очень велик, и все страны, потребляющие нефть, будут прикладывать огромные усилия для того, чтобы появилось как можно больше источников предложения.
Да и на понижение нефтяных цен этот трубопровод вряд ли серьезно повлияет, все-таки объемы прокачки там невелики. Кроме того, нельзя забывать, что он в принципе может быть использован российскими экспортерами для прокачки нашей нефти. До Баку у нас нефтепровод есть. Так что здесь существует возможность для сотрудничества.
Ю.Ш.: Есть ли возможность влиять на рост цен? Конечно. В стране есть огромные финансы. Их вполне, с уверенностью говорю, достаточно для того, чтобы не допустить двух-, трех- и многократного, по сравнению с ростом инфляции, увеличения цены на нефтепродукты. Словом, мер у нас, особенно сейчас, когда мировая цена для России крайне благоприятная, достаточно.
Результат может быть достигнут только волевыми, согласованными действиями федеральных и региональных властей. Причем региональная власть может многое сделать для поддержки малого и среднего бизнеса, чтобы добыча нефти этими компаниями росла, чтобы им был обеспечен доступ на заводы по переработке нефти, а продукты переработки поступали далее на региональные топливные рынки. Кроме того, глубоко уверен, что проблему повышения качества нефтепродуктов в России можно решить только на региональном уровне. Все это вполне по силам региональным властям. Говорю об этом, опираясь на собственный губернаторский опыт. Да, надо выстраивать систему работы. И заниматься этим не от случая к случаю, а постоянно.
Что ожидает потребителей в ближайшее время?
В целом обстановка на внутреннем топливном рынке стабилизируется. В отличие от некоторых экспертов, которые прогнозируют снижение цен на отдельные виды топлива, я их оптимизма не разделяю. На мой взгляд, рост цен на бензин будет, но незначительный.
В.Н.: Ценовые колебания на мировом рынке будут и дальше. Факторы, которые работали и работают на повышение, устранить в ближайшее время вряд ли возможно. Поэтому целесообразнее говорить о конъюнктурных повышениях и понижениях и именно здесь искать рычаги воздействия. Таковы законы рынка. Нефтяного, в частности.