на главную страницу

12 Ноября 2004 года

ЭКОНОМИКА И ЖИЗНЬ

Пятница

ЭРА ДЕШЕВОЙ НЕФТИ НЕ ВЕРНЕТСЯ

Записал Владимир МОХОВ, «Красная звезда».



Напрасно кто-то думает, что глобальные общемировые тенденции, равно как и самочувствие национальной экономики, не влияют на процессы, происходящие в Вооруженных Силах. Мы живем в такое время, когда все взаимосвязано тысячами видимых и невидимых нитей. Сами посудите, безудержный рост цен на нефть, спровоцировавший подорожание бензина, впрямую влияет на обеспечение армии и флота горюче-смазочными материалами. Пользуясь ситуацией, нефтеперерабатывающие заводы вздувают цены на бензин, стоимость которого, по мнению экспертов, весной может достичь 20 рублей за литр. Ситуация на топливном рынке, естественно, стала предметом особого внимания миллионов россиян, не понимающих, почему в нефтедобывающей стране так быстро растут цены на бензин. Тема эта позавчера была вынесена депутатами Госдумы на правительственный час. Есть ли возможность влиять на этот процесс, управлять им? Что для этого следует сделать? Что ожидает потребителей в ближайшее время? До каких пор мировой нефтяной рынок будет лихорадить? По просьбе «Красной звезды» своим мнением по этому поводу делятся председатель Совета Союза нефтегазопромышленников России Юрий ШАФРАНИК и президент Фонда «Политика» политолог Вячеслав НИКОНОВ.

     Ю.Ш.: Есть ряд причин общеэкономического характера, которые связаны с ростом цен на углеводородное сырье и общими показателями инфляции. Именно они – основа роста цен.
     Первый фактор, объективный, – это мировые цены на нефть. Около 20 лет средние цены в мире держались на уровне около 17 долларов за баррель. Между тем внедрялись новые более дорогостоящие технологии переработки нефти, менялись налоговые и финансовые схемы работы в странах - крупнейших потребителях нефти. А тут еще инфляция... В итоге прибыль производителей нефти неуклонно снижалась. Результатом дисбаланса и стал кризис 1997 – 1998 годов.
     Предпринятые ОПЕК меры по установлению ценового коридора на какое-то время стабилизировали ситуацию. Но ненадолго. Высокие темпы экономического роста, в первую очередь в таких странах, как США, Китай, Индия, способствовали возникновению нефтяного дефицита, усугубившегося войной в Ираке. Возникшая напряженность в Ближневосточном регионе, основном поставщике углеводородного сырья на мировой рынок, минус 100 – 150 млн. тонн нефти, выпавшей из мирового баланса, которые можно было добывать в Ираке, значительно ухудшили ситуацию. Всем стало ясно: дешевой нефти больше не видать.
     Таким образом, основной причиной роста цен является предыдущая их «зажатость». Значительный рост стоимости углеводородного сырья сказался и на внутреннем рынке многих стран, в том числе и России.
     В.Н.: Можно сказать достаточно определенно: эра дешевой нефти закончилась. Представить себе ситуацию, которая возникла в 1998 году и стала одной из причин нашего дефолта (нефть тогда стоила 9 долларов за баррель), думаю, уже невозможно.
     Ю.Ш.: Еще один долговременный фактор роста цен на бензин – это усилившийся монополизм в отрасли. В начале 1990-х мы ушли от монополизма министерского - создали компании, сформировали рынки… Но вскоре столкнулись с монополизмом крупных компаний. Для нашей экономики это очень тяжелый пресс. Он безжалостно давит мелкий и средний бизнес, мешает эффективному росту промышленного производства.
     Бездействие в этом вопросе ставит под сомнение выполнение многих планов и инициатив, в том числе удвоение в ближайшие годы ВВП. Об опасности существующей тенденции говорят следующие факты. В 1996 году независимые малые и средние нефтегазовые компании страны добывали 16 процентов от всего объема нефти. Сегодня эта цифра составляет около 5 процентов. Вот и получается, что в добыче нефти уже нет конкуренции, нет той прослойки малых и средних предприятий, которые, в силу сложившихся обстоятельств, занимаются больше не экспортом сырья, а насыщением внутреннего рынка.
     Монополизм в нашей стране многолик. Не только добыча, но и переработка - в руках вертикально-интегрированных компаний. В последние годы все нефтеперерабатывающие заводы, кроме Московского НПЗ, вошли в состав именно таких структур. Они не особо церемонятся в работе с представителями малых и средних компаний. В результате получается заколдованный круг: добыл нефть, а на НПЗ не пробиться! В то же время совершенно очевидно, что без крупных, мощных компаний нам не обойтись, успеха в конкурентной борьбе с западным бизнесом не добиться.
     Такая вот ситуация и привела к тому, что объемы нефтепродуктов, поступающие на внутренний рынок страны от малых и средних предприятий, за последние годы снизились. Удушение малых и средних компаний ведет к еще большему монополизму, к стагнации. Рецептов по лечению этой болезни немного. Прежде всего это рыночные механизмы, направленные на поддержку и укрепление малого и среднего бизнеса в стране. Запустить их может правительство путем принятия важных и серьезных решений и с жестким контролем по их выполнению всеми участниками топливного рынка страны. В руках правительства, особенно сейчас, много рычагов. По значимости они разные: от экспортных пошлин и других запретительных мер до льготных цен на закупку топлива для госнужд, села, подготовки к зиме.
     В.Н.: Среди факторов, которые влияли и влияют в долгосрочном плане на цену нефти, в первую очередь следует назвать растущий спрос со стороны Китая. Эту страну считают главным двигателем повышения цен на нефть.
     В то же время Китай сильно заинтересован, чтобы цены не были высокими. В отличие от США, которые серьезно на понижение цен не работают. Не в интересах Америки, когда цены зашкаливают, но в то же время она, и об этом тоже не надо забывать, является одной из крупнейших нефтедобывающих стран. В США, между прочим, добывается столько же нефти, сколько и в России. Другое дело, что там потребляют вдвое больше, чем добывают. В любом случае свои нефтяные компании Америка губить не хочет. Тем более что администрация Джорджа Буша во многом представляет интересы техасских нефтяников.
     Стратегия Китая заключается в том, чтобы по максимуму закупать горючее везде, где оно есть. Этого требует бурно развивающаяся экономика нашего восточного соседа. Отсюда огромная заинтересованность Китая в любых энергетических сделках, в том числе с Российской Федерацией.
     На Дальнем Востоке нам особенно важно не допускать ошибок еще и потому, что в Каспийском регионе нефтяная игра идет не по нашему сценарию. В то же время я не стал бы говорить, что ввод в строй нефтепровода Баку – Тбилиси – Джейхан приведет к серьезным экономическим потерям для России. В любом случае нефть, которая добывается в районе Каспийского моря, нашла бы путь на мировой рынок. На самом деле сейчас, в условиях нехватки нефти и высоких цен на нее, весь нефтепотребляющий мир (а это большая часть планеты) заинтересован в том, чтобы на рынке было как можно больше «черного золота». Спрос очень велик, и все страны, потребляющие нефть, будут прикладывать огромные усилия для того, чтобы появилось как можно больше источников предложения.
     Да и на понижение нефтяных цен этот трубопровод вряд ли серьезно повлияет, все-таки объемы прокачки там невелики. Кроме того, нельзя забывать, что он в принципе может быть использован российскими экспортерами для прокачки нашей нефти. До Баку у нас нефтепровод есть. Так что здесь существует возможность для сотрудничества.
     Ю.Ш.: Есть ли возможность влиять на рост цен? Конечно. В стране есть огромные финансы. Их вполне, с уверенностью говорю, достаточно для того, чтобы не допустить двух-, трех- и многократного, по сравнению с ростом инфляции, увеличения цены на нефтепродукты. Словом, мер у нас, особенно сейчас, когда мировая цена для России крайне благоприятная, достаточно.
     Результат может быть достигнут только волевыми, согласованными действиями федеральных и региональных властей. Причем региональная власть может многое сделать для поддержки малого и среднего бизнеса, чтобы добыча нефти этими компаниями росла, чтобы им был обеспечен доступ на заводы по переработке нефти, а продукты переработки поступали далее на региональные топливные рынки. Кроме того, глубоко уверен, что проблему повышения качества нефтепродуктов в России можно решить только на региональном уровне. Все это вполне по силам региональным властям. Говорю об этом, опираясь на собственный губернаторский опыт. Да, надо выстраивать систему работы. И заниматься этим не от случая к случаю, а постоянно.
     Что ожидает потребителей в ближайшее время?
     В целом обстановка на внутреннем топливном рынке стабилизируется. В отличие от некоторых экспертов, которые прогнозируют снижение цен на отдельные виды топлива, я их оптимизма не разделяю. На мой взгляд, рост цен на бензин будет, но незначительный.
     В.Н.: Ценовые колебания на мировом рынке будут и дальше. Факторы, которые работали и работают на повышение, устранить в ближайшее время вряд ли возможно. Поэтому целесообразнее говорить о конъюнктурных повышениях и понижениях и именно здесь искать рычаги воздействия. Таковы законы рынка. Нефтяного, в частности.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства