на главную страницу

16 Ноября 2004 года

Тема номера

Вторник

Про ГЛОНАСС в который раз

Андрей ГАРАВСКИЙ.




     В последнее время в «Красной звезде» уделяется повышенное внимание проблемам Глобальной навигационной спутниковой системе – ГЛОНАСС. К сожалению, происходит это не от хорошей жизни, а от того, что этот важнейший компонент национальной навигационной безопасности продолжает лихорадить.

     Как заявил на прошедшем в Федеральном космическом агентстве интернет-брифинге его глава Анатолий Перминов, для работ по созданию целостного облика Глобальной навигационной спутниковой системы в 2005 году необходимо дополнительно не менее 800 млн. рублей. Всего запланировано финансирование в пределах 3,6 млрд. рублей.

     Между тем напомним, что в этом году выделение даже запланированных средств на эту важнейшую федеральную целевую программу осуществляется в объеме, не превышающем 70 процентов от положенного.

     Будут ли изысканы эти дополнительные средства в следующем году? Анатолий Перминов подчеркнул, что агентство натолкнулось на непонимание этой проблемы со стороны некоторых чиновников в финансовом ведомстве.

     Пока финансисты продолжают думать, нужен ли нам ГЛОНАСС и наполнять ли кубышку Стабилизационного фонда, на орбите вместо 24 спутников системы или как минимум 15-18 находится всего 11 космических аппаратов. При этом 10 из них - устаревшие спутники «Глонасс» со сроком службы 2-3 года. Новые КА «Глонасс-М» и «Глонасс-К» способны функционировать на орбите уже 7 – 10 лет, но пока в составе группировки только один «Глонасс-М». Впрочем, и этот спутник уже устарел, нужны КА «Глонасс-К» на базе негерметичной платформы «Экспресс-1000», которые будут весить в два раза меньше предшественников. Не секрет, что нуждается в модернизации наземная и пользовательская аппаратура ГЛОНАССа.

     Пока мы держим отечественную навигационную систему на голодном пайке, американцы вовсю модернизируют свою. В США на смену GPS-приемнику PLGR, которому почти 12 лет, приходит новейший приемник DAGR. Уже начинаются его поставки в войска. Не вдаваясь в технические подробности, отметим, что DAGR на порядок перекрывает характеристики своего предшественника. В него заложены самые современные возможности, отвечающие всем требованиям.

     В планах Пентагона в ближайшие полгода отправить в войска почти 9.000 GPS-приемников DAGR для оснащения трех дивизий, одного полка, трех бригад и учебного центра. Это неудивительно, ведь американцы знают цену навигационного обеспечения в боевых действиях. Они активно использовали NAVSTAR в Афганистане и используют сегодня в Ираке.

     У нас масштабы гораздо скромнее. Но хотя бы какой-то позитив появляется. Как заявил недавно начальник Генерального штаба Вооруженных Сил РФ генерал-полковник Юрий Балуевский, мобильные отряды спецназа и ВДВ, действующие в Чеченской Республике, начали оснащаться навигационными приемниками отечественной Глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС. Напомним, что в планах Министерства обороны РФ до конца 2005 года было оснащение Вооруженных Сил этими приемниками, способными принимать сигналы ГЛОНАССа. Впрочем, остается вопрос, воплотятся ли эти планы в жизнь, если финансирование останется на прежнем уровне?

     Между тем навигационные приемники для определения точного местонахождения бойца в любое время суток необходимы не только спецназу, но и командирам взводного и ротного звена для ведения современного эффективного боя. Очевидно, что в снаряжении солдата XXI века навигационный приемник будет являться важнейшей неотъемлемой частью.

     Помимо сухопутных подразделений и спецназа ГЛОНАСС жизненно необходим для авиации, флота, работы высокоточного оружия и многого другого. От работы этой важнейшей системы зависит навигационная независимость России. Не забудьте, что пользователям американского NAVSTAR всегда может быть отказано в доступе.

     Имеем ли мы право экономить на нашей безопасности и независимости? Как заявил Анатолий Перминов, сейчас по финансированию космических программ мы находимся где-то между Бразилией и Индией, при том что держим второе место в мире по запускам. Сегодня все держится за счет интенсивности труда, людских ресурсов и техники. Но вечно так продолжаться не может. И, финансируя на таком уровне свои космические программы, мы получим соответствующее место в мировой космической табели о рангах.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства