на главную страницу

16 Ноября 2004 года

Армия и общество

Вторник

Как нам обустроить границу

Владимир МОХОВ.
Материал подготовлен при содействии ЦОС ФСБ.



     
Казарм не будет, но будет «пограничный Интернет»

     С учетом новых подходов сегодня доработаны Комплексный план усиления охраны и обустройства Государственной границы Российской Федерации в Северо-Кавказском регионе на период до 2007 года и Федеральная целевая программа «Государственная граница Российской Федерации (2003—2010 годы)». Целью программы является обустройство к 2011 году новых участков границы в Северо-Кавказском регионе, с Казахстаном, Украиной, странами Балтии и формирование там современной системы охраны границы.
     Федеральная программа пока не утверждена, но ее ориентировочная стоимость уже сегодня превышает 60 млрд. рублей. Кстати, сюда входят не только пограничные объекты. В реализации программы участвуют 8 ведомств, для которых предусматривается возвести 1.341 объект, включая пограничные управления, различные инженерно-технические сооружения и пункты пропуска через границу (74 автомобильных, 21 железнодорожный, 17 морских и речных). Сейчас проект программы проходит согласование с Минфином и Минэкономразвития, после чего он будет внесен на рассмотрение правительства.
     Кстати, ГПК подготовлены предложения о создании единой системы строительства и обустройства пунктов пропуска. Этот вопрос давно назрел. Например, если рядом находятся автомобильный и железнодорожный пункты пропуска (за первый из них отвечают таможенники, за второй соответственно - железнодорожники), зачем вместо единого комплекса строить два? Просто на пунктах пропуска нужен один хозяин.
     Условно весь объем работ по обустройству границы можно разделить на три части.
     Первая - бытовая. Она касается условий службы и быта самих пограничников. Планируется построить более 400 городков для погранзастав и погранотрядов, пограничных управлений.
     Значительные объемы финансирования будут направлены на возведение служебного жилья. Кстати, условия службы и жизни пограничников принципиально изменятся. Казармы останутся в прошлом. На новых заставах построят общежития с проживанием по 2—3, максимум 4 человека в комнате. На каждые две комнаты предусматриваются душ и туалет, на каждую - телевизор. Для офицеров и прапорщиков, естественно, построят квартиры.
     Вторая - связь. Любой, кто служил на границе, знает: с ней всегда были большие проблемы. Теперь же в пограничных управлениях появятся единые информационно-телекоммуникационные системы, что-то вроде закрытого «пограничного Интернета». Для этого в регионах будет развернуто необходимое количество станций и узлов космической связи. Благодаря им видеокамеры непосредственно с линии границы смогут передать картинку в реальном времени в пограничное управление и даже в специальный технический центр на Лубянку.
     Кстати, на местах теперь сами будут решать, на что выгодней и разумней тратить выделяемые средства - то ли на громоздкую дорогостоящую радиостанцию, то ли на сотовый телефон, который зачастую оказывается дешевле и эффективней. И это далеко не единственный пример, когда решение тех или иных проблем, лежащих в финансовой сфере, требует принципиально нового подхода.
     Третья - технические средства охраны границы и инженерные сооружения. На смену колючей проволоке приходят высокие технологии - видеокамеры, тепловизоры, новейшие радиолокационные системы, сейсмические датчики и другие технические новшества, объединенные в единые автоматизированные системы поиска, обнаружения, распознавания и отображения целей.
     
Новая кадровая стратегия

     Но здесь возникает другая проблема: за такие приборы не посадишь солдата-срочника. Доверить сложную технику можно только специалисту. С призывниками в этом плане сложно: только его обучишь, как уже пора увольнять...
     Выход в ФСБ России видят в переходе на контрактную основу комплектования. В рамках Федеральной целевой программы перехода в 2004—2007 годах к комплектованию ряда соединений и частей военнослужащими-контрактниками на профессиональной основе будет укомплектован ряд пограничных отрядов на Северном Кавказе.
     Однако уже сегодня на Лубянке формируется новая кадровая стратегия. Мы, подчеркнул в беседе с корреспондентом «Красной звезды» генерал-майор Николай Рыбалкин, принципиально идем к профессиональной пограничной службе. Речь не об автоматической замене солдат срочной службы на контрактников. По словам Рыбалкина, Пограничной службе нужны люди, которые приходят не на 3—4 года, а собираются связать с ней свою жизнь. Офицер ли это, прапорщик или гражданский специалист. Главное, чтобы он был профессионалом, сознательно сделавшим жизненный выбор. Это принципиальный подход, который уже начал реализовываться.
     Мероприятия по реорганизации Пограничной службы ФСБ сегодня совмещают с сокращением срочной службы и переходом на профессиональную основу. Уже в нынешнем году число солдат, призываемых в Погранвойска, сокращено на 6 тысяч. (Да и сам этот термин, видимо, со временем канет в Лету. Погранвойска сменят погранорганы, построенные по территориальному принципу и переведенные на профессиональную основу.) С прошлой весны призывной контингент не направляется на северо-запад, северо-восток, в Арктику. Нет срочников и на границе с Казахстаном, Украиной. В 2005 году призыв в Погранвойска планируется сократить еще на 10 тысяч. С прицелом на то, чтобы к 2008-му по возможности полностью отказаться от призывников. Уже сегодня в Пограничной службе на рядовых и сержантских должностях проходят службу около 40 процентов контрактников. И процент этот будет увеличиваться, несмотря на то, что у пограничников в отличие от Минобороны нет жестких планов и сроков контрактизации.
     Впрочем, идея профессиональной Пограничной службы реализуема лишь тогда, когда контрактнику или профессионалу (называть его можно по-разному) будут платить реальные деньги. На Лубянке это понимают и, приступая к реорганизации пограничных структур, учитывают всю совокупность сопутствующих факторов, в том числе финансовые ограничения. Но решить эту проблему только в ведомственных рамках не представляется возможным. Хотя кое-что в этом плане предпринимается. Например, на заставах введены надбавки за работу с местным населением и т.д. Делается это в том числе за счет оптимизации управления и перераспределения финансовых ресурсов.
     С другой стороны, надо учитывать такой фактор. Большая текучесть кадров пограничных контролеров в столичных аэропортах во многом объясняется низким по московским меркам денежным довольствием. А где-нибудь в саратовской или забайкальской глубинке 5—6 тысяч, получаемых местным жителем на должности того же погранконтролера, - это весьма неплохо, потому как в соседнем совхозе не платят и этого. К тому же местный житель - это и хорошее знание обстановки, и здоровый патриотизм. Ему не все равно, кто придет с той стороны...
     Безусловно, есть участки границы, где жить и служить очень тяжело. Видимо, в зависимости от этого должна быть дифференцирована и зарплата. Но это опять-таки надо решать не только на ведомственном уровне. Пограничники не вольны распоряжаться финансами, как им заблагорассудится.
     Переход на профессиональную основу требует и новой системы подготовки пограничных кадров. По словам генерала Рыбалкина, ее планируется осуществлять в пяти вузах Пограничной службы ФСБ, к которым вскоре добавится многопрофильный институт в Кургане.
     В целом же профессиональная Пограничная служба, как показывает отечественный и мировой опыт, потребует подготовки специалистов по пяти основным направлениям. Это охрана так называемой «зеленой» границы; охрана «голубой» границы (береговая охрана); оперативно-розыскная деятельность и уголовное преследование; пропуск через границу; силовые действия, направленные на пресечение трансграничной преступности. С учетом того, что все это будет интегрировано в приграничных территориях, работа с кадрами становится приоритетной.
     Сегодня прорабатывается и вопрос создания института береговой охраны. Как-никак если протяженность сухопутной границы у нас составляет 14 тысяч километров, то морской - 38 тысяч, речной - 7 тысяч, озерной - 475 км. Нужны специалисты не просто с военно-морским образованием, а имеющие специфическую пограничную подготовку. Сейчас моряков-пограничников готовят в учебном центре Пограничной академии, но профессиональную составляющую все-таки планируется усиливать.
     По словам генерала Рыбалкина, здесь не обойтись без системы непрерывного образования. Заключив контракт с Пограничной службой, человек пройдет подготовку в учебном центре. Получив дополнительное образование, он сможет стать прапорщиком, затем офицером. Тем самым обеспечивается возможность карьерного роста. Все это планируется увязывать с определенными льготами, социальными гарантиями, система которых пока прорабатывается. В том, что такие гарантии и льготы нужны, тоже сомнений нет. Это позволит побороть психологию временщика, заставить человека дорожить своим местом. Ведь «оборотни в погонах» сегодня есть и среди пограничников. И на Лубянке этого не скрывают, объявив им бескомпромиссную войну. На пунктах пропуска, в частности, активно внедряется система видеонаблюдения.
     В целях предотвращения условий для коррупции государственные морские инспекции отделили от бывшего Морского управления, нынешнего Управления береговой охраны, сделав их самостоятельными подразделениями. Кроме того, с переходом Погранслужбы в состав ФСБ вся мощь этой спецслужбы также направлена не только на борьбу с незаконным выловом и контрабандой биоресурсов, но и на то, чтобы сохранять чистоту пограничных рядов. Терпеть тех, кто, прикрываясь зеленой фуражкой, «стрижет капусту», пограничники не намерены. И не только на море.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства