на главную страницу

17 Ноября 2004 года

Планета людей

Среда

КОГО УЖАЛИТ «СКОРПИОН»?

Юрий АВДЕЕВ, «Красная звезда».



     Сообщение информагентств о передаче грузинским АО «Тбилавиастрой» ВВС Туркмении штурмовика под впечатляющим названием «Скорпион», возможно, осталось бы незамеченным на фоне других новостей, если бы не одно «но»: боевой самолет российского производства Су-25 был модернизирован без ведома «родителей», т.е. фирмы-разработчика и производителя. О правах интеллектуальной собственности грузинские авиастроители в тандеме с израильской компанией Elbit Systems тоже как-то запамятовали...
     Итак, «Скорпион». Стоимость контракта на поставку одного лишь штурмовика составила порядка 10 млн. долларов. Именно на эту сумму сократился государственный долг Грузии перед Туркменией за поставленный в середине 90-х годов природный газ. С этой же целью за последние два года «Тбилавиастрой» отремонтировал 43 штурмовика Су-25, принадлежащих ВВС Туркмении. На предприятии также ремонтируются боевые и военно-транспортные вертолеты Ми-24 и Ми-8 туркменских ВВС, шесть из которых уже переданы их владельцам.
     Столь пристальное внимание к авиационной составляющей вполне понятно. Как показывает опыт локальных конфликтов, штурмовики и вертолеты занимают доминирующее положение, ударами с воздуха расчищая дорогу сухопутным войскам. Повышенный интерес на рынке вооружений к российской авиатехнике обусловлен в первую очередь ее привлекательностью по критерию «эффективность - цена - качество». Вот почему зарубежные «модернизаторы» всех мастей делают ставку на российский бренд (в данном случае – «Грач»), который пользуется большой популярностью.
     Наша газета в последнее время не раз поднимала эту тему. В разряд модернизируемых без ведома российской стороны попали зенитные ракетные комплексы, танки, самолеты, вертолеты, а производство автоматического оружия с маркой Калашникова и вовсе наладили порядка 35 зарубежных фирм! При этом в российскую казну фактически не поступает ни копейки за тиражирование и использование нашей интеллектуальной собственности.
     «Модернизаторы со стороны» не могут дать гарантию полной безопасности вооружения и военной техники. Это прерогатива только разработчика и производителя. Об этом должны задумываться в первую очередь те, кому предлагают псевдомодернизированную технику. Еще раз повторим, только настоящий производитель может обеспечить высокое качество изделия и гарантии его эффективного и безопасного использования. Когда же случается катастрофа, все «стрелки» переводятся на российскую сторону, мол, они производили – с них и спрос… Что называется, с больной головы – на здоровую.
     Но вернемся к «Тбилавиастрою». Предприятие было создано два года назад на базе Тбилисского авиационного завода, который после распада Советского Союза остался не только без оборонных заказов, но и без какой-либо работы. Стоит ли удивляться, что в то время его покинули многие квалифицированные специалисты, а мощности были перепрофилированы для выпуска продукции гражданского назначения, в том числе для производства газовых отопителей, водонагревателей и т.д. Однако в последнее время заводу хотят вернуть статус авиапредприятия для осуществления здесь ремонта и модернизации авиатехники.
     Путь, выбранный грузинской стороной, поразил даже видавших виды специалистов. От «ОКБ Сухого» из Тбилиси потребовали (!) предоставить на Су-25 всю техническую документацию. Через некоторое время, видимо, сменив гнев на милость, пришло предложение продать пакет необходимых документов. В Научно-производственной компании «Штурмовики Сухого» посчитали, что в состоянии и без грузинского участия наладить модернизацию легендарного «Грача». Теперь для выполнения этих работ на 121-м авиационном ремонтном заводе при помощи специалистов конструкторского бюро создана производственная линия и отработан весь технологический процесс. Кстати, на предприятии работают многие специалисты, которые в свое время покинули тбилисский авиазавод.
     Стоит отметить и тот факт, что модернизация «Грача» в России, как сообщил нашей газете главный конструктор «ОКБ Сухого», президент НПК «Штурмовики Сухого» Владимир Бабак, обойдется заказчику в 75-90 млн. рублей (вспомните пресловутые 10 млн. долларов!) при полной гарантии выполненных работ.
     Что же касается Су-25КМ «Скорпион», то о его новых характеристиках можно только догадываться. Хотя штурмовик демонстрировался на различных выставках, российских представителей к нему не подпускали, ссылаясь на коммерческую тайну. Иностранные специалисты, имевшие возможность ознакомиться со «Скорпионом», признавая смену оборудования, не видели каких-либо преимуществ по сравнению с серийным Су-25. При этом их сильно беспокоило отсутствие гарантий по эксплуатации штурмовика со стороны НПК «Штурмовики Сухого». Объяснения российских конструкторов о незаконности этого проекта действовали на потенциальных заказчиков, как ушат холодной воды.
     Что касается заявленных характеристик «новинки» - способность совершать боевые вылеты не только в дневное, но и в ночное время при любых метеорологических условиях и др., то к ним надо относиться с большой долей осторожности. Ведь не известно, как «Скорпион» проходил испытания, в каких условиях и режимах его проверяли. К тому же грузинские «самоделкины» почему-то забывают о том, что в России уже проведена модернизация «Грача», и довольно успешно, о чем наша газета уже рассказывала.
     Специалисты НПК «Штурмовики Сухого» намного расширили возможности боевой машины. Например, за счет использования прицельно-навигационного комплекса ПрНК-25СМ «БАРС» точность навигации и боевого применения возросла в 2-3 раза, при этом летчик может использовать как инерциальную, так и спутниковую («ГЛОНАСС» и GPS) системы навигации. Заметно возросла номенклатура средств поражения, теперь можно применять неуправляемые ракеты С-8, С-13, С-24, С-25 всех модификаций, новые авиабомбы с кассетной боевой частью и КАБ-500С, управляемые ракеты Р-73Э,
     Х-29Л, Х-25МС (МЛ).
     Реализованы новые режимы боевого применения, которые позволяют использовать ракеты Х-25МЛ и Х-29Л с горизонтального полета за счет использования программно-корректируемого сопровождения цели. В одной атаке модернизированный штурмовик способен поразить две цели, а использование навигационного бомбометания днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях стало для него обычной задачей.
     Заметим, что новые возросшие характеристики «Грача» подтверждены государственными испытаниями. Российские специалисты при этом несут полную ответственность за качество своей продукции.
     …Туркменским летчикам хочется напомнить одну русскую народную примету: «Как корабль (в данном случае воздушный) назовут, так он и поведет себя». Будьте осторожнее, ведь скорпионы порой жалят даже самих себя.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства