на главную страницу

17 Ноября 2004 года

Планета людей

Среда

Япония хочет все и сразу

Вадим МАРКУШИН.



     Российско-японские отношения на этих днях вновь оказались в центре общественного внимания. Поводом для оживленных разговоров послужило заявление министра иностранных дел России Сергея Лаврова, прозвучавшее на НТВ в передаче «Апельсиновый сок». Министр сказал, что Москва в принципе готова урегулировать территориальную проблему с Японией на основе ратифицированной обеими странами Декларации 1956 года. То есть заключить мирный договор и передать японцам два южных острова Курильской гряды - Шикотан и Хабомаи.
     И вот эта готовность воспринята в Токио отрицательно. Японский премьер-министр Дзюнъитиро Коидзуми заявил, что его страна настаивает на возвращении всех четырех островов, то есть включая Итуруп и Кунашир. «Наш курс неизменен - если не будет ясной определенности в отношении возврата четырех островов, мирный договор не будет подписан», - подчеркнул премьер. При этом он сослался на Токийскую декларацию 1993 года, в которой указано, что стороны «провели серьезные переговоры по вопросу о принадлежности островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи». И это, дескать, означает признание Россией территориальной претензии Японии.
     В понедельник к теме публично, перед телекамерами обратился Владимир Путин, поставив в ней жирную президентскую точку. На встрече с членами правительства он сказал, что для решения территориального вопроса необходимо встречное желание японского политического руководства. «Мы всегда выполняли и будем выполнять все взятые на себя обязательства, тем более ратифицированные документы. Но, разумеется, в том объеме, в каком наши партнеры готовы выполнять те же самые договоренности. Пока же, как мы знаем, нам не удалось выйти на понимание этих объемов, того, как мы это видим и как это видели в 1956 году», - заявил российский лидер.
     От чего уклоняется Япония? От заключения мирного договора. Японцы говорят: отдайте назад острова (все четыре), тогда подпишем договор. А это расходится с буквой того исторического документа, который был подписан в 1956 году. В преддверии намеченного на начало 2005 года визита Владимира Путина в Японию поднятый вопрос, естественно, приобрел особое значение. Пикантность ситуации в том, что японцы собираются широко отметить 150-летие российско-японского договора о границе (подписан 7 февраля 1855 года), по которому Южные Курилы принадлежали Японии. Эту дату японцы вот уже почти четверть века отмечают как День северных территорий. Но что до нее россиянам?
     В общем, нужна ясность позиций сторон - и она на данный момент в определенной мере налицо. Имея в виду и то, что японские руководители ставят уровень развития экономических связей с Россией в зависимость от ее покладистости в политических вопросах. Российские, в свою очередь, уверены в том, что хозяйственные отношения можно приумножать и в нынешнем состоянии, то есть даже при отсутствии мирного договора. К тому же на них давят интересы отечественного бизнеса и болезненное восприятие населением любых идей о территориальных уступках.
     Таким образом, проблема есть, ее признают обе стороны. А вот решения пока не видно. Значит ли это, что диалог между Москвой и Токио находится под угрозой? Наверное, нет. Территориальные споры и разногласия могут длиться веками, обостряясь подобно сезонным недугам. И тут все решает выдержка политиков. Россия, безусловно, нуждается в таком мощном партнере, как Япония. Но разве Япония не нуждается в России? В последние 10-15 лет прошлого столетия мы часто недооценивали себя, а также имели склонность слушать сладкие хвалебные речи в свой адрес. По этой причине не раз роняли изо рта завидные куски, как та знаменитая ворона. Твердость позиций, может быть, и не нравится оппонентам. Однако их смягчение, встреченное короткими аплодисментами, оборачивается утратой уважения.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства