на главную страницу

17 Ноября 2004 года

Профессионалы

Среда

ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ

Алексей КОЗАЧЕНКО.Северо-Кавказский военный округ.



Для своевременного и качественного решения задач комплектования контрактниками соединений и частей бесценен опыт дивизии, которая дислоцируется в Чечне. Он показывает, что в ходе перевода соединения на контрактную основу пока не удается избежать ряда проблем.

     
Где брать «волонтеров»?

     Комплектование соединения, которое дислоцируется в Чечне, планировалось осуществить за счет личного состава, прибывающего из других военных округов, а также войск и военных комиссариатов СКВО. Однако на другие округа особо надеяться не приходится. Поэтому для комплектования воюющего мотострелкового соединения, которым командует генерал-майор Сергей Суровикин, было установлено задание - отобрать в других частях СКВО около двухсот остродефицитных специалистов на должности солдат и сержантов. Помимо этого, командование округа потребовало активизировать работу военных комиссариатов округа, чтобы в срок завершить комплектование дивизии.
     Сегодня в лучшую сторону по отбору кандидатов на военную службу по контракту отмечаются военкоматы Краснодарского края и Ростовской области. Слабее эта работа ведется в Ставропольском крае и Волгоградской области. Многие кандидаты из этих регионов по прибытии в части отказываются от заключения контракта.
     Опыт показывает, что многое зависит и от целенаправленной работы командиров с личным составом. Так, например, в январе 2004 года полк в Чечне, которым командует полковник Андрей Голубков, более чем наполовину удалось укомплектовать солдатами и сержантами, ранее проходившими здесь службу по призыву.
     Практика подтверждает оптимальность именно такого способа комплектования: за счет военнослужащих по призыву, заключивших контракт и проходящих службу на штатных должностях. Допускается также вариант перемещения подготовленных военнослужащих по контракту из других соединений, частей.
     Однако и здесь есть «подводные камни». Так. отмена в дивизии запрета заключать контракты с военнослужащими, которые прослужили по призыву менее полутора лет, негативно сказалась на обстановке в воинских коллективах. Такое изменение статуса военнослужащих более поздних призывов порой провоцировало увольняемых в запас к конфронтации. В результате этого наметилось некоторое ухудшение воинской дисциплины.
     
Деньги решают… не все

     Довольствия, гарантии, льготы создали определенные условия для комплектования «воюющей дивизии». Часто этим все и заканчивается. Меньше целеустремленности в создании терпимых условий для службы и быта личного состава.
     Не исключено, что могут повториться ошибки, допущенные в организации жизнедеятельности ряда отдаленных военных комендатур ЧР и комендантских тактических групп, где люди служат в неподготовленных в бытовом отношении условиях. Отсюда и катастрофическая текучесть кадров. В некоторых частях в течение года обновляется практически весь личный состав, стоящий на должностях солдат и сержантов. Был случай, когда в одной из частей только из отпусков не вернулись сразу 170 человек.
     Просчеты, допущенные при планировании, не позволили в Чечне заблаговременно создать инфраструктуру военных городков, и теперь это существенный деструктивный фактор. Если ошибки не будут учтены, то комплектование частей контрактниками обречено на неудачи, особенно за пределами ЧР, где денежное содержание значительно меньше.
     Сегодня условия жизни личного состава дивизии в Чечне таковы: контрактники размещены в казармах, где кровати установлены в два яруса. Кое-где отсутствует горячая вода, нет условий для индивидуальной стирки. Питание организовано по общевойсковому пайку, как для солдат по призыву. Плюс скудный ассортимент продуктов, убогая сервировка столов, нехватка посуды, маленькие столовые. Отсутствие достаточного числа буфетов, солдатских чайных и магазинов не позволяет контрактникам самостоятельно разнообразить питание. При этом цены в военторге в 3-4 раза выше, чем в населенных пунктах, где дислоцируются части. В результате вокруг военных городков стихийно возникают рынки, что ухудшает эпидемиологическую обстановку в районах дислокации. И не только ее.
     Как ни странно, качественное вещевое имущество и специальное снаряжение могут служить заметным стимулом к службе. Сегодня же полевая форма, сапоги, нательное белье не оправдывают ожиданий контрактников. Более того, интенсивное ношение единственного комплекта полевой формы, отсутствие возможности своевременно ее постирать не позволяют контрактникам поддерживать свой внешний вид в удовлетворительном состоянии. Это вынуждает многих военнослужащих самостоятельно закупать одежду и элементы снаряжения. Возможно, необходимо кардинальное решение по всему перечню, номенклатуре и срокам использования вещевого имущества для данной категории военнослужащих. И с другой стороны - нужен законодательно определяющий механизм удержания денежных средств за вещевое имущество с военнослужащих, досрочно расторгнувших контракт.
     Также не определен объем и порядок хранения личных вещей контрактников. Вероятно, стоит пойти на такой шаг: вместо кладовых иметь личные закрывающиеся на замок шкафы.
     
Лицом к контрактнику

     Опросы военнослужащих, проходящих службу в Чечне, показали, что основным стимулом для них остается повышенное денежное содержание. Это естественно. Однако скопление наличных денег у личного состава, отсутствие условий для их хранения в части обострили криминогенную обстановку как внутри, так и вокруг военных городков. Нередки случаи, когда убывающие в отпуска контрактники становятся объектом вымогательства, в том числе со стороны милиции. В связи с этим командующий войсками округа принял решение выплачивать на руки солдатам и сержантам по две тысячи рублей, а остальные деньги зачислять на банковские счета и вклады через полевые учреждения ЦБ РФ или отправлять почтовыми переводами родным.
     Окончательно решить проблему мешают серьезные недостатки в данных способах денежных расчетов. Почтовые переводы доходят с большими задержками. Высок тариф на их оплату – три процента (за год в среднем они составят 5.400 рублей). Но тем не менее этот способ остается наиболее популярным, так как отправителю проще его контролировать (копии квитанций остаются на руках).
     Другой способ – оформление денежных вкладов в полевых учреждениях ЦБ РФ - в нынешнем виде представляется бесперспективным, поскольку механизм оформления вкладов сложен и непонятен контрактникам.
     Наиболее приемлемым способом в существующей обстановке (в том числе и для частей, переводимых на новый способ комплектования) может быть перечисление денежных средств на банковские счета и их получение с помощью пластиковых карт в банкоматах. При этом заключение договоров с банками должно осуществляться на конкурсной основе, с определением им условий по предоставлению гарантий безопасности вкладов, информационному обеспечению и сервисному обслуживанию. После обязательной финансовой и юридической экспертизы условий этих договоров.
     Одна из существенных причин, по которой досрочно расторгаются в настоящее время контракты, - отсутствие директивы о завершении комплектования дивизии военнослужащими по контракту в 2004 году. В результате более половины частей надбавку за особые условия боевой подготовки (пять тысяч рублей) не получают.
     Серьезной проблемой остается в Чечне некоторая изолированность военнослужащих от родственников и внешнего мира. В военных городках, даже в Ханкале, отсутствуют почтовые отделения связи, междугородные переговорные пункты (в части, которая дислоцируется в районе н.п. Борзой, на несколько тысяч человек – один телефон), телеграф, неудовлетворительно работают станции фельдъегерской почтовой связи. В результате письмо на Дальний Восток идет четыре месяца, в Москву — полтора-два месяца, газеты задерживаются до месяца. В казармах маловато телевизоров, которые к тому же принимают ограниченное число телевизионных каналов.
     
Служить так служить

     Сегодня в соединении не до конца решен вопрос организации боевой подготовки с контрактниками. Основные причины – низкий уровень профессиональной и методической подготовки офицерского состава, сержантов, их неготовность работать с данной категорией военнослужащих. Зачастую командиры эти качества пытаются компенсировать необоснованной придирчивостью по отношению к подчиненным. Замечено, что в подразделениях, где грамотный и волевой командир, даже призывники из проблемных регионов становятся отличными солдатами. И наоборот, где командир слаб, там низкая воинская дисциплина, большой процент расторжения контрактов.
     Проблемами остаются нехватка в подразделениях учебно-методической литературы, низкие возможности учебно-материальной базы, созданной в частях собственными силами. Планирование боевой подготовки военнослужащих по контракту осуществляется по старой однотипной программе обучения, без учета боевых задач, стоящих перед частями.
     Не соблюдается регламент служебного времени. Контрактники живут по распорядку дня военнослужащих по призыву. Это у многих зарождает настроение волонтеров: «Отпустите домой, не хочу служить вторую «срочку».
     Существенная проблема - отсутствие соответствующих методик изучения прибывшего на комплектование соединения личного состава. В результате сложно определить реальное состояние обстановки в воинских коллективах. Существующие методики имеют много недостатков, что подтвердила комиссия Министерства обороны РФ, работавшая в дивизии в июне 2004 года. В частях также отсутствует продуманная система расторжения контрактов. В результате этого, а также из-за низкой эффективности работы аттестационных комиссий военнослужащий может быть уволен только потому, что с ним не хочет служить командир отделения, или за единичный случай употребления спиртных напитков.
     * * *
     Кому-то эти заметки покажутся чрезмерно пессимистичными. Отнюдь. Они лишь отражают сложность государственной задачи, которую предстоит решить. Стране, обществу, армии. А что задача будет решена, сомнений ни у кого нет. Иного ведь не дано.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства