Начальник Главного автобронетанкового управления Минобороны РФ
генерал-лейтенант Владислав Полонский:
– Начало нашей биографии положил приказ Реввоенсовета СССР от 22 ноября 1929 года, которым было введено в действие положение об Управлении механизации и моторизации Красной Армии. На него возлагалось руководство формированием, мобилизацией, боевой и технической подготовкой, специальным снабжением и обучением войск, а также разработка уставов, наставлений, танкотехнических требований на технику и вооружение, контроль за деятельностью конструкторских бюро. В 1934-м управление было преобразовано в Автобронетанкое управление Красной Армии, а незадолго до Великой Отечественной войны оно стало Главным автобронетанковым управлением. Ему были подчинены механизированные соединения и части, не входящие в состав военных округов, а по вопросам специальной технической службы – все механизированные войска.
К концу 1940 года под руководством главка были сформированы девять механизированных корпусов, а к началу войны – 29. На Западном театре военных действий, например, мы имели 20 таких оперативных соединений, на вооружении которых стояло 11,6 тыс. танков.
Серьезным испытанием для ГАБТУ стала Великая Отечественная война. В первые ее годы приходилось несколько раз менять организационную структуру подчиненных войск. Корпуса в связи с потерями переформировывались в бригады, с началом наступления наших войск под Москвой к весне 1942 года были сформированы четыре танковые армии смешанного состава, включавшие в себя стрелковые соединения. Весной 1943 года управлению пришлось формировать танковые армии однородного состава, без стрелковых дивизий. Реорганизации подвергся и сам главк. В конце 1942 года на его базе были созданы Главное автомобильное управление и Управление командующего бронетанковыми и механизированными войсками. Этих изменений оргштатной структуры требовали реалии войны: менялись решаемые объединениями, соединениями и частями задачи, росла численность и мощь танковых войск и автомобильный частей.
С окончанием войны обе родственные структуры приступили к решению новых задач. Необходимо было определить дальнейшие пути развития бронетанкового вооружения и техники (БТВТ), военной автомобильной техники (ВАТ), инфраструктуры танко- и автотехнического обеспечения.
Вместе с учеными, конструкторами, представителями промышленности наши предшественники создавали и ставили на вооружение такие замечательные образцы БТВТ и ВАТ, как танки Т-55, Т-62, Т-72, Т-64, Т-80, боевые машины пехоты БМП-1, БМП-2, БМП-3, бронетранспортеры БТР-60, БТР-70, БТР-80 и автомобили многочисленных марок ГАЗ, ЗиЛ, УАЗ, «Урал», КамАЗ…
В апреле 1995 года автомобильная и бронетанковая составляющие вновь воссоединились в единую структуру – Главное автобронетанковое управление, которое сегодня является своего рода центром консолидации современной науки, техники и технологий. Именно в ГАБТУ аккумулируется опыт боевого применения бронетанковой и автомобильной техники в разных уголках планеты, эксплуатации техники в войсках. В ведении главка находятся части центрального подчинения и обеспечения, учебные части, вузы, научно-исследовательские и испытательные учреждения, базы автомобильной и бронетанковой техники, ремонтные заводы. В военных округах – базы ремонта, хранения бронетанкового и автомобильного имущества, отдельные ремонтно-восстановительные батальоны. Вся эта инфраструктура надежно обеспечивает боевую и мобилизационную готовность Вооруженных Сил.
Начальник штаба – первый заместитель начальника ГАБТУ Минобороны РФ
генерал-лейтенант Юрий КОВАЛЕНКО:
– На штаб ГАБТУ сегодня возложено руководство структурными подразделениями главка во всех видах повседневной деятельности. В его зоне ответственности помимо внутренних задач – планирование и организация танко- и автотехнического обеспечения Вооруженных Сил, координация работ по обеспечению функций главка как генерального заказчика по БТВТ и ВАТ. Во время двух чеченских кампаний штаб главка наряду с вопросами обеспечения войск вооружением и техникой решал задачу по оптимизации состава частей и учреждений автобронетанковой службы в соответствии с боевым составом войск. Мы неоднократно перерабатывали, уточняли планы танко- и автотехнического обеспечения мобилизационного развертывания войск, обеспечения всех видов формируемых резервов БТВТ и ВАТ и имуществом, способы их доставки.
Тогда же возникла острая необходимость в восстановлении поврежденной в ходе боевых действий техники и вооружения. И это в условиях, когда были нарушены сложившаяся система их производства, экономические связи между предприятиями. Срочно пришлось решать массу задач мобилизационного характера не только в частях, но и на предприятиях. Нам это удалось. И как результат, сегодня мы имеем полностью восстановленную и работоспособную систему танко- и автотехнического обеспечения войск.
Заместитель начальника ГАБТУ Минобороны РФ разработкам, заказам и снабжению
генерал-лейтенант Николай КОВАЛЕВ:
– Напомню, что ГАБТУ является генеральным заказчиком по разработке и закупке для Вооруженных Сил БТВТ и ВАТ, а также запасных частей и имущества для обеспечения их ремонта и технического обслуживания. Масштабы деятельности главка на этом поприще трудно переоценить. Достаточно сказать, что за годы существования Вооруженных сил СССР и Российской Федерации под непосредственным руководством ГАБТУ было разработано четыре поколения бронетанковой техники и пять – военной автомобильной.
Сегодня стремительно развиваются тенденции бесконтактного поражения противника. Но это не отменяет необходимость применения в ходе проведения сухопутных фаз операций танков и бронетанкового вооружения и техники. Опыт вооруженных конфликтов и локальных войн конца XX – начало ХХI столетий подтверждает эти выводы. Более того, количество бронетанковой техники, которую применяет противник в тех или иных конфликтах, постоянно увеличивается. Не случайно модернизацией бронетехники в наши дни занимаются многие страны мира. В ходе проведения модернизации совершенствуются все боевые свойства: огневая мощь, защищенность, подвижность и командная управляемость.
По-прежнему чрезвычайно важную роль в современном военном деле играет и военная автомобильная техника. Она является неотъемлемым элементом системы вооружения армии и основным средством, обеспечивающим тактическую и оперативную подвижность войск и подвижного наземного вооружения и военной техники. Над совершенствованием военной автомобильной техники сегодня также работают ученые и конструкторы всего мира.
Все это накладывает особенную ответственность в принятии правильного и взвешенного решения на коллектив и командование ГАБТУ по определению ключевых звеньев в общей системе формирования технической политики развития БТВТ и ВАТ и обеспечения Вооруженных Сил.
Научно-технические комитеты выполняют функции органа военного управления по формированию и реализации в ВС РФ военно-технической политики в области создания БТВТ и ВАТ и единых средств подвижности под монтаж ВВТ в интересах всех видов и родов ВС РФ и других силовых структур. При этом ими координируется работа свыше 150 предприятий оборонно-промышленного комплекса РФ.
В условиях реформирования армии и экономики страны научно-технические комитеты AT и БТВТ совместно с 21-м и 38-м НИИИ Минобороны РФ, военными представительствами на предприятиях, не снижая темпов по реализации планов оснащения войск новой техникой, выполняют огромный объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. На испытательных трассах институтов сотрудники круглогодично проводят испытания созданных перспективных и модернизированных образцов БТВТ и ВАТ.