на главную страницу

20 Ноября 2004 года

Армия и общество

Суббота

Огонь, маневр, броня...

22 ноября исполняется 75 лет Главному автобронетанковому управлению Министерства обороны РФ



С момента своего образования Главное автобронетанковое управление прочно заняло место одного из ключевых центральных органов военного управления. За три четверти века своего существования главк претерпел немало реорганизаций, распадался на несколько структур, потом вновь собирался в единый кулак. Но масштабы выполняемых задач и ответственность, лежащая и поныне на плечах офицеров и генералов ГАБТУ, всегда были неизменно высоки. Об истории главка, буднях и перспективах рассказывают его сегодняшние руководители.

     
Начальник Главного автобронетанкового управления Минобороны РФ
генерал-лейтенант Владислав Полонский:

     – Начало нашей биографии положил приказ Реввоенсовета СССР от 22 ноября 1929 года, которым было введено в действие положение об Управлении механизации и моторизации Красной Армии. На него возлагалось руководство формированием, мобилизацией, боевой и технической подготовкой, специальным снабжением и обучением войск, а также разработка уставов, наставлений, танкотехнических требований на технику и вооружение, контроль за деятельностью конструкторских бюро. В 1934-м управление было преобразовано в Автобронетанкое управление Красной Армии, а незадолго до Великой Отечественной войны оно стало Главным автобронетанковым управлением. Ему были подчинены механизированные соединения и части, не входящие в состав военных округов, а по вопросам специальной технической службы – все механизированные войска.
     К концу 1940 года под руководством главка были сформированы девять механизированных корпусов, а к началу войны – 29. На Западном театре военных действий, например, мы имели 20 таких оперативных соединений, на вооружении которых стояло 11,6 тыс. танков.
     Серьезным испытанием для ГАБТУ стала Великая Отечественная война. В первые ее годы приходилось несколько раз менять организационную структуру подчиненных войск. Корпуса в связи с потерями переформировывались в бригады, с началом наступления наших войск под Москвой к весне 1942 года были сформированы четыре танковые армии смешанного состава, включавшие в себя стрелковые соединения. Весной 1943 года управлению пришлось формировать танковые армии однородного состава, без стрелковых дивизий. Реорганизации подвергся и сам главк. В конце 1942 года на его базе были созданы Главное автомобильное управление и Управление командующего бронетанковыми и механизированными войсками. Этих изменений оргштатной структуры требовали реалии войны: менялись решаемые объединениями, соединениями и частями задачи, росла численность и мощь танковых войск и автомобильный частей.
     С окончанием войны обе родственные структуры приступили к решению новых задач. Необходимо было определить дальнейшие пути развития бронетанкового вооружения и техники (БТВТ), военной автомобильной техники (ВАТ), инфраструктуры танко- и автотехнического обеспечения.
     Вместе с учеными, конструкторами, представителями промышленности наши предшественники создавали и ставили на вооружение такие замечательные образцы БТВТ и ВАТ, как танки Т-55, Т-62, Т-72, Т-64, Т-80, боевые машины пехоты БМП-1, БМП-2, БМП-3, бронетранспортеры БТР-60, БТР-70, БТР-80 и автомобили многочисленных марок ГАЗ, ЗиЛ, УАЗ, «Урал», КамАЗ…
     В апреле 1995 года автомобильная и бронетанковая составляющие вновь воссоединились в единую структуру – Главное автобронетанковое управление, которое сегодня является своего рода центром консолидации современной науки, техники и технологий. Именно в ГАБТУ аккумулируется опыт боевого применения бронетанковой и автомобильной техники в разных уголках планеты, эксплуатации техники в войсках. В ведении главка находятся части центрального подчинения и обеспечения, учебные части, вузы, научно-исследовательские и испытательные учреждения, базы автомобильной и бронетанковой техники, ремонтные заводы. В военных округах – базы ремонта, хранения бронетанкового и автомобильного имущества, отдельные ремонтно-восстановительные батальоны. Вся эта инфраструктура надежно обеспечивает боевую и мобилизационную готовность Вооруженных Сил.
     
Начальник штаба – первый заместитель начальника ГАБТУ Минобороны РФ
генерал-лейтенант Юрий КОВАЛЕНКО:

     – На штаб ГАБТУ сегодня возложено руководство структурными подразделениями главка во всех видах повседневной деятельности. В его зоне ответственности помимо внутренних задач – планирование и организация танко- и автотехнического обеспечения Вооруженных Сил, координация работ по обеспечению функций главка как генерального заказчика по БТВТ и ВАТ. Во время двух чеченских кампаний штаб главка наряду с вопросами обеспечения войск вооружением и техникой решал задачу по оптимизации состава частей и учреждений автобронетанковой службы в соответствии с боевым составом войск. Мы неоднократно перерабатывали, уточняли планы танко- и автотехнического обеспечения мобилизационного развертывания войск, обеспечения всех видов формируемых резервов БТВТ и ВАТ и имуществом, способы их доставки.
     Тогда же возникла острая необходимость в восстановлении поврежденной в ходе боевых действий техники и вооружения. И это в условиях, когда были нарушены сложившаяся система их производства, экономические связи между предприятиями. Срочно пришлось решать массу задач мобилизационного характера не только в частях, но и на предприятиях. Нам это удалось. И как результат, сегодня мы имеем полностью восстановленную и работоспособную систему танко- и автотехнического обеспечения войск.
     
Заместитель начальника ГАБТУ Минобороны РФ разработкам, заказам и снабжению
генерал-лейтенант Николай КОВАЛЕВ:

     – Напомню, что ГАБТУ является генеральным заказчиком по разработке и закупке для Вооруженных Сил БТВТ и ВАТ, а также запасных частей и имущества для обеспечения их ремонта и технического обслуживания. Масштабы деятельности главка на этом поприще трудно переоценить. Достаточно сказать, что за годы существования Вооруженных сил СССР и Российской Федерации под непосредственным руководством ГАБТУ было разработано четыре поколения бронетанковой техники и пять – военной автомобильной.
     Сегодня стремительно развиваются тенденции бесконтактного поражения противника. Но это не отменяет необходимость применения в ходе проведения сухопутных фаз операций танков и бронетанкового вооружения и техники. Опыт вооруженных конфликтов и локальных войн конца XX – начало ХХI столетий подтверждает эти выводы. Более того, количество бронетанковой техники, которую применяет противник в тех или иных конфликтах, постоянно увеличивается. Не случайно модернизацией бронетехники в наши дни занимаются многие страны мира. В ходе проведения модернизации совершенствуются все боевые свойства: огневая мощь, защищенность, подвижность и командная управляемость.
     По-прежнему чрезвычайно важную роль в современном военном деле играет и военная автомобильная техника. Она является неотъемлемым элементом системы вооружения армии и основным средством, обеспечивающим тактическую и оперативную подвижность войск и подвижного наземного вооружения и военной техники. Над совершенствованием военной автомобильной техники сегодня также работают ученые и конструкторы всего мира.
     Все это накладывает особенную ответственность в принятии правильного и взвешенного решения на коллектив и командование ГАБТУ по определению ключевых звеньев в общей системе формирования технической политики развития БТВТ и ВАТ и обеспечения Вооруженных Сил.
     Научно-технические комитеты выполняют функции органа военного управления по формированию и реализации в ВС РФ военно-технической политики в области создания БТВТ и ВАТ и единых средств подвижности под монтаж ВВТ в интересах всех видов и родов ВС РФ и других силовых структур. При этом ими координируется работа свыше 150 предприятий оборонно-промышленного комплекса РФ.
     В условиях реформирования армии и экономики страны научно-технические комитеты AT и БТВТ совместно с 21-м и 38-м НИИИ Минобороны РФ, военными представительствами на предприятиях, не снижая темпов по реализации планов оснащения войск новой техникой, выполняют огромный объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. На испытательных трассах институтов сотрудники круглогодично проводят испытания созданных перспективных и модернизированных образцов БТВТ и ВАТ.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства