на главную страницу

20 Ноября 2004 года

Право и жизнь

Суббота

С кого спросить?

Наиль ГАФУТУЛИН, «Красная звезда».



     В Совете Федерации состоялся «круглый стол», посвященный нормативно-правовым аспектам обеспечения жильем военнослужащих, действующих и уволенных в запас, который высветил серьезные проблемы в этой области. Начнем с того, что участникам раздали материалы проверки Счетной палаты, датированные январем 2003 года, а на дворе конец 2004. По этому поводу некоторые участники еще перед началом дискуссии справедливо недоумевали. Тем более что на ксерокопиях отдельных документов стояла резолюция главы государства. А значит, вывод аудиторов Счетной палаты об отсутствии «целостной государственной жилищной политики в отношении военнослужащих и уволенных с военной службы граждан» точно должен был устареть. У исполнительной власти на ее разработку было больше года.
     К сожалению, этого срока оказалось мало. Чтобы ни у кого не возникло сомнений в обратном, устроители мероприятия раздали коротенькую справку-таблицу, в которую были сведены основные предложения Счетной палаты по обеспечению жильем действующих и уволенных военнослужащих, сформулированные на их основе поручения Президента РФ исполнительной власти и меры, принятые Правительством РФ. Наиболее часто встречающаяся фраза в последней графе – «конкретных мер не принято».
     О состоянии дел с жильем в Вооруженных силах РФ собравшимся рассказал первый заместитель начальника Центрального организационно-планового управления капитального строительства Минобороны РФ генерал-майор Александр Рыльский. После его выступления в зале разгорелся спор. Заместитель председателя Комитета СФ по обороне и безопасности Валерий Трушников заинтересовался стоимостью, по которой Минобороны приобретает для своих военнослужащих жилье. Дело в том, что себестоимость жилья в Москве не превышает 450 долларов за метр, а его рыночная цена в три раза выше. В родном для Валерия Трушникова Екатеринбурге пропорция похожая, себестоимость квадратного метра жилья – 12 тысяч рублей, а продают его в среднем по 28,5 тысячи. А начальник инспекции Счетной палаты РФ Петр Столяр попросил напомнить, согласно какому документу необходимо завершить мероприятия по обеспечению жильем бесквартирных военнослужащих к 2010 году, а приравненных к ним лиц – к 2015-му.
     Последний вопрос был риторический. Александр Рыльский сообщил, что для воплощения в жизнь решения Совета Безопасности РФ от 11 мая 2001 года ежегодно требуется не менее 34 тысяч квартир. Однако ресурсы, выделяемые Министерству обороны на эти цели, не позволяют поддерживать такой уровень. Дефицит, то есть разница между запрошенными и выделяемыми средствами, в 2005 году составит более 10 миллиардов на постоянное жилье и около 4 миллиардов на служебное. После чего инициатор «круглого стола» председатель Комиссии СФ по взаимодействию со Счетной палатой Валентин Чернявский обратил внимание собравшихся на документы Счетной палаты, из которых следовало, что при сохранении ассигнований на уровне 2003 – 2005 годов (по 4 миллиарда рублей в год) решение проблемы создания служебного фонда растянется на 80 лет. Больше повезло уже уволенным военнослужащим. По оценкам Счетной палаты, при существующих темпах предоставления жилья этой категории граждан процесс может затянуться всего лишь (!) на 15 лет.
     Чуть позже представитель Счетной палаты Петр Столяр особо отметил, что начиная с 2000 года, когда бюджет стал профицитным, объяснения «нет средств» по поводу решения жилищной проблемы военнослужащих выглядят неубедительно. Он также обратил внимание на то, что при росте расходов на национальную безопасность объем средств, выделяемых на решение жилищной проблемы военнослужащих, не увеличивается, а уменьшается. По его словам, средства, выделяемые конкретно на жилищное строительство, по сравнению с 2003 в 2004 году даже снизились. И неоднократные обращения по этому поводу Счетной палаты к руководству страны ни к чему не приводят.
     Многие надеялись, что в какой-то мере точки над «i» расставит в своем выступлении представитель Минфина. Вместо заявленной на мероприятие директора Департамента бюджетной политики в сфере государственной и правоохранительной службы и госзаказа Веры Чистовой в «круглом столе» принял участие сотрудник этого подразделения Илья Ершов. Молодой человек обратил внимание собравшихся на суммы, которые выделяет федеральный бюджет для решения жилищной проблемы в 2004 и 2005 годах. Цифры эти неизменные: по 7,5 миллиарда на строительство постоянного жилья, по 9 миллиардов по программе ГЖС, по 4 миллиарда на создание служебного фонда. Илья Ершов тут же объяснил на примере ГЖС, почему нет увеличения финансирования. ГЖС – это подпрограмма федеральной программы «Жилище», а ее положения формулирует Минэкономразвития. По его словам, Минфин и так выделил средств больше, чем было в ней изначально заложено.
     Благо в зале находился и представитель Минэкономразвития. Заместитель директора департамента программ обороны и безопасности этого министерства Александр Новиков тут же сообщил, что Минэкономразвития в сложившейся ситуации тоже не виновато, так как целевые программы разрабатывают сами госзаказчики. Мол, мало просили. Александра Рыльского и его коллег из ФСБ и Внутренних войск, которые также участвовали в дискуссии. от объяснений спас Валентин Чернявский. Он предложил участникам «круглого стола» не лукавить, так как любую программу надо «провести» через Минэкономразвития, а без потерь это происходит редко.
     Одним из самых интересных стало выступление заместителя начальника жилищного управления ГлавКЭУ полковника Михаила Савина. Начал он с казуса. Так, ни в одном словаре нет количественного (в километрах) определения слова «близлежащие». Об этом парламентарии не подумали, когда внесли в Закон «О статусе военнослужащих» поправку, согласно которой при отсутствии жилья по месту службы оно предоставляется «в других близлежащих населенных пунктах». Затем офицер рассказал о других выявленных прорехах в российском законодательстве. Валерий Трушников, как сенатор, обладающий правом законодательной инициативы, сразу же предложил совместно с Савиным подготовить поправки в законодательство.
     Внимание участников дискуссии также было особо обращено на то, что со вступлением в действие нового Жилищного кодекса в невыгодном положении оказываются нынешние очередники. Их предшественники уже успели приватизировать полученные квартиры, согласившиеся на ГЖС и участники накопительно-ипотечной программы приобретают жилье сразу в собственность. И только те, кто получат квартиры в ближайшие годы, будут лишены права на приватизацию.
     По итогам дискуссии подготовленные заранее предложения решено было усилить целым рядом формулировок. Например, рекомендовать законодателям сохранить за военнослужащими, которые получат в ближайшие годы жилье, право на его приватизацию. Участники дискуссии решили подготовить специальное обращение на имя председателя Правительства РФ, где, отмечая неудовлетворительную работу правительства по решению жилищной проблемы военнослужащих, предложить дополнительно выделить из Стабилизационного фонда 3 и 7 миллиардов рублей соответственно на служебное и постоянное жилье для военнослужащих.
     Правительству РФ рекомендовано принять комплекс мер, направленных на полную реализацию в 2005 году ранее принятых федеральных целевых программ. Решено также выйти с инициативой законодательно обязать местные администрации бесплатно выделять земли под строительство жилья для военнослужащих.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства