на главную страницу

23 Ноября 2004 года

ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ

Вторник

Россия — ЕС:
к диалогу равных

Алексей ЛЯЩЕНКО, «Красная звезда».



25 ноября в Гааге планируется проведение саммита Россия - ЕС. Эта четырнадцатая встреча в верхах, не успев начаться, уже вошла в историю взаимоотношений России и Евросоюза тем, что впервые за все время контактов двух сторон была перенесена. Да и сегодня, накануне саммита, совершенно очевидно, что он, к сожалению, не станет прорывным: слишком много болевых точек возникло в отношениях России и ЕС с зимы 2004 года, предшествовавшей расширению Европейского союза, и по нынешнее время.

     
Болевые точки сотрудничества

     Саммит Россия - ЕС должен был состояться 11 ноября в Гааге. Но буквально за два дня до встречи в верхах Москва предложила Брюсселю перенести встречу. Официальной причиной называлось то, что ЕС не успел в планировавшиеся сроки сформировать новый состав своего исполнительного органа – еврокомиссии (почти месяц Европа жила с «временным» правительством во главе с Романо Проди). А на саммите в Гааге российскому руководству как раз должны были быть представлены новые еврокомиссары, с которыми в ближайшие пять лет Москве и придется работать.
     Перенос встречи глав России и Евросоюза стал предметом бурного обсуждения наблюдателей, которые считают, что истинная причина переноса кроется в обозначившихся противоречиях между Россией и ЕС. Был сделан вывод, что, «предложив отложить встречу в Гааге, Москва продемонстрировала, что готова отстаивать свою позицию». А она связана, в частности, с тем, что состоявшееся расширение Евросоюза за счет стран Восточной Европы и Балтии напрямую затрагивает и экономические, и политические интересы России, а также с требованием Брюсселя о выводе российских миротворцев из Грузии и Молдавии, с его критикой внутренней политики Москвы и ситуации в Чечне.
     Вообще эксперты считают, что отношения России с ЕС сегодня не несут в себе главного элемента - равенства. Наша страна раз за разом оказывается в ситуациях, когда она зависит от политической и «доброй» воли стран ЕС, будь то вступление России в ВТО, решение проблемы Калининградской области и транзита или рассмотрение озабоченностей Москвы в связи с расширением ЕС (они были сформулированы еще в августе 1999 года, и пять лет Россия добивалась того, чтобы ЕС согласился это обсуждать). Официально Европейский союз всегда заявлял, что Россия - это стратегический партнер, с которым Европу связывают особые отношения, в том числе в плане строительства общего экономического пространства в перспективе. Однако, как только доходит до практики, европейские переговорщики ведут себя с Россией весьма жестко, оказывая давление на Москву с целью заставить ее пойти на какие-либо уступки в защите российских интересов.
     За прошедшие две недели состоялся ряд переговоров, которые позволили и Москве, и Брюсселю накануне встречи в верхах заявить о своей «обоюдной уверенности, что саммит будет продуктивным». Кроме того, в Европе все же появилось новое и первое правительство в составе 25 комиссаров - по одному от каждой страны ЕС, а Россия с утверждением кабинета португальца Жозе Мануэля Баррозо получила партнера по переговорам о дальнейшем развитии отношений с «Единой Европой».
     
Тенденции «доброй воли»

     Основная цель встречи в Гааге - согласование «дорожных карт» по четырем общим пространствам России и Евросоюза. К ним, напомним, относятся экономика, внутренняя безопасность, внешняя безопасность и гуманитарная деятельность - наука, культура и образование. Об их формировании объявлено на саммите Россия - ЕС в мае 2003 года в Санкт-Петербурге, проведенном в рамках празднования 300-летия Северной Пальмиры. Если эти проекты действительно перейдут от общих слов к стадии конкретных позиций, которые одну за другой стороны будут отрабатывать, то это, очевидно, будет самым крупным успехом сотрудничества между Россией и ЕС.
     Координаторами по созданию общих пространств с Евросоюзом со стороны России стали министр промышленности и энергетики РФ Виктор Христенко (экономика), помощник Президента РФ Виктор Иванов (внутренняя безопасность), глава МИД РФ Сергей Лавров (внешняя безопасность) и спецпредставитель Президента России в ЕС Сергей Ястржембский (гуманитарная деятельность). Общим координатором работы российских министерств и ведомств по взаимодействию с ЕС стал председатель правительства Михаил Фрадков. Работа координаторов началась с «выработки концепций». На их основе Москва и готовила к саммиту в Гааге конкретные планы действий – «дорожные карты», — проводя интенсивные переговоры с коллегами в ЕС.
     Так, по данным комиссии Европарламента по международным делам, уровень торговли между Россией и ЕС в 2004 году достиг рекордного уровня: 50 процентов российской торговли - со странами расширенного Евросоюза. Но большую часть поставок России по-прежнему составляют энергия и энергоносители – высокотехнологичная и наукоемкая продукция России в ЕС особым спросом не пользуется, там достаточно и своих производителей высоких технологий.
     Кроме того, с расширением ЕС на Восток Россия вынуждена «заново» бороться за рынки, к примеру, Польши, Венгрии, Чехии, Словакии, Словении и стран Балтии, традиционно остававшихся для нашей страны важными торгово-экономическими партнерами. С 1 мая 2004 года, когда эти страны вступили в ЕС, в вопросах торговли с ними для Москвы многое изменилось – условия и правила игры стали определяться в Брюсселе.
     Возьмем, к примеру, Литву – крупнейшего экономического партнера России из трех стран Балтии. С 1995 года и до вступления в ЕС Литва в торговле с Россией пользовалась статусом наибольшего благоприятствования, что позволяло устанавливать для целого ряда российских товаров благоприятные таможенные пошлины. Прежде всего это касалось ввозимого в Литву сырья. Однако, после того как Литва вошла в ЕС, стали действовать нормативные ввозные пошлины, обязательные для всех членов Евросоюза. Охраняя свой рынок, ЕС в свое время ввел в отношении товаров из России высокие таможенные пошлины, и Литва отныне обязана применять точно такие же пошлины при попадании соответствующих продуктов из России на свой рынок. По расчетам Минэкономразвития РФ, из-за этого российские компании, работающие на рынках Восточной Европы и стран Балтии, будут терять до 300 миллионов долларов в год.
     Особенный вред российскому экспорту в ЕС наносят антидемпинговые процедуры, которые выводят уровень цен на российские товары для потребителей Евросоюза за пределы конкурентоспособности. По некоторым данным, за последние 10 лет Россия потеряла на этом порядка 2,5 миллиарда долларов.
     Вообще ситуация в торгово-экономическом сотрудничестве России и ЕС, как кто-то выразился, оставляет впечатление «некоторой шизофреничности». Евросоюз уверяет Россию, что в сфере взаимной торговли и допуска России на рынок «Единой Европы» все «разительно изменится в лучшую сторону», когда Россия вступит во Всемирную торговую организацию (ВТО). На саммите в Москве в мае этого года Россия и Евросоюз совершили определенный прорыв, подписав протокол о поддержке вступления РФ в ВТО. Однако переговоры об этом велись тяжело, на протяжении почти двух лет, Москва неоднократно сталкивалась с позицией ЕС об увязке своего «добро», например, с политической ситуацией в России. И в итоге возникло ощущение, что поддержка Евросоюзом российских устремлений в ВТО стала очевидным жестом «доброй воли».
     Проблема Калининградской области и транзита в этом ряду стоит несколько особняком. Москву, как известно, не устраивает удорожание в 1,5 раза таможенной процедуры по калининградскому транзиту. Есть проблемы, связанные с санитарным и ветеринарным контролем, - это признают и в Москве, и в Брюсселе.
     
Фактор «новичков»

     Что же касается сотрудничества России и ЕС в сферах внутренней безопасности и гуманитарной деятельности, то здесь, в отличие от политики-экономики, есть «интересные подвижки». Так, в октябре состоялся первый раунд переговоров по упрощению визового режима между Россией и ЕС. Глава представительства еврокомиссии в России Марк Франко заявил, что «это стало первым шагом в реализации задачи введения безвизового режима между ЕС и Россией и послужило для наших граждан практическим подтверждением создания новой Европы без разделительных линий».
     Другие же специалисты полагают, что этот процесс «серьезно затянется» по политическим причинам. Сыграет свою негативную роль фактор «новичков» - некоторые из государств, которые в этом году вступили в ЕС, к сожалению, в ряде вопросов занимают по отношению к сотрудничеству с Россией значительно более жесткие позиции, чем другие страны - члены Евросоюза. Например, в первой половине 1990-х годов, когда шли переговоры о вступлении в ЕС Швеции и Финляндии наряду с Австрией, эти государства реально претендовали на роль моста между Россией и ЕС и проводника российских интересов в Европе. Сейчас, как известно, именно Скандинавия по вопросам безвизовых режимов занимает, к сожалению, гораздо более жесткие позиции, чем государства Центральной и Южной Европы.
     Особое место в пространствах внутренней безопасности и гуманитарной деятельности так же, как и в экономике, занимают страны Балтии. Россия озабочена дискриминацией русскоязычного населения в странах Евросоюза: в Латвии и Эстонии. Замечания по этой проблеме есть и у таких международных организаций, как ООН, ОБСЕ, ПАСЕ. Однако Рига и Таллин, в общем, не особо реагируют на мнение мирового сообщества – ситуация с положением русскоязычного населения лучше не становится. Положение усугубляется тем, что Евросоюз то признает наличие проблемы и «готов ее решать», то вообще заявляет, что Москва согласилась с расширением ЕС, которое априори подразумевает торжество демократии и отсутствие подобных проблем. А значит, мол, и предмета обсуждения в общем-то нет. Москва же считает, что это не просто мешает созданию «общего пространства свободы, безопасности и правосудия» России и ЕС, но и не так давно официально озвучила дискриминацию русскоязычных в странах Балтии как одну из угроз безопасности России. При этом наша страна не скрывает, что в контексте расширения и решения тех проблем, которые у нас существуют в отношениях с Балтией, она, безусловно, получила новые рычаги влияния. Москва, как неоднократно заявлялось российскими официальными лицами, не прекратит поднимать вопросы о соблюдении прав русскоязычного населения в Латвии и Эстонии вплоть до положительного решения этой проблемы. Саммит в Гааге исключением не станет.
     Вместе с тем Россия и ЕС активно работают по приведению российских загранпаспортов в соответствие с новыми европейскими требованиями, включающими обязательное наличие в документах факторов идентификации личности, например отпечатков пальцев. Планируется, что новые паспорта будут выдаваться россиянам уже с 2006 года. Считается, что в том числе и такие меры позволят и России, и ЕС более слаженно бороться с международным терроризмом, который официально остается одной из главных угроз как в России, так и в Евросоюзе.
     Однако общего определения терроризму Россия и ЕС, как и во всем мире, выработать пока не смогли. Не будем забывать о странной реакции Евросоюза на события в Беслане и о практически свободной деятельности представителей чеченских боевиков в странах - членах ЕС. Так, буквально на днях снова начал работу информационный ресурс чеченских боевиков «Кавказ - Центр», на этот раз с территории Швеции; МИД РФ отправил Стокгольму ноту протеста.
     Большой потенциал видит Россия в сотрудничестве по линии внешней политики и политики безопасности – основные угрозы сегодня для всех в мире, в общем, похожи. Москва совместно с лидерами ЕС Германией и Францией не поддержала военную кампанию коалиции во главе с США и Великобританией в Ираке. И Россия, и ЕС выступают за усиление роли ООН в современном мире, за торжество международного права. Сейчас и Россия, и ЕС особое внимание уделяют ближневосточному урегулированию, где наравне с ООН и США остаются посредниками и в котором после смерти палестинского лидера Ясира Арафата могут открыться новые перспективы.
     
Военное измерение

     Россия стремится развивать контакты и с военными структурами ЕС. Несмотря на то что непосредственные силы быстрого реагирования Евросоюза, о намерении создавать которые ЕС заявил еще в 2002 году, до сих пор остаются во многом на бумаге, у «Единой Европы» функционируют свои военный комитет и кризисный ситуационный центр. Во французском Страсбурге дислоцирован штаб европейского корпуса быстрого развертывания, сформированный Францией, Германией, Бельгией, Испанией и Люксембургом. Отметим, что корпус, основные командные должности в котором занимают немцы, французы, испанцы и бельгийцы, чьи страны вносят в формирование еврокорпуса наибольший вклад (выделяют по дивизии), действует по планам как ЕС, так и НАТО. Например, его командно-штабные структуры и подразделения задействовались в ходе операций НАТО на Балканах – в Боснии и Герцеговине и в Косово. С августа 2004 года еврокорпус направлял и координировал действия международных сил содействия безопасности в Афганистане. При этом основу европейской группировки в этой стране и сейчас составляет франко-германская мотопехотная бригада. Отметим также, что представители еврокорпуса участвуют сейчас и в проводимой Францией под эгидой ЕС миротворческой операции в Кот-д’Ивуаре (где обстановка резко ухудшилась).
     Наблюдатели полагают, что партнерство России с Евросоюзом может быть направлено в первую очередь, к примеру, на обеспечение европейской безопасности силами самих европейцев без их отрыва от США и НАТО, но и без монополизма Вашингтона на континенте. При этом стратегия ЕС, направленная на создание собственных военных институтов, явно перекликается с позицией России, выступающей за создание многополярного мира.
     Известная слабость ЕС - неразвитость военно-космического комплекса (средств разведки, предупреждения, управления, связи, навигации и метеорологии) и зависимость в этой сфере от США. У России же есть избыточные мощности создания космических носителей и космических аппаратов. Партнерство ЕС с Россией могло бы обеспечить европейские спутники российскими космическими носителями, а в дальнейшем развиться и в более глубокую интеграцию по поддержанию, управлению и использованию военно-космических систем и спутников двойного назначения.
     Еще одно направление сотрудничества - противоракетная оборона. У России и Евросоюза потенциально есть общие угрозы со стороны ракет средней и малой дальности из Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока и Азии. Москва неоднократно предлагала ЕС создать на базе современных зенитных ракетных систем вместе с европейской электроникой и информационными системами противоракетную оборону ТВД, которая, очевидно, могла бы стать лучшей в мире как в техническом, так и в геостратегическом отношении.
     Сообщалось, что в следующем году планируется проведение первых совместных военных учений России и ЕС, контакты по линии штабов уже имели место и были оценены сторонами как «успешные». Одной из сфер военного сотрудничества с ЕС Россия также видит совместное участие в миротворческих операциях под эгидой ООН. В этих операциях как раз и может быть использован потенциал, в частности, российского космоса и транспортной авиации.

     На снимке: у России и ЕС — общие интересы в космосе.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства