на главную страницу

24 Ноября 2004 года

Армия и общество

Среда

Бакалавры, стать в строй!

Владимир Гундаров, «Красная звезда».



На состоявшемся заседании Совета по науке, технологиям и образованию Президент РФ Владимир Путин поставил перед учеными ряд принципиально важных задач, в частности сформировать в России конкурентоспособную систему генерации, распространения и использования знаний. «Ситуация в науке и образовании улучшается пока медленно. При этом чем больше мы тратим денег на науку, тем более ясно, что главные проблемы лежат не только в финансировании, но и в необходимости ее лучшей организации применительно к сегодняшним условиям жизни и хозяйствования», - сказал президент.
Это в полной мере можно отнести и к системе высшего военного образования, которая является составной частью российской высшей школы. Сегодня главная задача – привести систему военного образования в соответствие с реалиями военной организации государства.

     МНОГИЕ проблемы военного образования в России высветились в прошлом учебном году в ходе процедуры государственной регламентации деятельности образовательных учреждений: регистрации, лицензирования, аттестации и аккредитации. И если вопрос по поводу регистрации вузов по месту дислокации, как правило, не возникал, то три другие процедуры стали трудным и не всеми успешно сданным экзаменом.
     Большим подспорьем является Соглашение о взаимодействии между Минобороны и Минобразования при проведении лицензирования, аттестации и государственной аккредитации. В соответствии с соглашением регламентация деятельности вузов будет осуществляться на основе нормативных правовых актов Минобороны России. Военному ведомству делегированы полномочия по технологии проведения лицензионной и аттестационной экспертизы, подбору и подготовке экспертов. Военные теперь сами готовят предложения по показателям государственной аккредитации, а также по введению дополнительных показателей и уточнению их критериев. В итоге, по мнению ведущих экспертов, созданы все условия для лицензирования, аттестации и аккредитации военных вузов.
     В интересах командных училищ, где процент укомплектованности учеными значительно ниже требуемого, удалось добиться важного дополнения в такой аккредитационный показатель, как качественный состав научно-педагогических кадров. К преподавателям с учеными степенями и званиями теперь относятся преподаватели военно-профессиональных учебных дисциплин без ученых степеней и званий, но имеющие профильное высшее образование, опыт службы не менее десяти лет, воинское звание не ниже подполковника, а также боевой опыт или государственные награды, государственные или отраслевые почетные звания, государственные премии. К докторам наук и профессорам отнесены преподаватели военно-профессиональных учебных дисциплин с ученой степенью кандидата наук, имеющие государственные награды, государственные или отраслевые почетные звания, лауреаты государственных премий.
     Внесены изменения и в такой аккредитационный показатель, как научные исследования. Объем финансирования и результативность научных исследований определяются теперь по совокупности затрат. В их структуре – расходы на содержание преподавательского состава, на изобретательскую, рационализаторскую и патентно-лицензионную работу, на информационное обеспечение научных исследований, закупку оборудования и материалов и многое другое.
     Вместе с тем все эти дополнения и изменения не предоставляют военно-учебным заведениям каких-то особых льгот, не снижают требований, предъявляемых системой государственного регламентирования к высшим учебным заведениям.
     За последние два года вопросы реформирования системы высшего военного образования обсуждались на трех учебно-методических сборах руководящего состава органов военного управления и вузов Министерства обороны. Были выработаны предложения, с учетом которых откорректировали квалификационные требования, учебные планы и программы, учебно-методические материалы, переработали структурно-логические схемы подготовки специалистов.
     Одновременно с улучшением организации системы военного образования предпринимаются попытки ее адаптации к современным стандартам российской высшей школы, а в перспективе и к единому европейскому пространству высшего образования. Его формирование к 2010 году предусмотрено Болонским процессом, к которому присоединилась и Россия. В его основе лежат три принципа: двухуровневое высшее образование - бакалавриат и магистратура; унификация количественного учета образования и, наконец, взаимопризнаваемая методология его проверки для сопоставления качества.
     Действующими нормативно-правовыми актами уже предусмотрена возможность подготовки в военных вузах бакалавров и магистров.
     В перспективе бакалавриат может быть введен в систему подготовки офицеров по специальностям высшего профессионального образования. Курсанты будут получать полную военно-специальную подготовку и после выпуска из училища – служить в войсках или продолжать обучение в магистратуре. Магистратура предусматривает высшую оперативно-тактическую или оперативно-стратегическую подготовку офицеров. Кроме того, магистры будут замещать первичные и ряд последующих должностей по наукоемким специальностям.
     Однако все это, вероятно, дело будущего. А пока, пожалуй, не стоит отказываться и от традиционного российского опыта подготовки дипломированных специалистов. Дело в том, что пути адаптации и сохранения преимуществ отечественного образования в рамках движения к Болонскому процессу еще не до конца отработаны, на что указал Владимир Путин, говоря в целом о российской системе высшего образования.
     Высшей военной школе проблем хватает и без освоения заграничного опыта. Нам бы механизм отечественного образования подправить и отрегулировать. Взять хотя бы совершенствование правового поля обучения и воспитания будущих офицеров и прохождения ими военной службы. Раньше из армии ежегодно увольняли в запас 5 – 6 процентов офицеров, имевших выслугу 20 – 25 лет и достигших предельного возраста состояния на военной службе. Исходя из среднестатистической нормы планировали численность слушателей и курсантов военных вузов. Сегодня иная статистика в армии и на флоте. Досрочное увольнение молодых офицеров, а в военных вузах – отчисление курсантов стало повсеместным явлением. В результате образуются кадровые бреши в ротах и батальонах, которые некем заполнить, так как высшие военно-учебные заведения уже не в состоянии компенсировать все более возрастающую ежегодную убыль офицерских кадров.
     Восполнение численности дипломированных специалистов – это еще полдела высшей военной школы. Довольно остро сегодня стоит вопрос о качественных показателях учебного процесса. В армии бьют тревогу: снижается уровень военно-профессиональной подготовки выпускников. Им не хватает практических умений и навыков. Но происходит это опять же не только из-за неудовлетворительного материально-технического и финансового обеспечения деятельности вузов, но и вследствие оттока молодых перспективных ученых и педагогов в масштабах, превышающих их выпуск из адъюнктур.
     Сейчас в военных вузах сосредоточено около 70 процентов научного потенциала Министерства обороны. Между тем средняя укомплектованность вузов учеными составляет 58 процентов. Из них 45 процентов преподавателей – офицеры в запасе и отставке. Для сравнения: 10 лет назад эта категория составляла 25 процентов профессорско-преподавательского состава. Среди ученых 72 процента докторов наук – гражданский персонал. Одновременно увеличивается количество преподавателей-военнослужащих со стажем педагогической деятельности менее двух лет. Их профессиональный уровень, как отмечают в органах военного управления Минобороны, еще не во всем отвечает современным требованиям.
     Оптимизация расходования средств, выделяемых на подготовку офицеров, – это третья проблема. К устранению изъянов организационного и экономического механизмов управления системой военного образования в Минобороны приступили в рамках выполнения Федеральной целевой программы «Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года», утвержденной постановлением Правительства РФ от 27 мая 2002 года № 352.
     Главная цель программы – привести количественные и качественные параметры системы военного образования в соответствие со структурой, численностью и задачами Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований.
     Меры морального и материального стимулирования труда военных педагогов, принятые в 2003 – 2004 годах, призваны улучшить их материальное положение, повысить престиж профессии, укрепить профессорско-преподавательский состав вузов и в конечном счете повысить качество подготовки курсантов и слушателей. В частности, введены надбавки за ученые степени и должности, а в трех видовых вузах еще и за важность выполняемых задач. Восстановлено более четырехсот должностей со штатной категорией полковник, расширен перечень должностей, на которых офицерам могут присваиваться ученые звания доцент и профессор. Все это должно предотвратить дальнейшее ослабление научного потенциала военных вузов. И не случайно впервые за последние три года число подготовленных ученых в 2004 году превысило число уволенных в запас.
     В дополнение к уже реализованным мерам стимулирования труда военных педагогов Служба кадровой и воспитательной работы Минобороны предлагает внести изменения в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе». Речь идет о предоставлении права руководителям силовых министерств и ведомств присваивать преподавателям, имеющим ученые степени или ученые звания, воинские звания на ступень выше штатной должностной категории до полковника включительно.
     Первый шаг к реформе военного образования сделан. Он был самым трудным, как, впрочем, и для всей российской системы высшего образования. Уместно напомнить, что вопросы развития науки и образования многократно обсуждались, в том числе в рамках Госсовета и Совета безопасности России. Ставились задачи по реформированию отраслей, имеющих отношение к производству интеллектуального капитала. Принимались и соответствующие программы. Однако в полном объеме ни эти программы, ни поручения пока не выполняются, констатировал Владимир Путин на заседании Совета по науке, технологиям и образованию.
     И все же у отечественной высшей школы, в том числе и военной, есть шанс занять достойное место в едином европейском пространстве высшего образования, не растеряв при этом накопленный столетиями богатый отечественный опыт подготовки специалистов. Ради достижения этой цели впереди большая совместная работа, в которой, как отметил Владимир Путин, надо учитывать не только корпоративные и сиюминутные, но и перспективные интересы науки и страны.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства