на главную страницу

24 Ноября 2004 года

История Отечества

Среда

«Нас и Руса - двести милиона!»

Ярослав ЯСТРЕБОВ.



Состоявшийся на днях визит большой сербской делегации в Москву был, пожалуй, самым представительным за всю историю - в Россию прибыл не только президент Сербии (ныне - в составе государства Сербия и Черногория) Борис Тадич, но и патриарх Сербской Православной церкви (СПЦ) Павел. Программа визита оказалась чрезвычайно насыщенной. Здесь и встречи с Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, с председателем Госдумы Борисом Грызловым, и участие в торжественном мероприятии «С Сербией вместе!» в храме Христа Спасителя, и вручение высшей награды СПЦ - ордена святого Саввы Сербского Александру Солженицыну.

     Визит еще раз убедительно продемонстрировал, что народы России и Сербии дорожат своими отношениями, которые имеют глубокие исторические корни. Причем это не какие-то общие фразы – за ними стоят реальные факты. Вспомним, что древнее русское государство называлось «Русь». А сербское княжество, объединившее земли в самостоятельное государство, именовалось... «Раса». Столицей же этого княжества был город Рас. И ныне эта область Сербии носит имя «Рашка». (Показательно, что в английском языке Россию называют «Раша».) И многие века соседи-католики называли сербов «рассианами». Здесь впору вспомнить норманистов, которые ищут слово «русь» где угодно - у финнов, у шведов, но только не у славян. А ведь корни «рас», «рос», рус» - это, по сути дела, одно и то же.
     А как не вспомнить боевое содружество русских, сербов и черногорцев в XVIII веке. Так, в русско-турецких войнах черногорцы всегда были на стороне России, а сербы массами переселялись на русские земли и героически защищали их. В середине XVIII столетия десятки тысяч сербов из австрийской империи переселились на территорию Южной Украины, где по обоим берегам Днепра были созданы две области - Славяносербия и Новосербия. На этих землях сербы составляли конные поселенческие полки, несшие сторожевую службу на турецкой и крымской границах. Это были профессиональные защитники рубежей, ведь многие из них в Австрии и были «граничарами», защищавшими австрийские владения от турецких набегов.
     После русско-турецкой войны 1768-1774 гг. и фактического покорения Крымского ханства (присоединено к России в 1783 г.) нужда в «военной границе» на Украине отпала, и сербские области были расформированы. Тем не менее память о них сохранилась, к примеру в названии украинского города Славяносербск.
     Вместе вели мы борьбу против Османской империи в 1806-1812 годах. Кстати, именно Сербия прикрыла Россию от турецких войск в 1812 году, в канун нападения Наполеона, а черногорцы, получив известие о вторжении французов в русские пределы, немедленно начали боевые действия против сил Бонапарта на Адриатике.
     В годы Первой мировой войны в Черногории родился лозунг, ставший общим для черногорцев и сербов, - «Не бойтесе брача авиона - нас и Руса - двести милиона!» То есть не бойтесь, братья, аэропланов (австро-венгерских) - нас и русских двести миллионов. Этот лозунг был особенно популярен в 1990-е годы, когда на всех митингах в Сербии и Черногории звучало: «Нас и Руса - двести милиона!» А тогда, в годы Первой мировой войны, сербы проявили себя прекрасными бойцами. Так, первой военной победой стран Антанты в 1914 году явился разгром сербами австро-венгерских войск, вторгшихся в Западную Сербию, в Церской битве (август 1914-го). Героически сражались сербы и в дальнейшем. Даже когда Сербия была оккупирована австро-венграми и болгарами в конце 1915 года, сербская армия ушла на Салоникский фронт, на котором воевала до конца войны. Но и на оккупированной территории народ не сдавался, а вел партизанскую борьбу, о чем в России, к сожалению, мало известно. В Первой мировой Сербия потеряла четверть своего мужского населения.
     И сегодня, готовясь к торжественному празднованию 60-летия Победы, мы не должны забывать, что сербы и черногорцы сделали очень много для ее достижения. Во-первых, своим отказом поддержать фашистскую коалицию, они вынудили Гитлера провести против них в апреле 1941 года военную операцию. Это отодвинуло срок начала нападения Германии на нашу страну. Во-вторых, они с момента нападения на них гитлеровцев почти без перерыва сражались за общую победу. Уже в мае 1941 года начали формироваться повстанческие отряды четников (сторонников короля). 23 июня 1941 года, только получив известие о нападении фашистов на Россию, герцеговинские крестьяне стали собираться в отряды для борьбы. А в июле началось уже настоящее восстание под руководством коммунистов в Сербии, перекинувшееся вскоре и на Черногорию. В результате этого восстания, которое быстро переросло в настоящую партизанскую войну, югославские партизаны сковывали значительные силы Германии, Италии, Румынии, Венгрии, Болгарии, Независимого Государства Хорватия, а также созданные итальянцами, а затем перешедшие под контроль гитлеровцев албанские воинские подразделения. Из этого списка только болгары и албанцы не были представлены на Восточном фронте. А сербы не только сковывали врага, но и наносили ему немалый урон. Между прочим, для Югославии война закончилась 15 мая 1945 года, когда части НОАЮ окружили и принудили к сдаче уже на территории Австрии последнюю группировку хорватских войск.
     Много еще можно было бы рассказать о братской взаимопомощи русских, сербов и черногорцев. И не только в области военной истории. Так, важным является для России и для Москвы один не очень «воинственный» юбилей. Дело в том, что в 1404 году первые часы-куранты в Московском Кремле (это был еще белокаменный Кремль Дмитрия Донского) были созданы сербским мастером Лазарем Сербином. Вот как об этом свидетельствует московский летописец:
     «Сей же часник наречется часомерье; на всякий же час ударяет молотом в колокол, размеряя и разсчитая часы нощные и дневныя; не бо человек ударяше, но человековидно, самозвонно и... преухищренно. Мастер же и художник сему бяше некоторый Чернец, иже от Святые горы пришедый, родом Сербин, именем Лазарь; цена же сему бяше вящьше полувтораста рублев».
     Часы эти были установлены не на одной из кремлевских башен, как позже, в 1626 году, часы на Спасской башне, а на особо возведенном здании, как отмечено летописцем, «за церковью Благовещенья», то есть где-то поблизости от нынешнего Благовещенского собора. Так что у русских и сербов, в определенном смысле, общее время. И когда мы слышим знаменитое «московское время столько-то часов», то не грех вспомнить, что время это еще и немножко сербское. Может быть, именно поэтому до сих пор можно услышать в Сербии - «Нас и Руса двести милиона!»
     На фото : Битва сербов с турками.(Первое сербское восстание 1804 - 1813 гг.)


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства