на главную страницу

26 Ноября 2004 года

Армия и общество

Пятница

НОВЫЙ ВЕК - НОВОЕ ОРУЖИЕ



28 ноября 2004 года исполняется 75 лет со дня образования Управления начальника вооружения Вооруженных Сил Российской Федерации, которое в настоящее время является головным органом военного управления ВС РФ по организации и осуществлению планирования их военно-технического обеспечения. Новый век выдвигает новые требования в этой области. Начальник вооружения ВС РФ – заместитель министра обороны РФ генерал армии Алексей Михайлович МОСКОВСКИЙ рассказывает об истории создания этого управления и его основных задачах по реализации военно-технической политики российского государства.

     Традиционно в юбилейных статьях принято вспоминать даты, фамилии руководителей, основные этапы развития воинского коллектива. Никоим образом не умаляя заслуг предшественников, в этой статье хотелось бы больше внимания уделить системному анализу деятельности Управления начальника вооружения Вооруженных Сил Российской Федерации для восстановления исторической ретроспективы комплекса работ, проведенных по развитию системы вооружения и военной техники.
     На всех этапах российской истории роль органов военного управления, отвечающих за развитие системы ВиВТ, неизменно возрастала в условиях обострения военно-политической обстановки и наличия реальных материально-технических возможностей укрепления обороноспособности страны и развития отечественного оборонно-промышленного комплекса.
     Начало XX века. Россия терпит неудачу в русско-японской войне, заключен невыгодный Портсмутский договор…
     Однако, следуя крылатым словам российского дипломата А.М. Гончарова, служившего трем российским императорам, что «…Россия не сердится, а сосредотачивается», военное ведомство в 1907 году представляет проект программы вооружений, рассчитанной до 1921 года. Проектом предусматривались комплексное развитие отечественной системы вооружения для армии и флота, некоторая доля закупок по импорту и широчайший раздел строительства оборонных предприятий. Как знать, как бы повернулось колесо истории, если бы эта программа была полностью реализована.
     Этот краткий экскурс напоминает нам о том, что при таких геостратегических размахах нашей державы для вооружения армии и флота современными ВиВТ не существует другого способа, кроме как программное планирование развития системы ВиВТ.
     Проходит время, наполненное бурными военно-политическими событиями, государство становится на путь индустриализации и принимает первый пятилетний план развития народного хозяйства на 1929 – 1934 годы. Появляются реальные материально-технические возможности укрепления обороноспособности страны и создания отечественного ОПК. Начинается новый этап строительства армии и флота, целью которого является их качественное перевооружение. Естественно, это требует централизации руководства и планирования процесса технического оснащения армии и флота.
     28 ноября 1929 года приказом РВС СССР № 372/84 утверждается положение об Управлении начальника вооружения. С этого дня деятельность управления неразрывно связана с развитием вооружения и военной техники нашей армии и Военно-морского флота и техническим обеспечением Вооруженных Сил.
     На начальника вооружения РККА возлагалась ответственность за разработку системы вооружения РККА, перспективных материальных и финансовых планов оснащения войск вооружением и военной техникой как в мирное, так и в военное время.
     Он руководил разработкой новых образцов вооружения, постановкой их на производство, контролировал исполнение заказов промышленными предприятиями, участвовал в производственно-технологической подготовке промышленности к выполнению мобилизационных заданий в военное время, осуществлял руководство стандартизацией и изобретательством в Вооруженных Силах. Начальнику вооружения были непосредственно подчинены основные довольствующие управления РККА.
     Принципиальное значение имело то, что в то же самое время в большинстве довольствующих управлений РККА были созданы новые органы управления развитием вооружения – военные научно-технические комитеты. Одновременно с этим укреплялись существующие и создавались новые научно-исследовательские институты, лаборатории, испытательные базы и полигоны.
     Бурные политические события 30-х годов не смогли изменить вектора программного развития ВиВТ, и начиная с 1938 года, когда обострилась международная обстановка, эти мероприятия начали интенсивно претворяться в жизнь (модернизация и создание артиллерийских систем, реактивные системы, танки, самолеты и многое другое). Таким образом, к началу 1941 года были завершены опытные разработки современных образцов ВиВТ, проведены испытания и созданы предпосылки для их массового производства.
     В период Великой Отечественной войны была осуществлена дополнительная централизация всей системы государственного управления, в том числе и в области технического оснащения РККА. Вопросы снабжения фронта всем необходимым в годы войны решались непосредственно Государственным комитетом обороны и Ставкой Верховного Главнокомандования через основной оперативный орган – Генеральный штаб и созданное в январе 1941 года Управление устройства тыла, вооружения и снабжения. В задачу этого управления входило определение потребности войск в ВиВТ и других материальных средствах, формирование и контроль планов создания и производства вооружения, снабжение войск через довольствующие управления ВиВТ. Очень важную роль в части развития ВиВТ, его серийного производства играли отраслевые наркоматы: Наркомат вооружений (Д.Ф. Устинов), Наркомат авиационной промышленности (А.И. Шахурин), Наркомат боеприпасов (Б.Л. Ванников). В эти годы по существу были заложены основы будущей отраслевой экономики государства.
     В послевоенный период было принято решение отказаться от такой жесткой централизации. Ответственность за разработку и совершенствование ВиВТ была возложена на главнокомандующих видами Вооруженных Сил, командующих родами войск и на начальника Тыла Вооруженных Сил. Однако такая децентрализация органов технического оснащения Вооруженных Сил СССР, естественно, не смогла долго существовать в силу того, что в должной мере не обеспечивала координацию по созданию и оснащению войск новой сложной боевой техникой и прежде всего ракетно-ядерным оружием, зенитно-ракетными комплексами, средствами радиолокации и автоматизации, которые в то время получили бурное развитие.
     Уже в 1948 году, вновь, как и в конце 20-х годов, учреждается должность заместителя министра Вооруженных Сил по вооружению. На эту должность назначается маршал артиллерии Н.Д. Яковлев, а в 1952 году – генерал-полковник артиллерии М.И. Неделин.
     В июле 1952 года разработка ежегодных планов заказов ВиВТ, научно-исследовательских работ, контроль за мобилизационной подготовкой промышленности постановлением правительства были переданы Генеральному штабу, где для решения этих вопросов и координации деятельности видов Вооруженных Сил по созданию нового вооружения в 1958 году был создан Научно-технический комитет.
     Первым его председателем стал генерал-полковник авиации И.В. Марков, а в 1960 году НТК ГШ возглавил генерал-лейтенант Н.Н. Алексеев. Методы планирования развития вооружения, используемые в послевоенный период вплоть до 60-х годов, можно охарактеризовать как программное планирование по организационному признаку. В целом эти методы обеспечивали нужды Вооруженных Сил в ВиВТ, а соответственно и паритет с вероятным противником в условиях развертывания гонки вооружений.
     Однако дальнейшее совершенствование вооружения и военной техники, разработка принципиально нового, более сложного вооружения, рост стоимости и сроков создания образцов ВиВТ, усложнение кооперационных связей в промышленности, значительное удорожание эксплуатации вооружения, и в особенности все возрастающие функциональные пересечения и несбалансированность систем оружия, потребовали совершенствования системы планирования развития ВиВТ и изменения ее организационной структуры.
     Стало очевидным, что планировать новые многоцелевые системы оружия с использованием последних достижений науки и техники необходимо с позиции общей цели их развития, вне зависимости от их организационной принадлежности к виду Вооруженных Сил или роду войск. Тем самым была предопределена необходимость внедрения в практику формирования планов оснащения Вооруженных Сил программно-целевых методов планирования развития ВиВТ.
     Постановлением Совета Министров СССР от 10 июня 1969 года «О дальнейшем улучшении планирования развития вооружения и военной техники» был предусмотрен переход от планирования развития ВиВТ по отдельным видам к комплексным долгосрочным планам и программам вооружения на 10 лет, включающим разработку, поставку и обеспечение эксплуатации в войсках вооружения и военной техники, а также капитальное строительство военных объектов при максимальной увязке потребностей Вооруженных Сил с объемами средств, выделяемых на эти цели.
     Этим же постановлением была учреждена должность заместителя министра обороны по вооружению – начальника вооружения Вооруженных Сил СССР, на которую был назначен генерал-полковник Н.Н. Алексеев. Создается аппарат заместителя министра обороны по вооружению в составе: управления перспективных исследований и разработки программ вооружения, управления планирования опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ, управления заказов вооружения и военной техники и отдел военной стандартизации.
     Необходимые организационные мероприятия были проведены в заказывающих управлениях видов ВС и родов войск, главных и центральных управлениях, НИУ Министерства обороны и в оборонных отраслях промышленности.
     Отраслевая система управления развитием вооружения преобразуется в систему планирования, в которой развитие осуществляется на основе сбалансированных по целям, задачам и ресурсам долгосрочным программам, объединяющим различные стадии жизненного цикла образцов вооружения: разработку, серийное производство, эксплуатацию и капитальное строительство под монтаж ВиВТ.
     Важно подчеркнуть, что при формировании долгосрочных программ учитывались возможности научно-технологической и производственной базы оборонной промышленности, формировались требования к уровню ее развития на плановый период.
     Основным практическим результатом внедрения новых методов планирования развития системы вооружения стало формирование первой государственной программы вооружения на период 1976–1985 годов, позволившей на уровне Вооруженных Сил обеспечить сбалансированное развитие огромной номенклатуры образцов, систем и комплексов вооружения и военной техники.
     Практическое выполнение первой программы вооружения позволило определить наиболее узкие места в практической деятельности по развитию системы вооружения, прежде всего связанные с дублированием, избыточностью номенклатуры образцов ВиВТ.
     К концу этого этапа полностью сложился механизм программно-целевого планирования развития системы вооружения, в котором широкая кооперация научно-исследовательских организаций Министерства обороны и промышленности научно обосновывала, а аппарат начальника вооружения реализовывал практически всю совокупность мероприятий по созданию сбалансированной системы вооружения, обеспечивая войскам возможность решать весь спектр военно-стратегических задач.
     В 1986 году аппарат заместителя министра обороны по вооружению переименовывается в Управление заместителя министра обороны по вооружению. Новый этап деятельности управления связан с масштабными экономическими преобразованиями в стране.
     В этих условиях важно было сохранить механизм централизованного планирования развития системы вооружения, а также обеспечить выполнение долгосрочных программ технического оснащения армии и флота.
     В 1992 году с созданием Вооруженных Сил Российской Федерации Управление заместителя министра обороны по вооружению переименовывается в Управление начальника вооружения Вооруженных Сил Российской Федерации.
     Основные задачи управления в условиях экономического кризиса заключались в поддержании боевой готовности войск за счет поставки в войска минимально необходимых вооружений, ЗИП и материалов, а также сохранении оборонной промышленности если не в полном объеме, то по крайней мере ключевых ее предприятий.
     В то время, по существу, единственным системообразующим и стабилизирующим органом для оборонных предприятий оказалось Управление начальника вооружения, которое за счет выбора приоритетов, оперативного маневрирования финансовыми ресурсами сумело принять возможные организационно-плановые меры для сохранения основы оборонно-промышленного комплекса страны. Кроме того, решалась задача перевода разработки и производства основных систем вооружения на оборонно-промышленные предприятия Российской Федерации.
     В этот период на управление пришлась основная работа по созданию нового нормативно-правового поля функционирования системы заказов ВиВТ.
     Наиболее важным результатом работы на этом этапе стало то, что удалось сохранить механизм обоснования программ и планов развития системы вооружения, основанный на принципах программно-целевого планирования, и адаптировать его к новым условиям хозяйствования.
     Сегодня наступил третий этап деятельности Управления начальника вооружения. К этому времени уже в основном определились приоритеты экономического развития страны, роль и место России в мире, а следовательно и задачи Вооруженных Сил Российской Федерации, решение которых должна обеспечить система вооружения.
     Изменение характера и уровня решения военно-стратегических задач, стоящих перед Вооруженными Силами Российской Федерации, привело к необходимости организационных преобразований и системы заказов. Было осуществлено значительное сокращение количества генеральных заказчиков, а также перераспределены их полномочия. При этом ядром новой системы заказов фактически стало Управление начальника вооружения, которое постепенно все больше начинает выполнять функции единого заказчика вооружения и военной техники.
     Существенные изменения коснулись и механизма взаимодействия Управления начальника вооружения с оборонными предприятиями, большинство из которых стали самостоятельными хозяйственными субъектами. В этих условиях единственно приемлемым организационно-экономическим механизмом стали контрактно-конкурсные отношения.
     Результаты реализации мероприятий, осуществленных Управлением начальника вооружения в 2001–2004 годах, создали объективные предпосылки для формирования в Минобороны России единого органа управления военно-техническим обеспечением Вооруженных Сил Российской Федерации, ее приведения в соответствие с изменениями в структуре и системе федеральных органов исполнительной власти. Вопросы управления техническим обеспечением Вооруженных Сил Российской Федерации на всех стадиях жизненного цикла вооружения и военной техники – от разработки до утилизации – сосредотачиваются в одних руках.
     Осуществляя взаимодействие со всеми видами и родами войск Вооруженных Сил, главными и центральными управлениями Министерства обороны, сплоченный коллектив генералов, офицеров и служащих управления достойно продолжает традиции своих предшественников, в полном объеме решает возложенные на него задачи по развитию системы вооружения Вооруженных Сил Российской Федерации.
     Сегодня, отмечая юбилей Управления начальника вооружения, мы поздравляем ветеранов, огромный коллектив вооруженцев, технических специалистов Вооруженных Сил, конструкторов и производственников оборонно-промышленного комплекса, кто своим талантом и самоотверженным трудом создавал основу обороноспособности нашей страны и продолжает обеспечивать высокую боевую готовность Вооруженных Сил Российской Федерации в настоящее время.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства