на главную страницу

27 Ноября 2004 года

Вестник РОСТО

Суббота

Кому и море по колено

Евгений УСТИНОВ, «Красная звезда».



     Первое погружение, как первая любовь, не забывается. Особенно если, перерастая рамки простого увлечения, общение с миром безмолвия становится смыслом всей жизни. Не избежал подобной участи и инструктор Астраханского клуба подводного плавания Александр Лапшин.
     Все началось пятнадцать лет назад, жарким и душным августовским вечером 1989 года. Внимание отдыхающих у реки Царев привлекли тогда двое опутанных шлангами, с громоздкими баллонами за спиной молодых людей. С какой целью, стало понятно, когда ребята последовательно и, как казалось, надолго исчезали под водой. Так Александр Лапшин и Ренат Садыкулин успешно испытали акваланг собственной конструкции.
     - Глубина оглушила тишиной. Потревоженные нашим вторжением рыбьи стайки, раки и россыпи ракушек-беззубок на дне манили и завораживали, - вспоминает Александр. – А еще было знакомое каждому астронавту ощущение свободного перемещения в пространстве. С той лишь разницей, что находишься не в открытом космосе, а в водной толще.
     То, что акваланг придумали Жак Ив Кусто и Эмиль Ганьян - факт общеизвестный. Случилось это в 1943 году. С тех пор французы только и делали, что совершенствовали «подводные легкие» и в многочисленных экспедициях доказывали их неограниченные возможности. Снятые о том научно-популярные ленты завоевывали призы на крупнейших кинофестивалях. Миллионными тиражами расходились книги, вышедшие из-под пера изобретателей. Однако почти полвека спустя аквалангисты-дайверы у нас, в Союзе, все еще были в диковинку. Так что почин астраханцев в каком-то смысле можно считать революционным.
     Подходящего размера и диаметра стальной цилиндр Александр и Ренат приспособили под емкость для дыхания. Точно так же, кулибинским способом, смастерили регулятор с редуктором. Запас воздуха нагнетался в конструкцию обыкновенным ручным автомобильным насосом. Несколько минут продержаться под водой не очень-то надежный аппарат все же позволял. Игра, как говорится, стоила свеч.
     Не останавливаясь на достигнутом, друзья поступают на существовавшие при ОСВОДе курсы пловцов-спасателей. А поскольку памятное событие на Цареве вызвало в народе немалый интерес к столь необычному виду активного отдыха, стали собирать документы, необходимые для регистрации организации любителей подводного плавания. Соучредителями дайвинг-клуба «Риф» выступили ДОСААФ и областной комитет комсомола. Занимались «рифовцы» на базе спорткомплекса «Динамо», компенсируя аренду бассейна его чисткой. На собранные по крупицам членские взносы приобрели аппараты АВМ-5, АВМ-7С и уже следующим летом были замечены в районе Избербаша. К слову, в последующие годы астраханские ныряльщики не только дотошно изучили акваторию Каспийского и Черного морей, но и смогли полюбоваться красотами столь экзотических, как Красное и Карибское.
     - Все бы ничего, но путешествия по странам и континентам вскрыли серьезные различия в отечественной и принятой во всем мире системах подготовки подводных туристов. За границей обязательным условием было наличие современной экипировки и умение безошибочно пользоваться ею, - рассказывает о самом сложном периоде своей спортивной судьбы Лапшин.
     Между прочим, стоимость стандартного комплекта амуниции от ведущих производителей, куда входят гидрокостюм, ласты, маска с трубкой, баллон со сжатым воздухом и компенсатор плавучести, достигает полторы тысячи долларов США. А ведь пловцу еще нужно как-то добраться до места спусков, где-то обитать, на что-то питаться. Позволить себе столь затратное удовольствие тогда, в начале 90-х, могли немногие. «Риф» разваливался буквально на глазах.
     Стремление Александра сохранить доступность и массовость дайвинга совпало с аналогичным желанием Дмитрия Ермакова, на тот момент руководившего водно-парусным центром компании «Ривмар». Так было приобретено необходимое оборудование. Взять, например, легководолазное снаряжение фирмы «Ocean reef», позволяющее человеку совершать прогулки на глубинах до сорока метров. Причем независимо от береговых пунктов снабжения: передвижной компрессор «Bauer» нагнетает воздухом баллон емкостью двенадцать литров в мгновение ока.
     Затем при активном содействии Дмитрия Ивановича клуб прошел процедуру сертификации во Всемирной ассоциации подводного плавания – CMAS, тем самым взяв на вооружение одну из передовых программ обучения. Но лишь те из новичков, кто выдержит строгий, состоящий из тестирования и практической проверки теоретических знаний экзамен, становятся обладателями заветных «корочек», открывающих доступ к арсеналам разбросанных по всему свету дайвинг-центров. Кстати, несколько лет назад такой центр действовал и на базе санатория «Юг» ОАО «Астраханьгазпром», где, научившись обращаться с аквалангом, любой желающий получал возможность созерцать подводные окрестности Лазаревского. На вопрос, почему клуб со временем отказался от этого проекта, Александр отвечает уклончиво: масштабы, мол, не те. Как бы там ни было, но пловцы из Астрахани сегодня прибегают к услугам сторонних организаций. Нынешним летом, например, наведались в новороссийский «Адмирал Нельсон», совершив экскурсии к затопленным кораблям.
     Посещение глубоководного музея произвело сильное впечатление. Даже на моего бывалого собеседника. Так, на минном тральщике «Заря» можно было разглядеть некогда грозное орудие. Не преминули осмотреть и «Адмирал Нахимов», затонувший летом 1986 года в результате столкновения с сухогрузом «Петр Васев».
     Дабы отважиться на подобные спуски, или рэки, как их еще называют сами дайверы, нужна постоянная практика. Вот почему в 2001 году наши ныряльщики с радостью откликнулись на приглашение организаторов Международного фестиваля подводного плавания «Каспий». Регулярные контакты с учеными и участие в разнообразных состязаниях с коллегами из Германии и стран Прикаспийского региона не дают застаиваться на месте. Скажем, настоящий фурор на форуме вызвало сообщение о подледных погружениях.
     Настоящему дайверу зима не помеха. Посчитав так, астраханцы однажды и забрались под лед, попутно расширив познания в ихтиологии рек и водоемов родного края. Взять хотя бы такую доселе малоизученную область, как жизнь ракообразных. А благодаря относительно прозрачной в студеную пору воде удалось установить, что раки зимой не спят, а, по обыкновению забиваясь под топляки и коряги, просто пребывают в малоактивном состоянии.
     Что интересно, рассказывая об этом, Лапшин ни словом не обмолвился о специфике относящихся к высшей категории сложности спусков. Пришлось заглянуть в соответствующую литературу. Наряду с переохлаждением организма низкие температуры, как выяснилось, чреваты отказом оборудования. К тому же в экстремальном случае быстро выбраться на поверхность пловцу будет невозможно.
     И еще. По словам Александра, в последнее время все настойчивей раздаются голоса о придании клубу оригинального, в полной мере отражающего его специфику названия. Один из вариантов - «Море по колено». А почему бы и нет? Тем более что за ним не бравада и легкомысленные поступки, а точный расчет, взаимовыручка, подстраховка и, если хотите, личное мужество Сергея Захватова, Владимира Ушивцева, Андрея Камакина, Николая Ларина и многих других астраханских дайверов. Тех, кому действительно доступны глубины любого моря.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства