на главную страницу

27 Ноября 2004 года

Музыкальный глобус

Суббота

Восьмой номерной альбом

Леонид АЛЕКСЕЕВ.



Любимая мной группа «Сплин» выпустила новый альбом «Реверсивная хроника событий». Расскажите, пожалуйста, о творчестве коллектива.
Иван Бурцев. Иваново.

     Действительно, 17 ноября группа презентовала новый альбом «Реверсивная хроника событий». В диске – 15 композиций, 4 из которых – инструментальные.
     Лидер группы «Сплин» Александр Васильев родился в Ленинграде. К семи годам он успел пожить в городах Фритаун (столица Сьерра-Леоне) и Зарасай (Литва), пока его семья окончательно не обосновалась в Петербурге. Там же через много лет возникла и группа «Сплин». Случилось это, как явствует из истории коллектива, не в последнюю очередь благодаря знакомству Васильева в 1986 году с Александром Морозовым. К тому моменту Васильев уже сочинял песни, а у Морозова дома были бас-гитара, микрофон и магнитофон «Рекорд».
     Музыкальную деятельность пришлось на некоторое время прервать, когда в 1988 году Васильев ушел на военную службу. Вернувшись в Питер, он работал монтировщиком сцены в комедийном театре, переводил на русский язык инструкции к аудиовидеотехнике западного производства и даже успел поработать на кондитерской фабрике, параллельно учась уже во втором для себя высшем учебном заведении (не закончил оба). Все это время создавал песни, вошедшие в дебютный альбом группы «Сплин» «Пыльная быль», записанный в 1994 году Васильевым, Морозовым, клавишником Николаем Ростовским и несколькими сессионными музыкантами и разошедшийся 10-тысячным тиражом.
     Вскоре к группе присоединились гитарист Стас Березовский и барабанщик Николай Лысов. Дата дружеской вечеринки, посвященной завершению записи первого альбома - 27 мая 1994 года, – и считается датой рождения группы. Уже через год был записан демо-вариант альбома «Коллекционер оружия», с которым музыканты отправились в Москву. Через год он был выпущен в свет - эта пластинка и по сей день считается большинством поклонников лучшей у «Сплина». Именно первые синглы с «Коллекционера» - «Рыба без трусов», «Любовь идет по проводам» и «Что ты будешь делать?» обратили на группу внимание. Молодой коллектив особо отметили Борис Гребенщиков и Константин Кинчев. На разогреве у «Алисы» «Сплин» впервые выступил в столице, а БГ и Васильев подружились и периодически выступают совместно.
     В 1997 году выходит очередной диск, «Фонарь под глазом», где радиохитами оказывается едва ли не половина альбома. «Сплин» снимает первые профессиональные видео и отправляется в первый же сольный тур по России. В феврале 1998 года состоялся эпохальный сольник «Сплина» в Лужниках, где зал малой арены до отказа забили 8 тысяч зрителей. Хиты «Орбит без сахара» и «Выхода нет» не покидают радио- и телеэфиры. Новый, «Гранатовый», альбом (1998 год) добивается солидного коммерческого успеха. «Сплин» удостаивается премии «Овация» как лучшая рок-группа 1998-го (но на ее получение не приезжает). Команда достигает общероссийской популярности. Венцом триумфального для группы года становится выступление перед The Rolling Stones на их единственном концерте в России на лужниковском стадионе.
     Впрочем, уже осенью 1998 года в коллективе происходит ряд значительных изменений. По разным причинам уходят из группы ударник и клавишник. Новым барабанщиком становится известный в Питере Сергей Наветный, а вместо Ростовского в штат «Сплина» принят флейтист Ян Николенко, распустивший в связи с этим собственный коллектив «Эдипов комплекс». «Сплин» становится, по определению Васильева, «гитарной группой с солирующей флейтой», а сам лидер группы всерьез увлекается психоделикой, что нашло отражение в очередном альбоме «Альтависта» (1999). Неожиданная после хитового «Гранатового альбома» пластинка была восторженно принята критиками, но неоднозначно оценена поклонниками.
     Диск был представлен во Дворце спорта «Лужники» осенью 1999 года – объективно говоря, уже без особого зрительского интереса, что позволило некоторым назвать группу «разочарованием года». По следам этого концерта был выпущен двойной live-альбом.
     2001 год начался для «Сплина» с очередных перемен. Из группы ушел один из ее основателей Александр Морозов (Ростовский в свою очередь в нее вернулся), а в феврале был подписан контракт с Sony Music. Раскрутка грядущего релиза началась моментально: верхние строчки теле- и радиочартов оккупировали песни «Остаемся зимовать» и «Феллини» в содружестве с группой «Би-2». Последняя дала название совместному «Феллини-туру» двух команд по стране, стартовавшему после долгожданного выхода в свет альбома «25-й кадр» аншлаговым концертом на Горбушке. Тур доехал аж до Нью-Йорка и финишировал в октябре триумфальным выступлением в спорткомплексе «Олимпийский». Группа, отыграв акустический концерт в Театре имени Станиславского (его запись была издана Sony Music), распрощалась с «25-м кадром» и вновь сконцентрировалась на студийной работе. Седьмой номерной альбом группы «Сплин» «Новые люди» вышел в феврале 2003 года. В масштабном всероссийском туре в его поддержку музыканты провели следующие несколько месяцев.
     В общем ряду работ коллектива выделяется сольная работа Васильева – «Черновики» (2004 год). В альбоме собраны ранее не издававшиеся композиции как самого Васильева, так и песни Владимира Высоцкого, БГ, Андрея Макаревича. Там же выпущена «Конец прекрасной эпохи» на стихи Иосифа Бродского.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства