на главную страницу

3 Декабря 2004 года

Вопрос ребром

Пятница

Здравому смыслу вопреки?

Петр АЛТУНИН, «Красная звезда».



     Нелегка военная служба у летчика-истребителя, а в конце 40-х – начале 50-х годов, когда осваивались первые реактивные самолеты, начиная с МиГ-15, она требовала еще большей отдачи физических и морально-психологических сил. Такая доля выпала молодому офицеру – авиатору Сергею Тюрину, служившему в полку ПВО на Дальнем Востоке. Горючего в ту пору было достаточно, и Тюрин на своем «ястребке», отрабатывая одну программу за другой, бороздил небо днем и ночью. В полной мере пришлось Сергею хлебнуть и войны в Корее: на его счету 100 боевых вылетов и три ордена – корейский, китайский, советский...
     Затем – «холодная война» и постоянные вылеты на перехват нарушителей воздушных границ.
     Но вот сердце самого пилота стало давать сбои. На очередном медицинском обследовании ему было сказано: «Пора переходить на «землю»... Так в приказе командира 32-й ИАД от 23 сентября 1959 года появилась запись о том, что «командир звена 535-го ИАП капитан Тюрин С.Т. по состоянию здоровья переводится на должность «офицера наведения – штурмана КП 535-го ИАП». Как ни горько было прощание с небом, но, рассуждал Сергей, из авиации он все же не ушел. Служил на командных пунктах соединений ВВС и ПВО, в штабе 23-го корпуса ПВО, а пришел срок – в сентябре 1978 года по возрасту был уволен в запас.
     А теперь к сути дела. Когда Тюрин приказом старшего начальника переводился с летной должности на нелетную и когда увольнялся из армии, в приказах не было оговорено, что пенсия ему может исчисляться из летного оклада. По той причине, что тогда просто не существовало такого законодательства. И только в Постановлении Правительства РФ № 941 от 22 сентября 1993 года впервые появилось положение, предусматривающее, что офицерам, переведенным по состоянию здоровья или возрасту с летной работы на нелетную с меньшим должностным окладом, пенсия при последующем их увольнении с военной службы может исчисляться по должности, которую они занимали до указанного перевода.
     23 мая 2000 года вышло Постановление Правительства РФ № 396 о пересмотре ранее назначенных должностных окладов летному составу, имеющему классную квалификацию, которое распространялось и на летчиков-пенсионеров. Это постановление и последовавший за ним приказ министра обороны РФ № 394 от 27 июля 2000 года действуют по сей день.
     Пересчет пенсии уволенному с военной службы летчику производится при наличии приказа соответствующего командира (начальника) о сохранении за ним права на пенсию из летного оклада. В случае отсутствия приказа с таким указанием военкомат по месту жительства, имея документальное подтверждение самого факта перевода летчика с летной на нелетную должность, предоставляет выписку с примечанием к приказу («боковиком») в Центр социального обеспечения о праве на пересмотр начисленной ранее пенсии.
     Когда об этом узнал подполковник в отставке Сергей Тюрин, то и он попробовал в русле этих постановлений добиться пересмотра своей пенсии. Ведь все вроде соответствовало в его летной биографии: летал и даже воевал, квалификация – летчик 2-го класса, переведен на нелетную должность по состоянию здоровья.
     Но когда он начал свое хождение по инстанциям, то первым препятствием стал факт, что его полк и дивизия давно расформированы. Тогда Тюрин обратился в родной военный комиссариат Приморского края. И, надо сказать, военный комиссар генерал-майор Елгунов откликнулся на его просьбу и написал свое ходатайство на имя командира 2-й армии Военно-воздушных сил с просьбой «в виде исключения» решить положительно вопрос боевого летчика.
     От начальника отдела кадров армии ПВО пришел пятистрочный ответ, где было сказано, что сделать это невозможно, так как «в 1959 году отсутствовало постановление Совета Министров СССР о сохранении за летным составом права на исчисление пенсии за выслугу лет списанных с летной и назначенных на нелетную работу по состоянию здоровья».
     Что ж, тогда действительно отсутствовало, но сегодня-то необходимое решение принято! Но, к сожалению, некоторые чиновники и по сей день привыкли исходить не из здравого смысла, а из «окаменевшей», изложенной на бумаге формы.
     После этого в конце 2001 года Сергей Тюрин попробовал написать лично главнокомандующему ВВС, изложив по порядку свои обращения в инстанции. Но, вероятно, письмо его не дошло до адресата. Опять же врио заместителя начальника управления кадров, правда, в вежливой форме разъяснил Тюрину, что действительно денежная компенсация исчисляется для пенсии таким летчикам, как Тюрин, при наличии «приказа с изданием «боковика», но действие постановления правительства осуществляется с... 25 апреля 1967 года.
     Конечно, встает вопрос: почему это касается только тех, кто «перемещался» с летной на нелетную должность только после 1967 года. Объяснений на этот счет нет никаких. Можно лишь догадываться, что если бы авторы постановления «охватили» им и летчиков-ветеранов, то потребовалось бы на это больше денег. Вот решили на них и сэкономить...
     Казалось бы, наоборот, пионерам освоения реактивной истребительной техники в свое время было гораздо труднее: перегрузки в полетах были более значительными, да и сегодня это уже старые больные люди. Почему же их проигнорировали? К тому же трудно понять трактовку этого вопроса должностными лицами, одни утверждают, что тогда не было соответствующего постановления Совета Министров, другие производят отсчет от 1967 года. Формально, наверное, правы и те, и другие. Раз нельзя, значит нельзя...
     Но посмотрим шире. Вот никак мы в подобных обстоятельствах не можем перешагнуть распоряжения и постановления, которые явно устарели. А ведь жизнь-то меняется, и меняются многие законы и постановления. К примеру, еще не так давно военным пенсионерам, прослужившим на Крайнем Севере более 15 лет и переехавшим после увольнения на постоянное жительство на Большую землю, не выплачивали «северные надбавки», потом стали выплачивать только тем, кто, уволившись со службы в северных районах, не сразу уехал оттуда, а пожил там какое-то время.
     И, наконец, недавно свершилось: принят Закон РФ № 3-ФЗ от 10 января 2002 года, согласно которому военнослужащим, прослужившим соответственно 15 – 20 лет в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с 1 января 2003 года пенсию с учетом районного коэффициента должны выплачивать независимо от времени увольнения и места проживания. Так вопрос был решен по справедливости.
     Разве нельзя подойти и к этому вопросу, о котором речь идет выше, так же конструктивно, исходя из самой его сути из стремления поднять, пусть и не намного, жизненный уровень людей, ковавших в трудные годы обороноспособность страны, и внести соответствующие изменения в устаревшие постановления?


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex