на главную страницу

3 Декабря 2004 года

Контракт: проблемы и суждения

Пятница

Экзамен длиною в четыре года

Владимир ГУНДАРОВ, «Красная звезда».



     Начинать всегда трудно. Первый опыт комплектования частей постоянной готовности солдатами и сержантами, проходящими службу по контракту, еще раз подтверждает эту истину. В целом опыт обнадеживает. Но потребуется еще немало финансовых средств и времени, чтобы окончательно отшлифовать механизм перевода частей на новый способ комплектования, сделать военную службу более привлекательной для молодежи, а главное – удержать в армии профессионалов. Соединенные Штаты Америки потратили не один год и не один миллиард, прежде чем создали свою профессиональную армию. Мы же – только в начале этого пути. И надеемся пройти его всего за четыре года. Удастся ли это? Ответ получим, наверное, уже в 2005 году, когда начнется массовый прием контрактников. Например, в Сухопутных войсках предстоит перевести на новый способ комплектования более 30 соединений и частей, для чего необходимо набрать более тридцати тысяч солдат и сержантов.
     Каждый контрактник в рамках выполнения Федеральной целевой программы обойдется государству в будущем году примерно в 383 тысячи рублей, причем на руки он получит не более 7 тысяч в месяц. Исключение составляет 42-я дивизия Сухопутных войск, дислоцированная в Чечне. Там солдат будет получать около 15 тысяч рублей.
     Государство научилось считать деньги и рачительно ими распоряжаться. Лишнего не передаст. При расчете затрат на контрактников в Минфине и Минэкономразвития исходили из реальных экономических возможностей страны и среднесрочной программы социально-экономического развития России в 2005—2008 годах. Межведомственная рабочая группа непосредственно в войсках изучила состояние соединений и воинских частей постоянной готовности, а также произвела оценку затрат, связанных с их переводом на комплектование контрактниками. Работа специалистов различных ведомств, надо надеяться, помогла избежать ошибок при разработке Федеральной целевой программы.
     На ее выполнение Минобороны первоначально запросило 139,3 миллиарда рублей. Во всех силовых структурах в период с 2004 по 2007 год на новый способ комплектования планировалось перевести 209 соединений, воинских частей и формирований (176 тысяч человек). В их числе: 91 воинская часть Минобороны, 83 – Погранвойск ФСБ, 5 – Внутренних войск МВД и 28 частей Федеральной службы Железнодорожных войск. В Министерстве обороны к 2007 году на контрактную основу собирались перевести ряд частей постоянной готовности (155,3 тысячи человек). Однако Минфин России после согласования со всеми силовыми ведомствами выделил почти на 50 миллиардов меньше (79,1 млрд. рублей). Экономия средств произведена за счет Спецстроя и Федеральной службы Железнодорожных войск. Их исключили из общего плана перевода на контрактный способ комплектования.
     После внесенных Минфином РФ изменений и уточнений в настоящее время программой предусматривается перевести в течение 2004 - 2007 годов на новый способ комплектования 80 соединений и воинских частей, в которых будут служить 147,6 тысячи контрактников. В том числе: в Минобороны РФ – 72 соединения и воинские части (133,4 тысячи солдат, матросов, сержантов и старшин), в Пограничной службе ФСБ РФ – 3 воинских формирования (4,4 тысячи контрактников), во Внутренних войсках МВД – 5 формирований (9,7 тысячи человек).

     Планируемые по годам расходы и количество контрактников:

     в 2004 году – 9,7 млрд. рублей; 15,7 тыс. чел.
     в 2005 году – 20,9 млрд. рублей; 54,5 тыс. чел.
     в 2006 году – 21,7 млрд. рублей; 26,8 тыс. чел.
     в 2007 году – 26,8 млрд. рублей; 50,5 тыс. чел.


     Всего предусмотрены расходы в сумме около 79,1 млрд. рублей. В том числе 68,4 млрд. рублей составят расходы, связанные с переводом некоторых частей Вооруженных Сил РФ на новый способ комплектования. Из них 54,5 млрд. рублей будет потрачено по направлению «Социальное обеспечение и повышение привлекательности военной службы по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами и сержантами». Это самая большая статья расходов. Для сравнения: по направлению «Совершенствование боевой готовности воинских частей, переводимых на новый способ комплектования» будет затрачено почти в четыре раза меньше. Это не удивительно, ведь потенциальный солдат «по найму» выберет военную службу во многом и по меркантильным причинам.
     Из чего же будет складываться солдатская «зарплата»?
     «Чистый» оклад составит более 2,5 тысячи рублей. Минимальным стимулом поступления на военную службу по контракту должна стать ежемесячная надбавка за особые условия боевой подготовки – до 3.300 рублей. Для тех, кто служит в Чечне, она увеличена до 5.000 рублей в месяц. Контрактник-первогодок будет получать около 6 тысяч рублей, а в Чеченской Республике - 15 тысяч. Льготы, связанные с бесплатным проездом военнослужащих и членов их семей к месту проведения отпуска, заменят компенсационными выплатами, как и бесплатный проезд в городском транспорте. Кроме того, увеличатся на 50—120 процентов надбавки к денежному довольствию за особые условия службы. Они составят в зависимости от региона от 350 до 1.500 рублей.
     Однако, по мнению самих солдат, это недостаточная компенсация за ежедневный риск, обусловленный особенностями военной службы. Контрактников удивляет, например, размер ежемесячной доплаты за санаторно-курортное лечение в размере всего 50—600 рублей в год. Ведь сейчас самая дешевая путевка в самый дешевый санаторий обходится в полторы тысячи рублей на человека.
     Или взять оплату проезда военнослужащих и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно. Контрактник будет ежемесячно получать компенсацию – 150 рублей. За год – наберется 1.800 рублей. Соответствует ли эта сумма стоимости проезда к месту проведения отпуска и обратно, видно из простого сравнения. Например, железнодорожный билет от Ханкалы до Самары летом стоил 3.206 рублей, до Екатеринбурга – 3.298 рублей. Не исключено, что в будущем году стоимость проезда вырастет.
     Однако наиболее острая проблема – жилье. Его пока остро не хватает офицерам. Что же тогда говорить о солдате-контрактнике. Согласно Федеральному закону «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» ее участником может стать и рядовой, заключивший второй контракт о прохождении военной службы после 1 января 2005 года. Однако его очередь на отдельную благоустроенную квартиру, наверное, подойдет не скоро. Следовательно, жить семье контрактника придется в снимаемой комнатке. Выплата компенсации за поднаем жилья предусмотрена лишь для каждого пятого контрактника. Но сумма в 400 рублей вряд ли устроит владельца частного сектора.
     Проще тем, кто не успел обзавестись «тылом» или хотя бы «боевой подругой». В соответствии с Федеральной целевой программой более 65 тысяч контрактников в течение 2004—2007 годов получат койку в общежитиях упрощенного типа. Личный состав разместят в отдельных комнатах по 3-4 или 6-8 человек с общим для всего подразделения блоком санитарно-бытовых помещений. Солдатское общежитие с жилыми ячейками, каждая из которых оборудована блоком санитарно-бытовых помещений, будет состоять из двух комнат на 3—4 человека или из одной комнаты на 6—8 человек.
     Предполагается подготовить к заселению контрактниками соответственно 420 и 333 общежития. Общие затраты на создание жилищного фонда для бесквартирных несемейных военнослужащих составят более 13 миллиардов рублей в ценах I квартала 2003 года. Но хватит ли их сегодня, чтобы дать всем контрактникам крышу над головой? И вообще, в полном ли объеме будут реализованы эти средства? Например, Сухопутным войскам в 2004 году предстояло получить на строительство 7,5 миллиарда рублей. В действительности им выделили на 400 миллионов меньше. А с учетом инфляции дефицит превысит 4 миллиарда рублей. Вот почему даже дополнительно выделенные два миллиарда не покрывают всех затрат на обустройство солдатских общежитий.
     Может быть, поэтому в контрактники нередко идут люди, которых в народе метко окрестили «перекати поле». Не в этом ли причина большой текучести кадров среди солдат, проходящих службу по контракту. Она свидетельствует, что связать судьбу с Вооруженными Силами желает пока не лучшая часть молодых людей, а, скорее те, кто по разным причинам не нашел места в гражданской жизни.
     Конечно, с экономической точки зрения государству было бы выгодней сохранять призыв и не экспериментировать в таких масштабах с контрактом. Но прежняя система комплектования перестала отвечать требованиям дня, появились обоснованные опасения, что после 2005 года она уже не обеспечит полную укомплектованность кадрами военной организации государства. «Причин тому, – указывают военные аналитики, – несколько: это и нехватка призывных ресурсов, и достаточно либеральное законодательство, позволяющее призывать лишь около 9,5 процента состоящих на воинском учете юношей».
     По Закону СССР «О всеобщей воинской обязанности» 1968 года существовало 9 оснований для освобождения молодых людей от службы или отсрочки их призыва. С 1993 до 1997 года законодатели удвоили количество оснований. А ныне есть уже 26 законных причин не идти в армию. Тот, кто не находит ни одной, штудирует книжку с провокационным названием: «100 способов откосить от армии».
     Шестнадцать лет назад от призыва освобождали каждого десятого, состоявшего на воинском учете. Десять лет назад – каждого пятого. В прошлом году – каждого четвертого! Но и это еще не все. Из тех, кого призвали на срочную службу в 1988 году, годными без ограничений по состоянию здоровья были 96 процентов, в 1996 году – 58,3 процента, в 2002 году – только 46,8 процента.
     Между тем с 2005 года Россия начнет падать в демографическую «яму» и к 2010 году достигнет ее максимальной «глубины». Рождаемость представителей «сильной половины человечества» сокращается. По данным Госкомстата, если в 1988 году родилось более 1,2 миллиона мальчиков, то в 1995 году – только 0,7 миллиона. С учетом демографического, политического и социального факторов перспектива укомплектованности Вооруженных Сил РФ военнослужащими срочной службы на период до 2012 года неутешительная. Если оставить без изменения систему призыва на срочную службу, то в 2008 году место каждого четвертого срочника в строю окажется пустым, в 2010 году – каждого третьего, а в 2012 году – каждого второго. Есть только один способ сохранить строй защитников Отечества полным – смешанный принцип комплектования частей и соединений: по призыву и по контракту.
     Изменения в системе комплектования Вооруженных Сил порождают еще одну проблему - накопления мобилизационного резерва. Эксперты полагают, что его размер и степень готовности позволят быстро усилить Вооруженные Силы в случае, если действия по сдерживанию или пресечению вооруженного конфликта силами постоянной готовности мирного времени не дадут положительных результатов. В связи с переходом к контрактной службе не возникла необходимость разрабатывать новую систему подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов.
     По мнению Сергея Иванова, ситуация с призывом в российские Вооруженные Силы улучшается. По объективным данным, количество лиц, уклоняющихся от военной службы, постепенно сокращается, за последние три года примерно на 30 процентов. Но в ряде частей постоянной боевой готовности, прежде всего дислоцирующихся в Северо-Кавказском регионе, служить будут только профессионалы.
     «Планы комплектования известны: мы будем увеличивать количество частей, состоящих полностью из контрактников на должностях солдат и сержантов, – подчеркивает министр обороны. – В 2005 году число солдат и сержантов, служащих в Российской армии по контракту в рамках ФЦП, достигнет 50 тысячи человек. ФЦП по переводу Вооруженных Сил на контрактную основу должна быть завершена к концу 2007 года».
     Сейчас Вооруженные Силы России насчитывают 1,2 миллиона человек. Из них службу по контракту проходят примерно 140.000 человек. К 2008 году, то есть к окончанию реализации Федеральной целевой программы, их общая численность возрастет почти до 300.000 человек.
     К тому времени должен измениться социальный портрет солдата-контрактника. Современное оружие, новая военная техника требуют, чтобы их обслуживали профессионалы, имеющие соответствующую специальную подготовку. И если сегодня контрактник – это часто вчерашний недоучившийся срочник, человек без основательного образования и гражданской специальности, то завтра для него будет обязательным полное среднее или среднее техническое образование и желание его продолжать во время или после службы в армии. Государство предоставит соответствующие социальные гарантии. Впереди у нас три года. Всего три года, распорядиться которыми надо умело и ответственно.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex