на главную страницу

3 Декабря 2004 года

Профессионал

Пятница

Заградотряды не предвидятся

Юрий БЕЛОУСОВ.



«Довожу до вашего сведения, что гвардии рядовой контрактной службы Смыков В.С. за время прохождения службы в войсковой части зарекомендовал себя с отрицательной стороны… Неоднократно совершал грубые дисциплинарные проступки, самовольно покидал место службы. На критику реагирует болезненно. Выводов не делает. Программу боевой подготовки освоил неудовлетворительно. В строевом отношении подготовлен слабо. При подготовке к совершению прыжков с парашютом из самолетов ВТА проявил трусость. От выполнения боевой задачи в условиях вооруженного конфликта отказался.
Командир войсковой части гвардии подполковник А. Назарян».

     Это лишь выдержка из развернутой характеристики на бывшего контрактника, поступившей из Пскова в адрес военного комиссара Свердловской области.
     В военкомате из случившегося далеко идущих выводов делать не стали.
     – А зачем? – задается вопросом начальник отделения (пункта набора граждан на военную службу по контракту) подполковник Евгений Сороковский. – В контексте изложенного наша вина не просматривается. В характеристике оцениваются сугубо профессиональные и служебные качества военнослужащего по контракту, которые из-за специфики отбора кандидатов в рамках типового собеседования никак не проявляются. Склонность к общевоинской деятельности или ее отсутствие выявляются уже там, на месте, в части. Другое дело – моральные и психологические качества наших ресурсов. Но, к счастью, подобные случаи в практике военных комиссариатов нашей области – явление редкое. Потому что требования к кандидатам на службу по контракту мы предъявляем достаточно жесткие.
     Что и подтверждают другие, более многочисленные примеры. Так, из состава 42-й гвардейской мотострелковой дивизии вернули лишь пять «волонтеров», уволенных по статье «Несоблюдение условий контракта». Из них один с ясной формулировкой: за употребление спиртных напитков. Остальные – без письменного объяснения причин со стороны командования. Оказывается, бывает и такое.
     В то же время военком Свердловской области генерал-майор Александр Кудрявцев не исключает, что сквозь сито проводимого в области отбора на военную службу по контракту в войска могут «просочиться» и люди ненадежные.
     – К нам на собеседование, – поясняет Александр Николаевич, – приходят и судимые, и имеющие приводы в милицию, и просто профессионально не пригодные к службе. Если представить все в цифрах, статистика такова: почти 26 процентов граждан мужского пола не могут быть приняты на военную службу по морально-деловым качествам. Каждый девятый из обратившихся к нам привлекался к суду. Каждый двенадцатый - к административной ответственности. Каждый двадцатый состоит на диспансерном учете. Встречаются и такие, кто не служил ранее в армии по причине… уклонения от военной службы. Теперь, видимо, жизнь так прижала, что даже армия мила стала.
     С негодными, разумеется, можно проститься в самом военкомате. Но в Свердловской области очереди из достойных кандидатов в «волонтеры» не наблюдается. Основных причин тому, по мнению подполковника Сороковского, две. Первая – финансовая. Средний размер денежного довольствия военнослужащих по контракту из расчета 6.200—6.800 рублей в месяц для жителей Свердловской области стимулом к добровольной службе не становится. Согласно официальным данным, средняя заработная плата свердловчан по состоянию на 1 октября 2004 года (с учетом выплат социального характера гражданам мужского пола в возрасте от 20 до 35 лет) составила 7.387,9 рублей. По предварительным данным, в будущем году она может подняться до 9.000 рублей. Понятно, что в таких условиях приглашать добровольцев в воинской строй очень непросто.
     Еще в 2003 году в масштабе Свердловской области среди граждан - потенциальных кандидатов на службу по контракту был проведен мониторинг по одному лишь вопросу: какая сумма денежного довольствия устроила бы воина-контрактника? Уже тогда в ответах речь шла об 11—14 тысячах рублей.
     Жилищная проблема, по словам подполковника Сороковского, - второй по значимости сдерживающий фактор притока граждан на военную службу по контракту.
     – Ради выполнения наряда, – рассуждает подполковник Сороковский, – можно было бы при беседе с потенциальными контрактниками приукрасить действительность, обрисовать радужные перспективы. Но мы на это не идем. Говорим только правду.
     В то же время, по мнению офицера, уже сегодня пора серьезнее противостоять тому, что ведет к потерям. Государство направляет немалые средства на работу с новоявленным контрактником: на медосмотр, выдачу обмундирования, проезд к месту службы, командировочные расходы сопровождающему офицеру, на организацию питания, проживание. Между тем «волонтеру» идея быть военным может разонравиться в любой момент. Меняя свое решение, он никакого, даже административного, наказания не несет. Причиненный им ущерб не возмещается, механизм регулирования индивидуальной ответственности не существует. При расторжении одного контракта, может быть, вред и не столь уж велик. Но в масштабах реализации Федеральной целевой программы потери могут быть весьма существенными.
     Мы, как говорится, только начинаем. Есть еще время, что называется, на ходу вносить вызревающие коррективы и уточнения.
     Главное – делать все с пониманием, что иного пути нет: выполнить программу мы обязаны. Причем выполнить достойно.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex