на главную страницу

3 Декабря 2004 года

Пятница

Ректор Татарстанского республиканского отделения Международной педагогической академии профессор Игорь НИКИТИН: Солдат и студент. В одном лице

Записал Виталий ДЕНИСОВ.



     24 сентября публикацией «Станет ли солдат студентом?» ректор МГТУ им. Н.Э. Баумана Игорь Федоров открыл «круглый стол» по животрепещущей проблеме, которая требует кардинального решения. А потому обсуждение по ней не должно оставаться в рамках академического круга. Заявление министра обороны Сергея Иванова о критическом состоянии призыва в армию молодежи весенне-осеннего призыва текущего 2004 года подводит временную черту дебатам по данному вопросу. Срочно нужно оптимальное решение.
     Отвечая на вопрос «Станет ли эффективным рычагом привлечения молодежи в армию реализация права на высшее образование за государственный счет?», Игорь Федоров приводит очень интересные данные о том, что крайне мало ребят после армии идут в вузы (один уволенный в запас на 18 тысяч абитуриентов). И это несмотря на льготу по зачислению. И здесь же делается вывод о причине: главная преграда на пути большинства вчерашних солдат в вуз – нехватка знаний. Позволю себе не согласиться. Не нехватка знаний мотивирует отказ от даже льготного поступления в вуз, а временное несоответствие данной льготы. Льгота должна работать с момента призыва в Вооруженные Силы, а не после увольнения в запас. Физиология высшей нервной деятельности человека требует непрерывности образовательного процесса: детский сад – школа – вуз – поствузовское образование. Наиболее критическим периодом в процессе образования является возраст молодого человека - от 17 до 20 лет. Даже полугодовой перерыв в образовательном процессе приводит в большинстве случаев к потере естественного желания - продолжать образование и, более того, часто сопровождается синдромом испуга в безнадежном отставании в знаниях от сверстников и заниженной оценки собственной образованности на момент ухода в армию и после демобилизации. Отсюда и возникают сомнения о целесообразности продолжения образования.
     В свою очередь армия, являясь мощной жизненной школой, в течение уже первого года службы воспитывает в молодом человеке самостоятельность, умение принятия волевых решений, ответственность за себя и окружающих. При этом юноши получают совокупность навыков управления сложной боевой техникой, осваивают психологию поведения в коллективе и элементы управления коллективом для решения поставленной задачи. Вся эта совокупность навыков и умений, которые кажутся самодостаточными на фоне вышеупомянутого синдрома собственной неполноценности в образовании, объясняет отсутствие мотивации поступления в вуз даже при наличии льготы.
     Однако именно эта льгота наиболее привлекательна для молодежи в момент завершения школьного образования, а не по завершении срочной службы. Социологический опрос абитуриентов, не прошедших в вузы по конкурсу, дает поразительные результаты. Трое из пяти несостоявшихся студентов, включая девушек, при конкурсе шесть человек на место согласны идти на срочную службу в армию при условии немедленного зачисления в вуз на дистанционное отделение по очной форме за госбюджет по избранной специальности. Вот вам и мобилизационный резерв и основа интеллектуализации рядового состава. Солдат и одновременно студент-первокурсник – это решение, которое может удовлетворить все три заинтересованные стороны: государство в лице армии в части исполнения молодыми россиянами своего конституционного долга по защите Отечества, самих молодых людей в части реализации права на образование и, наконец, родителей новобранцев в части адресной социальной помощи на образование из армейского бюджета.
     Совмещение срочной службы с гражданским образованием за государственный счет в дистанционной форме (информационно-коммуникационной) может составить основу мотивации для сверхсрочной службы вплоть до окончания высшего учебного заведения по избранной гражданской специальности. Здесь возникает другой вопрос: а готова ли высшая школа к такому сотрудничеству с Вооруженными Силами? Есть ли у нее эффективные информационно-коммуникационные образовательные технологии и соответствующие учебные продукты по основным специальностям?
     Минвуз уже не первый год выдает лицензии на право ведения дистанционного обучения целому ряду вузов России. И не пора ли апробировать эту современную технологию в условиях армейской жизни, сделав ее привлекательнее для нынешней молодежи.
     Перспективность нашего предложения очевидна и не предполагает сокращения отсрочек от призыва на период обучения.
     Прав Игорь Федоров: ликвидация отсрочек от призыва – тема весьма болезненная, а упомянутый законопроект отлеживается в Госдуме в качестве бомбы до 2007 – 2008 гг. - до думских и президентских выборов, нацеленной на подрыв доверия к власти и государству, якобы не обеспечивших конституционные права молодежи.
     Настоящее предложение, думаем, устранит почву для политических «шоу ужасов», а восстановление непрерывности образовательного процесса исключит риск уменьшения и феминизации профессионального, кадрового потенциала страны.
     Каковы будут мнения педагогической общественности и в первую очередь кадровых военных?


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex