Перейти на главную страницу

4 Декабря 2004 года

Азимут

Суббота




На связи - Санкт-Петербург

    Гость клуба

    В ноябре Военная академия связи отметила 85-летие. О том, чем живет этот вуз сегодня, о его уникальной истории, нашему корреспонденту Олегу Починюку рассказал начальник академии генерал-майор Александр КРЕМЕНЧУЦКИЙ.

    - Александр Лазаревич, позвольте в вашем лице поздравить коллектив академии с 85-летием! Хотя, насколько мне известно, ее исторические традиции имеют более глубокие корни.

    - Спасибо за поздравление. Действительно, исторические корни у нас более глубокие, так как мы не без основания считаем себя преемниками Технического гальванического заведения, организованного в городе на Неве в середине XIX столетия. В нем проводилась подготовка военных специалистов-электриков для телеграфных частей и других электротехнических подразделений.
    8 ноября 1919 года на базе этого учебного заведения была создана Высшая электротехническая школа командного состава РККА. Именно эта дата стала официальным днем образования Военной академии связи. Сегодня наша академия известна не только в России, но и далеко за ее пределами. Всего в этих стенах было подготовлено свыше 32 тысяч офицеров для Вооруженных Сил, других силовых министерств и ведомств. Диплом Военной академии связи получили свыше 3 тысяч представителей из более чем 20 стран Европы, Азии, Африки и Латинской Америки.

    - Какова организационная структура академии?

    - Академия сегодня – это 27 кафедр, располагающих уникальной материально-технической базой. В учебно-лабораторных корпусах, расположенных на Суворовском и Тихорецком проспектах Санкт-Петербурга, смонтировано более 1.000 образцов техники связи, автоматизации и специальной техники.
    Подготовка офицеров осуществляется на пяти факультетах очного обучения, факультете заочного обучения и факультете переподготовки и повышения квалификации. Для иностранных военнослужащих существует специальный факультет. Учебный процесс организован и проводится по новым учебным планам и программам, которые соответствуют жестким требованиям государственных стандартов высшего образования.

    - Сейчас одна из злободневных проблем военно-учебных заведений – кадровая. Удается ее решать?

    - Профессорско-преподавательский состав – наш золотой фонд. У нас трудятся 5 заслуженных деятелей науки, 18 заслуженных рационализаторов и изобретателей, 7 лауреатов Государственной премии, премий Правительства РФ и Министерства обороны РФ, 51 профессор, 191 доцент, 45 докторов и 358 кандидатов наук.
    Стремимся создавать им условия не только для преподавательской, но и для научной и изобретательской деятельности, активного участия в инновационных процессах. Располагая высоким научным потенциалом и технической базой, академия успешно решает задачи по разработке и совершенствованию системы связи ВС РФ. Проводятся фундаментальные поисковые и прикладные исследования в области дальнейшего развития системы связи и войск связи, информационных инфраструктур силовых министерств и ведомств, а также инфраструктур общего назначения. Практическая реализация результатов теоретических и экспериментальных исследований осуществляется в ходе выполнения НИОКР совместно с ведущими отечественными производителями оборудования и комплексов средств связи.

    - Можно ли привести примеры такого сотрудничества?

    - Это, в частности, работы по созданию перспективных подвижных комплексов и средств военной связи, которые успешно применялись и применяются для организации связи в Чеченской Республике. Специалисты академии сопровождали новейшие разработки на всех этапах – от идеи до воплощения в металл и внедрения в войска. В кратчайшие сроки в условиях боевых действий был осуществлен ввод в опытную эксплуатацию комплекса средств связи и автоматизации тактического звена управления. За разработку предложений по внедрению новых средств радиосвязи в войска в боевых условиях, храбрость и отвагу, проявленные при исполнении воинского долга, группа специалистов награждена орденами и медалями.
    Достаточно сказать, что на протяжении последних десяти лет академия неизменно занимает ведущие позиции в Министерстве обороны РФ по изобретательской, рационализаторской и патентно-лицензионной работе. За этот период получено более 250 патентов на изобретения, свыше 80 из которых внедрены в промышленность или реализованы путем заключения лицензионных договоров с другими организациями.
    За последние четыре года изобретения академии отмечены более чем 30 высшими международными наградами, в том числе тремя Гран-при, 12 золотыми и 15 серебряными медалями выставок «АРХИМЕД» (Москва), «GENIUS» (Венгрия), «INNOVACJE» (Польша), «Неделя высоких технологий» (2003, Санкт-Петербург). Среди авторов изобретений, отмеченных высокими международными наградами, ведущие изобретатели академии С. Бушуев, И. Самуйлов, Б. Сосунов, Н. Фитенко, В. Чернолес и другие.

    - Курсанты тоже подключаются к этой работе?

    - Конечно. В числе соавторов изобретений есть и курсанты. Например, А. Жиляков, А. Перевязкин. Мы помогаем творческой личности реализовать свой потенциал. Сама атмосфера в академии пробуждает интерес к передовым технологиям, изобретательской деятельности и патентной работе.
    Сегодня постоянно меняющиеся средства связи и новые технологии требуют от наших выпускников не просто солидного багажа знаний и навыков, но и умения заглянуть в день завтрашний, активно внедрять передовые подходы в эксплуатации и обслуживании все более сложной техники. Современный инженер не может топтаться на месте, поэтому наша задача – привить умение работать самостоятельно, нестандартно мыслить, решать сложные технические и иные задачи на широком спектре должностей. Кстати, совсем недавно свои лучшие качества продемонстрировали курсанты С. Кузнецов, О. Лаура и И. Петрин, которые в ходе отборочного тура в Москве стали стипендиатами фонда В. Потанина.

    - В беседах со слушателями и курсантами убедился, что в академии созданы условия для художественного творчества, занятий спортом.

    - Мы должны воспитывать гармонично развитую личность. Само расположение академии в Санкт-Петербурге с его широко известными музеями и театрами создает все условия для расширения культурного кругозора. У нас богатая библиотека, хорошая самодеятельность и команда КВН. Недавно успешно сдали проверку спортивно-массовой работы комиссии Министерства обороны РФ. Физическая закалка – непременное качество офицера-связиста. Для его развития у нас имеется современная спортивная база. За последние годы в академии подготовлены 6 мастеров спорта международного класса, 6 мастеров и 37 кандидатов в мастера спорта.
    На базе академии в 2002 году прошла Первая Всероссийская военно-историческая олимпиада среди команд курсантов военно-учебных заведений Вооруженных Сил РФ. В ней участвовали 24 команды из 22 военных вузов. В итоге наша команда заняла первое место, а в конкурсе на звание «Лучший эрудит Российской армии» курсант В. Полинский занял второе место.
    Наших выпускников с полным основанием можно назвать офицерами XXI века – они обладают суммой знаний и навыков, позволяющих решать самые сложные задачи по обеспечению связи.
    

На снимках: начальник Военной академии связи генерал-майор Александр КРЕМЕНЧУЦКИЙ; здание главного корпуса.

Поле для программиста


    Не пройдет и года, как курсант Иван Петрин и его сослуживцы по учебной группе получат сразу два диплома. Один по основной специальности – математическое и программное обеспечение АСУ, а второй – переводчик в профессиональной сфере коммуникаций. Конечно, учебная нагрузка в связи с этим заметно выше: в неделю 12–14 часов занятий по английскому языку с тремя преподавателями (полгода назад их было даже четыре). Но без этого, как считает Иван, сегодня нельзя.
    – Нужно быть в курсе современных достижений, поэтому иностранный язык – насущная необходимость. Хотя главное – основная специальность, она открывает дорогу к офицерской службе, – говорит он.
    Курсант Петрин — потомственный военный. Отец, Владимир Гаврилович, полковник, после увольнения в запас продолжает работать в одном из НИИ Министерства обороны. Многие одноклассники Ивана были удивлены: золотой медалист гимназии № 16 города Мытищи решил поступать не в московский вуз – благо, выбрать было из чего, а поехал в Сант-Петербург, да к тому же избрал профессию военного. Вспомните, пять лет назад карьера офицера отнюдь не представлялась заманчивой.
    - В Военной академии связи (тогда это был университет) нашел ту специальность, которую и искал, - вспоминает Петрин. – Теперь, спустя четыре с лишним года, могу сказать, что не ошибся. Особенно радует то, что сейчас и в Министерстве обороны уделяют все больше внимания разработке собственных высокотехнологичных систем программного обеспечения – здесь практически непаханое поле.
    Несмотря на то что и на «гражданке» такие специалисты в цене, он твердо нацелен продолжать службу. Не только потому, что считает необходимым отдать долг – государство вложило в его подготовку как профессионала немалые средства, и их надо обязательно возвратить. Ему кажется более интересной и перспективной именно военная стезя. Опять же — семейные традиции.
    …Недавно курсант Иван Петрин удостоился благодарности министра обороны РФ, стал стипендиатом фонда В. Потанина. Это не только еще одно признание успешного овладения будущей профессией, но и стимул для того, чтобы с хорошим настроем окончить академию.
    До выпуска решили создать и опубликовать в Интернете собственную страницу учебной группы, чтобы через нее поддерживать связь друг с другом. Руководит этим непростым проектом курсант Андрей Пищулин. Получится? «Обязательно! – уверен Петрин. – Иначе у нас, математиков-программистов, и быть не может…»
    

На снимке: курсант Иван ПЕТРИН.
 ||  Олег ПОЧИНЮК, «Красная звезда».



«Тебя забыл...»


    Литературная гостиная





    Уроженец Подольска Олег Пчельников лейтенантом стал совсем недавно. Сегодня он служит в бригаде охраны заместителем командира стрелковой роты по воспитательной работе. Заочно учится в аспирантуре кафедры политологии, социологии и культуры Московского государственного областного университета. А еще этот молодой романтичный человек пишет стихи.




    Я сбросил пелену с моей души.
    Я снова стал свободным, словно ветер.
    Могу теперь влюбляться и грешить,
    Не вспоминая ни о чем на свете.
    Моя душа пробилась сквозь туман,
    В котором я так долго находился.
    Увидел вдруг я чар твоих обман.
    Тебя забыл и в жизни растворился.
    
* * *

    Молодой офицер целовал ваши пальцы,
    Обещал вас любить и носить на руках.
    Танцевали вы с ним под мелодии вальса,
    И закат догорал в золотых облаках.
    Но судьбы вы иной для себя пожелали.
    Вам хотелось чего-то иного. Чего?
    Идеал не нашли. Ваша юность сбежала.
    Где найти офицера теперь своего?
 ||  Фото Александра ЮРКОВА.



Смешались в кучу кони, танки…

    На привале

    Было это в конце прошлого века. Одна из наших учебных групп вернулась со стажировки и оказалась перед фактом – надо сдавать «Военную историю», причем сразу в «диплом». Ребята за время длительного отсутствия успели все или почти все благополучно позабыть и довольно-таки мало разбирались в истории, несмотря на незатейливость этого предмета. Попытка уговорить преподавателя перенести экзамен на потом не увенчалась успехом. Профессор заявил, что сдавать будут все и что ему решительно наплевать на «чьи-то командировки, ходатайства и т.д.».
    И вот одному курсанту достается билет, в котором он знает ответ только на третий вопрос: об изменениях в составе армии в начале и конце Великой Отечественной. Изменений было много, но курсант твердо запомнил одно: в резерве армии был конный корпус в начале войны, а к концу его заменили на какой-то другой, то ли танковый, то ли механизированный. Далее следует его рассказ от первого лица…
    «…Кое-как проблеяв первые два вопроса (а хотелось «пятерку», так как маячил красный диплом), я решаюсь идти ва-банк. Вот, говорю, командование наше крупно ошиблось в конце войны, махнув конников на танки. Полковник К., сидевший весь мой ответ, как нахохлившийся сыч, встрепенулся – надо же, курсант изволит мыслить и даже делать выводы! «Поясните, молодой человек!» - говорит он.
    Ну а я, в глубине души оставив надежду сдать хотя бы на «хорошо», вещаю и вещаю только для того, чтобы побольше занять времени «в эфире». Как же, говорю, даже несведущим в тактике людям ясно, что конница - это натиск, маневр. Армады лошадей вытаптывают посевы, сжирают зерно, им не нужны ни снаряды, ни бензин. А танк? Соляра кончилась, снарядов нет, а болото впереди - все, приехали! И так далее… Бодро оттараторив в том же духе, завершаю мысль тем, что если у Жукова в резерве была бы конница, взяли бы мы Берлин на неделю раньше.
    И тут повисает пауза. К. медленно краснеет, я уже готовлюсь дать деру в коридор, если что. Вдруг он, грохнув кулаком по столу, возопил: «А я им, таким сяким, говорил, что рано списывать кавалерию в запас! А они мне – танки, танки…»
 ||  По материалам Клуба ВИИЯ подготовил Алексей ВЕНЦЛОВСКИЙ.


    



    21. Екатерина.
    1985 г. р. Лев.
    Я студентка третьего курса Санкт-Петербургского государственного университета. Окончила музыкальную школу по классу фортепьяно. Люблю классическую музыку, рок. Равнодушна к попсе. В свободное время занимаюсь в тренажерном зале, хожу в бассейн, люблю петь.
    С большим уважением отношусь к людям в погонах. Среднюю школу окончила в г. Заозерске Мурманской области. Папа мичман Сергей Иванович Черников, в 1989 году погиб на атомной подводной лодке «Комсомолец».



Боя гул и блеск награды

    Традиции

    Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. В справедливости этого крылатого выражения пришлось убедиться, когда побывал в зале Воинской славы России при Военной академии связи. Ожидал увидеть стенды, в лучшем случае нехитрые экспонаты на армейскую тему – экспозиция представлялась вполне стандартной. К тому же в академии есть прекрасный музей – какая может быть «изюминка» при такой конкуренции? Однако увиденное поразило. Причем не только меня: тут бывали и члены Совета Федерации, и депутаты Государственной Думы, и иностранные делегации, и другие посетители, оставившие благодарственные отзывы. Что же тут особенного?
    Когда-то это был ничем не занятый довольно просторный простенок на территории кафедры военной истории. Конечно, можно было пойти по привычному пути: разместить стенды соответствующей тематики и считать задачу выполненной. Но на кафедре решили реализовать сверхидею – создать уникальный зал Воинской славы России. «Виноват» в этом и Сергей Васильевич Матюшин. Судьба свела его, известного петербургского коллекционера наград, военной формы и атрибутики, с офицерами кафедры военной истории. За полвека Матюшин собрал прекрасную коллекцию, которая и легла в основу создаваемого зала, перекочевав из квартиры.
    Когда знакомился с экспозицией, невольно «изобрел» термин - информационная насыщенность квадратного метра. Не случайно она здесь предельно высокая: все до мелочей продумано, с тем чтобы как можно полнее познакомить посетителей с историей ратной славы России. Ордена и медали, начиная с петровского Андрея Первозванного, причем большинство представленных наград – подлинные. Обмундирование: опять же начиная с лаптей и шлема – экипировки служивых людей далекого прошлого и заканчивая фронтовой гимнастеркой и формой послевоенных лет. Отдельные витрины знакомят со знаками различия, любопытными экспонатами, рассказывающими о быте русской армии.
    Прекрасно оформлены стенды, рассказывающие о Днях воинской славы. В контексте всей экспозиции информация воспринимается совсем по-иному: эмоциональнее, ярче, лучше запоминается. Тем более что бывают в зале Воинской славы не только слушатели и курсанты академии. Часто сюда приходят и кадеты специально созданных для подготовки абитуриентов кадетских классов средней школы № 145, да и других подшефных школ – их свыше сорока. Приходят сюда и студенты, гости академии.
    Как рассказал начальник кафедры полковник Виктор Деньжонков, в планах – создание второго зала, посвященного современной истории Вооруженных Сил России. Новая экспозиция станет логичным продолжением существующей.
    …Когда заканчивал осмотр, обратил внимание на две изящные рюмки рядом с офицерскими эполетами XIX века. Сергей Васильевич тут же рассказал о любопытной традиции в русской армии. При получении первого офицерского звания новоиспеченному офицеру выделялся денщик. В его обязанности входило, в частности, менять почерневшие от времени погоны. Делать это приходилось довольно часто: тканевая основа выбрасывалась, а сам вышитый золотом эполет (погоны) – в шкатулку. Уходит офицер в отставку – шкатулка полна. Ее содержимое отдавали ювелиру, и он отливал две золотые стопки: левого и правого плеча. И до конца своих дней офицер пил только из «своих» стопок, вспоминая аромат прекрасных дам и запах конского пота, гул казармы и ауру офицерского собрания, привкус пороха и пыли… Впрочем, подобных историй у такого знатока, как Матюшин, немало. А уж благодарных слушателей – и подавно.
    

На снимке: экскурсию с курсантами проводит заведующий залом Воинской славы Сергей МАТЮШИН.
 ||  Олег ПОЧИНЮК, «Красная звезда».



Четверо в «лодке», не считая жюри


    В десятку!

    Много событий произошло на проекте за последнее время. По итогам голосования остались только четыре участника, которые сейчас изо всех сил «дерут когти». Однако они не только усердно репетируют и готовят сольные номера, но и активно проводят свободное время, которого у них не так уж и много. Некоторое время назад, например, «народным артистам» предложили нагрянуть в гости к «фабрикантам». «Народные» отнеслись к этой идее с юмором и интересом, а вот «полуфабрикаты» - с тревогой и настороженностью. Тем более когда им сообщили, что участники конкурирующей программы поживут с ними недельку: «Здрасьте, всю жизнь мечтали…» Появление в «звездном доме» «народных» повергло в шок «фабрикантов», тем более что гости с порога стали сразу осматриваться и приглядываться, где бы им поудобнее расположиться.
    Но скоро все стало на свои места. Оказалось, что «народные» пришли в гости с дружескими намерениями и не с пустыми руками. Они принесли подарки, в том числе «пальму-осьминога», с добрыми пожеланиями участникам «Фабрики звезд». Мне особенно запомнилось пожелание Юрия Игнатова своей землячке Елене Кукарской: «Я был рад видеть тебя на «Фабрике» так, как радовался бы за себя: Тюмень, Россия forever!»
    Но как бы ребята друг другу ни улыбались, все равно они конкуренты и каждый считает себя лучше другого. И чтобы доказать, кто хозяин на ТВ, ребята решили продемонстрировать свои музыкальные способности. Дуэты «народных» и «полуфабрикатов», на мой взгляд, получились интересными и органичными. Одно из ярких выступлений – Паулины Дмитренко и Ирсен Кудиковой. Девушки исполнили песню Кристины Агилеры, вышло более чем супер. Паулина показала свое мастерство в вокале, а Ирсен - в игре на саксофоне. В конце «звездного» концерта ребята исполнили гимны двух государств. И мило распрощавшись, «народные» вернулись восвояси.
    Конечно, поклонники обоих реалити-шоу пришли в легкое замешательство, когда узнали о такой встрече. Но, на мой взгляд, это правильно, ведь у конкурсантов много общего, а главное – общая мечта стать звездой. Поэтому им надо поддерживать друг друга.
    Уходя со сцены, выбывшие из проекта ребята не отчаиваются. Они рады, что им был предоставлен шанс заявить о себе. И вообще это большая удача, что среди тысяч желающих попасть на телевидение выбрали именно их. Дома их ждут родители, друзья и многочисленная армия поклонников. Например, белорусы не успели войти в привычный ритм жизни на родине, как их тут же стали атаковать поклонники. Дарья Уризченко приехала домой уже «звездой». На улицах ее узнавали, брали автографы и делали комплименты.
    Но чего ей стоил этот музыкальный марафон! Суровые диеты, смена образа, бесконечные репетиции. Даша похудела аж на шесть кило! При этом она ничего не ела, и, возможно, поэтому ей не хватило просто физической силы сражаться за победу. Хотя у девушки много качеств, нужных настоящему артисту. Она, по мнению судей, была самой неординарной участницей. Как говорит сама Дарья в своем интервью: «Возможно, моя неординарность меня и погубила. Наверное, нужно было быть спокойней и рафинированней…»
    Впрочем, на проекте еще остался ее земляк Руслан Алехно. Но, как ни странно, Дарья болеет за Евгения Анишко из Киева. Она очень крепко сдружилась с парнем. Может быть, поэтому считает сильным вокалистом. Но это ее личное мнение, которое не обязательно совпадет со зрительским.
    Борьба обостряется. Остаются сильнейшие претенденты на звание «народный артист». Я больше симпатизирую Паулине Дмитриенко. Бойкая харьковчанка уверенно пробивается к финалу. Она молодец, несмотря на все препоны, пытается показать людям свой талант. Старается изо всех сил, и это хорошо видно, только вот судьи, на мой взгляд, не очень справедливы к ней, даже на одном из концертов довели ее до слез. Конечно, принципиальность в оценках необходима, но не жестокость. Складывается впечатление, что судьи хотят, чтобы девушка ушла из шоу, либо они думают, что таким образом подготовят Паулину к еще более жесткой конкуренции.
    Еще одна участница покинула проект - Юлия Вдовенко. Любовь судей ей не помогла, телезрители все решили иначе, и я считаю, что правильно. Уж слишком, на мой взгляд, она не вписывалась в имидж «народного артиста». Как видим, исход борьбы за это звание зависит не от жюри. А все решаем мы, телезрители. Ребятам мы можем пожелать только удачи и терпения!

Анекдоты школяра

    
* * *

    Идет экзамен. Курсанты пишут ответы в экзаменационных листах. Профессор, прохаживаясь по рядам, вдруг видит курсанта, который обложился учебниками, справочниками и бодренько сдувает все ответы. Ничего не сказав, преподаватель садится на место и ждeт звонка. Звонок. Все кладут листы на преподавательский стол. Последним подходит тот самый.
    - А у вас, милейший, работу я не приму. Вы списывали!
    Курсант: «Да вы знаете, кто я?»
    Преподаватель, смутившись: «Нет!»
    Курсант грозно: «Повторяю, знаете, кто я?»
    Преподаватель удивленно: «Н-нет, а кто?!»
    Курсант: «Вот и чудненько!» Ловко суeт свой лист в середину стопки и стремительно убегает.
    
* * *

    Перепуганный курсант на экзамене, держа листочек с написанным ответом: «П-п-профессор, а... а писло чесать?» Профессор ехидно: «Ну чеши, коль поможет...»
    
* * *

    Курсант решил блеснуть знанием английского языка. Заходит в буфет и говорит: «Кофе энд булочка. Ничего, что я по-английски?»
 ||  Дежурный по клубу Андрей ГАВРИЛЕНКО.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex