на главную страницу

7 Декабря 2004 года

Национальный интерес

Вторник

ОХ, ЯПОНА-ЕЖ...

Или как бороться с судами-«оборотнями»

Владимир МОХОВ, «Красная звезда».
Материал подготовлен при содействии ЦОС ФСБ России.



Незаконный промысел водных биологических ресурсов (ВБР) в территориальном море и исключительной экономической зоне России и их контрабандные поставки в Японию приобрели характер полной вседозволенности. Такой вывод содержится в материалах российской части Российско-японской комиссии по урегулированию претензий, связанных с рыболовством (г. Токио), поступивших в адрес руководства Федерального агентства по рыболовству, Пограничной службы ФСБ РФ и МИД.

     Вседозволенность эта наблюдается как в процессе лова, перегруза ВБР на море, так и в ходе транспортировки добытого краба, морского ежа, лососевых в японские порты. Туда словно магнитом тянет промысловые суда как под российским флагом, так и под флагами третьих стран – Белиза, Гондураса, Камбоджи…
     Наши дипломаты увязывают это с несовершенством существующей в России системы контроля за морским промыслом, а также более чем либеральным отношением со стороны японских властей к заходам так называемых транспортных судов в свои порты и выгрузкам российских ВБР, добытых браконьерским образом.
     Что характерно, японская сторона и не думает скрывать масштабы браконьерского лова и контрабанды морепродуктов из России. Скажем, только за три месяца нынешнего года, по официальным данным японской таможенной статистики, из нашей страны в Японию ввезено 1.906 тонн морского ежа. Основные поставки осуществлялись из акватории Южных Курил в порт Ханамаки
     (г. Нэмуро). При этом распоряжением Правительства РФ общий допустимый улов (ОДУ) морского ежа в Южно-Курильской зоне и Восточно-Сахалинской подзоне территориального моря России был определен в объеме 1.294 и 63 тонны соответственно.
     Кстати, информация о превышении ОДУ в 1,3 раза поступила на Лубянку и от российского посла в Японии А. Лосюкова. И она явно не стыковалась с убаюкивающими данными ФГУ «Сахалинрыбвод», основанными на суточных судовых донесениях, направляемых капитанами промысловых судов. Если верить этим донесениям, освоение квот за первое полугодие нынешнего года составило всего 217,89 и 12,77 тонны соответственно.
     Кроме того, в больших объемах (по 50-100 тонн единовременно) осуществляется ввоз живого и свежего краба в порты Вакканай, Отару, Момбэцу, Абасири, Кусиро и Ханамаки из районов Восточного и Западного Сахалина, Северных курил и Западной Камчатки. Только с января по март в Японию было ввезено 8.149 тонн морепродуктов. Мы потому акцентируем внимание на первых трех месяцах нынешнего года, что в этот период не выдавались какие-либо разрешения на промысел в связи с введением нового порядка распределения квот между российскими ресурсопользователями. Если уж тогда доставка краба и морского ежа в Японию осуществлялась более чем свободно, то можно представить, как развернулись отечественные браконьеры, когда им дали «зеленую улицу»…
     Немалый интерес в этой связи представляет оказавшийся в распоряжении «Красной звезды» служебный документ – отчет о командировке заместителя представителя РФ в Российско-японской комиссии по урегулированию претензий, связанных с рыболовством, первого секретаря посольства РФ в Японии А. Космина в порт Ханасаки. Он является дополнительной иллюстрацией проблемы контрабандных поставок ВБР в японские порты.
     Всего за четыре дня наш дипломат зафиксировал в этом порту 14 судов – «Такома», «Алина», «Сирена», «Топаз»… Установлено, что подавляющее большинство судов под российским флагом зашли в Ханасаки под вымышленными названиями, регистрационными номерами, позывными и портами приписки. Настоящие обозначения на корпусах судов попросту отсутствовали.
     Анализ записей в судовых журналах позволял сделать вывод, что «алины» и «сирены» работают «челночным» методом (на добыче морского ежа – в среднем от одного до четырех дней). Добытая продукция из районов промысла перевозится сразу же в японские порты, минуя российские. При этом базирование в японских портах может длиться… несколько лет.
     Дотошные японцы проявляют поразительный «непрофессионализм». Эмиграционным, таможенным властям, а также представителям Управления безопасности на море (УБМ), оказывается, запросто можно втюхивать поддельные регистрационные документы, свидетельства о праве плавания под российским флагом, а также паспорта членов экипажей с указанием вымышленных названий судов и должностей на этих судах. При разгрузке морепродукции капитаны судов хладнокровно предъявляют представителям японской таможни поддельные грузовые таможенные декларации, якобы оформленные в российских портах. Никаких подозрений здесь они не вызывают. Получается, контрабанда российских биоресурсов в Японии возведена в закон?
     Столь откровенно расписываться в этом представители того же УБМ вроде бы не хотят. В ходе встреч с официальными российскими представителями на словах они демонстрируют определенную «озабоченность». И даже высказывают подозрения в недостоверности названий судов-«оборотней». Ведь зачастую названия эти нанесены на… таблички, прикрепленные к корпусу судна. А то и вовсе дрожащей моряцкой рукой выведены краской на корпусе. Предъявляемые судовые документы тоже изготовлены кустарным способом, как правило, на цветном или черно-белом ксероксе.
     Но, видно, японская ментальность не в состоянии «переварить» традиционную русскую изобретательность. Поэтому никаких мер по выявлению настоящих названий судов японцы не предпринимают. И «торговой» деятельности судов-«оборотней» не препятствуют. Прикрываясь зачастую ссылками на некие политические решения, принятые в высших эшелонах власти Японии с целью предотвратить переориентацию рыбных потоков из России в порты других стран. Экономике острова Хоккайдо в таком случае будет нанесен существенный ущерб.
     Позиция представителей эмиграционной службы состоит в том, что с точки зрения иммиграционного законодательства Японии нарушений установленного внутреннего порядка по оформлению российских судов в японских портах нет. Отсутствие же образцов документов, печатей и штампов, применяемых в России, не позволяет выявлять подделки.
     У японских таможенников имеются не менее «веские» аргументы, чтобы «умыть руки». Дескать, грузовые таможенные декларации (ГТД), предъявляемые россиянами, направляются в Саппоро представителям департамента рыболовства Японии на Хоккайдо, которые и решают, давать ли «добро» на разгрузку. Там же, надо полагать, не последнюю роль играет та самая «политическая целесообразность». В чьей же компетенции находятся в Японии вопросы выявления поддельных ГТД, вообще непонятно...
     Сталкиваясь с подобным «либерализмом», капитаны наших судов демонстративно игнорируют Консульский устав и Кодекс торгового мореплавания РФ, согласно которым требуется извещать российское консульство как о прибытии судна, так и об обстоятельствах плавания. Зачем тут лишние «глаза и уши»?
     Когда же они внезапно появляются, капитаны, как правило, скрываются либо «включают дурака», категорически отказываясь назвать свое настоящее имя, сведения о судне, судовладельце и т.д. От их имени обычно выступают так называемые «представители» судовладельца, которые числятся на судах в качестве членов экипажей. И которые дипломатическому этикету явно не обучены…
     Принять жесткие меры к капитанам судов и предприятиям, причастным к контрабанде морепродуктов, просил в свое время и министр сельского хозяйства РФ А. Гордеев, и представитель нашей страны в российско-японской комиссии по урегулированию претензий, связанных с рыболовством. Последний, кроме того, полагал целесообразным рассмотреть возможность введения запрета на промысел морского ежа в акватории Южных Курил с аннулированием выданных разрешений в связи с выбором ОДУ на 2004 год в указанном районе и направлением официального уведомления об этом японской стороне в целях закрытия Японией допуска данного вида продукции в свои порты.
     Но стоит ли снова рассчитывать, что на той стороне нас поймут и пойдут навстречу? Двойные стандарты, конечно, плохи и порочны. Но приходится согласиться, что сегодня это привычный инструмент внешней политики любой сильной и уверенной в себе страны.
     Японцы действуют по известному васькиному принципу, который «слушает да ест». Им просто выгодно за бесценок скупать морепродукты, доставляемые в их порты российскими браконьерами. И хоть некоторые наши политики называют это «фактическим соучастием в преступлении, которое совершают наши рыбаки», вряд ли стоит надеяться, что в обозримом будущем власти Японии будут реагировать на это как-то иначе. Они наверняка подпишут с нами еще не одно соглашение в этой сфере, но так и не дадут в нужный момент всю информацию, необходимую для пресечения преступной деятельности наших доморощенных браконьеров. Помните: что хорошо для «Джэнерал Моторс», то хорошо и для Америки? Чем хуже в этом плане Япония?..
     Нам же пора выработать собственные стандарты. Не раз и на всех уровнях подчеркивалось, что проблема эта должна решаться в комплексе и прежде всего с точки зрения экономической безопасности России. Пока рыбакам выгодней сдавать улов в Японии, забот у наших пограничников не убавится. Необходимо, чтобы на нашем побережье функционировали заводы, перерабатывающие морепродукцию (на Камчатке они, кстати, уже стали появляться). Чтобы грабительские налоги и банальный рэкет не отбивали интерес доставлять улов в российские порты. Чтобы были созданы соответствующие экономические рычаги.
     Пока не заработает этот механизм, японский берег так и будет манить к себе наших браконьеров. Ведь даже рыба ищет, где глубже и лучше...


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex