на главную страницу

7 Декабря 2004 года

Военно-политическое обозрение

Вторник

Тернистый путь к безопасности

Алексей ЛЯЩЕНКО.



В эти дни министр иностранных дел РФ Сергей Лавров участвует в двух важных форумах: 6 и 7 декабря — в сессии министров иностранных дел Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в Софии и 8-9 декабря — в очередном заседании Совета Россия - НАТО на уровне глав внешнеполитических ведомств в Брюсселе. Отношения России с этими международными организациями сегодня трудно назвать однозначными – при всех плюсах сотрудничества по-прежнему сохраняются области, где позиции и взгляды сторон по меньшей мере расходятся. В том числе в такой важной сфере, как обеспечение безопасности и международной стабильности.

     
«Учителя» и «ученики»

     Москва рассматривает Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе как «важный компонент современной архитектуры европейской безопасности, способный адекватно реагировать на угрозы и вызовы XXI века». В начале и середине 1990-х годов, после распада СССР и Организации Варшавского договора, именно на базе ОБСЕ российское руководство предлагало создавать новую конструкцию европейской безопасности. У России были и остаются на это свои мотивы: ОБСЕ - один из сформировавшихся инструментов многосторонней дипломатии с 30-летней историей, в становлении и развитии которого наша страна принимала активное участие. ОБСЕ - одна из двух европейских организаций (наряду с Советом Европы), где Россия является полноправным членом, может поднимать и отстаивать любой интересующий ее вопрос и обладает правом вето.
     Москва также полагает, что сегодня главное достоинство ОБСЕ в том, что она продолжает оставаться форумом постоянного и равноправного диалога и сотрудничества 55 государств Европы, Азии и Северной Америки. Организация обладает уникальным потенциалом, который характеризуется широким географическим охватом участников, демократичностью механизма принятия решений (правило консенсуса) и всеобъемлющим набором компетенций – ОБСЕ может обсуждать и принимать решения по всем аспектам безопасности. На заседании совета министров иностранных дел (СМИД) организации в Маастрихте в декабре прошлого года была принята стратегия ОБСЕ по противодействию угрозам стабильности и безопасности в XXI веке, где нашли отражение и военно-политические вопросы, и проблематика борьбы с международным терроризмом, и гуманитарное измерение безопасности.
     Ход и меры по реализации этого документа будут обсуждаться на заседании глав МИД стран - членов ОБСЕ в Софии. При этом Москва, надо полагать, поднимет вопросы об адаптации организации к современным европейским и мировым реалиям и о необходимости переключить ее с частных и второстепенных проблем на крупные вопросы, связанные с комплексной безопасностью Европы. Подтверждение тому - необычно жесткая критика, которой незадолго до софийской встречи подверг ОБСЕ глава МИД РФ Сергей Лавров, выступив с программной статьей в газете «Файнэншл таймс» и расставив необходимые Москве акценты. Министр иностранных дел России считает, что ОБСЕ стала отходить от своего первоначального предназначения и постепенно утрачивает свои сравнительные преимущества. «На военно-политическом треке наблюдается стагнация; под надуманными предлогами откладывается введение в действие ключевого для стабильности и безопасности Соглашения об адаптации Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), подписанного в 1999 году», - отмечается в статье. «Не вносит организация ощутимого вклада в решение экономических проблем. Акцент в ее деятельности все больше смещается в сторону гуманитарной «корзины», но своеобразно трактуемой. Это направление работы сводится по сути к мониторингу политической ситуации в отдельных странах, причем все они оказываются расположенными «к востоку от Вены», хотя проблемы присущи не только им. Отсюда второй перекос – географический», - указывает Сергей Лавров.
     Россия неоднократно высказывала претензии к откровенным двойным стандартам, которыми все более становится пронизан подход некоторых стран к работе ОБСЕ. Совершенно очевидно, что государства - участники ОБСЕ произвольно подразделяются на «учителей» и «учеников». При этом априори подразумевается, что у первых все идеально, а вторые, наоборот, все делают не так. Под эту схему словно в автоматическом режиме выстраиваются и схема размещения полевых присутствий, и вердикты наблюдателей от ОБСЕ за выборами, и отдельные тематические доклады.
     Уже сродни анекдотичным стали действия и выводы ОБСЕ по выборам и референдумам – в Чечне, Белоруссии и Украине. Они, считает организация, изначально проходили с нарушениями, что ставит под сомнение их итоги. В то же время выборы в других странах, в тех же самых США, где, как отмечают сами американцы, имелся ряд серьезных нарушений процесса голосования, не вызывают у экспертов ОБСЕ каких-либо нареканий. Или взять тот же край Косово, где последние выборы прошли без участия тысяч и тысяч сербов, изгнанных из родных мест. И опять ОБСЕ молча проглотила горькую пилюлю. Россия не намерена умалять значимость гуманитарного направления в работе ОБСЕ. Более того, она полагает, что ОБСЕ лучше многих других форумов приспособлена для работы по обеспечению свободы передвижения и контактов между людьми. Вместе с тем очевидно, что, например, нынешнее положение национальных меньшинств в Латвии и Эстонии не вписывается в общепринятые европейские стандарты. Однако организация все еще недостаточно активно выступает в защиту их прав. Не согласна с позицией ОБСЕ Россия и в оценке ситуации в Грузии и Молдавии. В частности, со стремлением некоторых членов ОБСЕ увязать ее развитие с пребыванием российских военных баз в этих странах и сроками их вывода.
     В итоге ОБСЕ утрачивает доверие, перестает быть форумом, объединяющим государства и народы, а наоборот, начинает работать на их разъединение. «Согласованные в ОБСЕ стандарты и обязательства, несомненно, должны неукоснительно выполняться. Но сам процесс выполнения не должен подгоняться под интересы какой-либо одной группы государств. Необходимо принимать во внимание культурные, национальные и другие различия», - подчеркивает в своей статье глава российского внешнеполитического ведомства Сергей Лавров. Механизмы ОБСЕ должны служить интересам стран-участниц и их реальным потребностям без практики двойных стандартов, политической ангажированности и предвзятости.
     
«Замкнутая группировка»

     Во многом подобные слова Россия могла бы сказать и в отношении своего сотрудничества с НАТО. Несомненно, оно развивается и крепнет. На заседаниях СМИД Россия - НАТО, встречах министров обороны и начальников генеральных и главных штабов вооруженных сил стран - членов альянса и России обсуждаются важнейшие аспекты сотрудничества и принимаются по ним решения. Это, в частности, борьба с международным терроризмом, взаимодействие по проблемам нераспространения оружия массового поражения, поиск и спасание на море, проведение учений, призванных отрабатывать на практике совместные действия в различных сферах деятельности. В результате Россия и НАТО по многим параметрам стали друг к другу действительно значительно ближе.
     Но некоторые моменты, в том числе принципиально касающиеся безопасности России, по-прежнему в НАТО предпочитают не решать, ограничиваясь лишь словами о том, что «деятельность альянса против России не направлена». Российские дипломаты подчеркивают, что даже с учетом идущих сегодня в альянсе серьезных преобразований и адаптации к новым реалиям его военных и политических структур НАТО по-прежнему является замкнутой группировкой, работающей на обеспечение собственных интересов безопасности и мало считающейся с интересами других государств, в том числе России. Это касается, в частности, процесса расширения НАТО, очередной раунд которого завершился в марте 2004 года, когда в альянс вступили семь стран Центральной и Восточной Европы, в том числе и бывшие советские республики Латвия, Литва и Эстония.
     Несмотря на то что альянс подтвердил все взятые на себя обязательства по военному сдерживанию – не размещать ядерное оружие и иностранные войска на территории своих новых членов, зафиксированные в совместных документах России и НАТО, интеграция стран Балтии в этот блок несет негативные последствия для интересов безопасности России. Москва неоднократно подчеркивала, что с приемом в альянс балтийских стран в системе контроля над обычными вооружениями образовалась «серая зона», поскольку на территориях стран Балтии договорные ограничения не действуют. Таким образом появляется возможность размещения там натовского потенциала усиления, что предполагает заблаговременное создание инфраструктуры для развертывания войск. Появляются также дополнительные возможности для организации контроля и наблюдения за прилегающей территорией России. Это уже сделано – во всех трех балтийских республиках функционируют мощные РЛС, объединенные в сеть и передающие получаемые данные непосредственно в центры НАТО. Все это – реальность, в странах Балтии активными темпами развивается натовская военная инфраструктура. И уже в недалеком будущем США и НАТО смогут при необходимости в короткие сроки обеспечить свое весьма масштабное военное присутствие на западных границах России. А Минобороны России уже сегодня учитывает, что натовские аэродромы подскока будут ближе к городам и стратегическим объектам на российской территории, подлетное время ракет резко сокращается, а разведывательная деятельность альянса у российских границ растет.
     Вместе с тем остается нерешенной проблема запуска ратификации Соглашения об адаптации ДОВСЕ. Москва подчеркивала, что Россия свой выбор в пользу укрепления режима контроля над вооружениями в Европе сделала, ратифицировав в июле этого года Соглашение об адаптации ДОВСЕ. Но в отличие от нас партнеры России по НАТО не выполнили главное и взаимное стамбульское обязательство, увязывая его, в частности, с выводом российских военных баз из Грузии и Молдавии (вспомним и настойчивую позицию по этому вопросу у ОБСЕ). С темой ДОВСЕ тесно связан и другой вопрос - об анонсированных США планах реконфигурации своего военного присутствия за рубежом, особенно в Европе. По сути дела речь идет опять же о приближении военной инфраструктуры США и НАТО к российским границам. Москва настаивает, чтобы обсуждение этого вопроса велось в рамках Совета Россия - НАТО, а реализация подобных планов учитывала интересы безопасности России.
     И еще. Принятые на Пражском саммите НАТО в 2002 году решения фактически узаконили выполнение альянсом любых операций за пределами территорий входящих в него стран и на значительном географическом удалении. В документах саммита закреплен тезис, согласно которому НАТО должна быть способна и готова выполнять операции «повсюду, где это потребуется». Хотя Совет Безопасности ООН в этих документах и упомянут, однако о необходимости его мандата на санкционирование силовых действий уже не говорится. Москва, действующая на мировой арене исключительно исходя из принципов верховенства международного права, подчеркивает, что с учетом опыта прошлого (агрессия НАТО против Югославии) фактически легализованная возможность действовать в обход СБ ООН не может не вызывать обоснованного беспокойства.
     
В основе влияния — интеграция

     В этих условиях Москва прикладывает усилия для сохранения своего влияния и укрепления своих позиций на стратегических территориях у российских границ. Значительная часть этих усилий направлена на углубление интеграционных процессов в рамках двух новых международных организаций – Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Как подчеркивается в документах этих организаций, их деятельность ни против кого не направлена, а служит делу укрепления коллективной безопасности. Хотя, безусловно, членство в ШОС таких гигантов, как Россия и Китай, которые, собственно, и являются ее локомотивами, многие хотели бы расценить именно как противовес, к примеру, США и НАТО. Такой вывод как бы напрашивается из того, что район деятельности и состав членов ШОС (в нее входят Россия, Казахстан, Китай, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан, штаб-квартира организации в Пекине) очевидны - Центральная Азия, где в последние годы резко выросло военное присутствие и США, и НАТО. А само появление ШОС было во многом обусловлено необходимостью объединения усилий в противодействии угрозам, исходившим с территории Афганистана (за стабилизацию обстановки в этой стране сегодня отвечает НАТО, которая имеет там крупный воинский контингент).
     Следует отметить, что ключевым приоритетом ШОС, организационное строительство которой было проведено в беспрецедентно короткие для создания полноценной и крупной международной организации сроки, помимо экономики и торговли является «совместная борьба с новыми угрозами». В этой связи одновременно с принятием декларации о создании ШОС руководители государств-учредителей на встрече в Шанхае в 2002 году подписали конвенцию о борьбе с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом, а на санкт-петербургском саммите вместе с хартией ШОС - соглашение о региональной антитеррористической структуре (с начала 2004 года функционирует со штаб-квартирой в Ташкенте).
     С Организацией ДКБ все более прозаично и очевидно. Сам Договор о коллективной безопасности подписан 15 мая 1992 года в Ташкенте главами шести государств - участников СНГ - Армении, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана. В сентябре 1993 года к нему присоединился Азербайджан, в декабре того же года - Грузия и Белоруссия. Договор вступил в силу для всех девяти стран в апреле 1994 года сроком на пять лет (без «автоматического» продления). В апреле 1999 года протокол о пролонгации договора подписали шесть из них (кроме Азербайджана, Грузии и Узбекистана). Напомним, что документ предусматривает оказание помощи государству - участнику договора в случае совершения против него акта агрессии в порядке осуществления права на коллективную оборону.
     На саммите в Москве в мае 2002 года было решено на базе ДКБ создать полноценную международную Организацию Договора о коллективной безопасности. В октябре того же года в Кишиневе были подписаны устав и соглашение о правовом статусе ОДКБ, которые ратифицированы всеми государствами - членами ОДКБ и в сентябре 2003 года вступили в силу. В соответствии с этими документами государства-члены принимают совместные меры к формированию в рамках организации действенной системы коллективной безопасности и созданию региональных группировок войск, координируют свои усилия в борьбе с международным терроризмом, незаконным оборотом наркотиков, оружия, организованной преступностью, нелегальной миграцией и другими угрозами их безопасности. Еще летом 2001 года были сформированы коллективные силы быстрого реагирования (КСБР) численностью до 1.600 человек (по батальону от Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана), назначен командующий КСБР и создана постоянная оперативная группа штаба КСБР в Бишкеке. В октябре 2003 года была официально открыта российская военно-воздушная база в городе Кант в Киргизии, которая усиливает авиационный компонент КСБР. С 1 января 2004 года функционирует объединенный штаб во главе с представителем страны, председательствующей в Совете коллективной безопасности (сейчас - Казахстан). Его основная задача - оперативное руководство силами быстрого развертывания в рамках ОДКБ и выработка предложений по формированию военной компоненты этой организации.
     Отметим, что странам - членам ОДКБ Россия поставляет вооружение и военную технику по льготным, внутрироссийским, а не экспортным ценам, бесплатно обучает военнослужащих этих государств в своих военно-учебных заведениях. На состоявшемся недавно в Москве заседании совета министров обороны ОДКБ были приняты проекты концепции и программы военного сотрудничества государств - участников организации до 2010 года. Именно в рамках ОДКБ развивается региональное военное сотрудничество: только в этом году организация провела несколько военных учений, самыми крупными из которых стал «Рубеж-2004». На заседании в Москве министры обороны стран ОДКБ решили, что учения «Рубеж» станут традиционными – в апреле 2005 года они состоятся в Таджикистане.
     Укрепление ОДКБ и ШОС, а также СНГ (хотя в Содружестве этот процесс идет гораздо сложнее), их активная позиция в региональных и мировых делах стали немаловажным фактором обеспечения стабильности и безопасности в зоне ответственности этих организаций и соответственно каждой страны в отдельности.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex