на главную страницу

8 Декабря 2004 года

Острый вопрос

Среда

Чем провинился гражданский персонал?

Петр АЛТУНИН, «Красная звезда».



     

     Что такое гражданский персонал в Вооруженных Силах? Это служащие в больших и малых штабах, – экипажи вспомогательных судов на флоте, работники аэродромов в авиации, медперсонал в госпиталях и поликлиниках, преподаватели в военных вузах, официантки в столовых и кочегары в котельных и многие другие специалисты. Представить себе хотя бы на минуту без них армию и флот просто невозможно. А если учесть, что многие части начали уже переводиться на контрактную основу, и военнослужащим там предстоит заниматься только боевой подготовкой, а обеспечивать их нормальную жизнедеятельность будет только гражданский персонал, то роль его поднимается еще выше.

     Сегодня, как сказал недавно министр обороны России Сергей Иванов, в Вооруженных Силах 876 тысяч человек гражданского персонала, то есть почти половина всего личного состава. Это, по сути, стоящая в одном строю, только без погон, армия, неотделимая от основной, – ее «второе крыло».

     Министерство обороны, безусловно, заботится о своих рабочих и служащих. Скажем, в последнее время удалось добиться своевременной выплаты зарплаты, сохранения в 2004 году выдачи льготных путевок для гражданского персонала, организованного проведения летней оздоровительной кампании для детей.

     Но всего этого явно недостаточно для нормальной жизнедеятельности тружеников военного ведомства. Ведь не так уж давно, помимо этого, были у них более значительные стимулы: получение квартир, 25-процентная надбавка к зарплате... Тогда люди поистине прикипали к армии. А ныне текучесть кадров стала настоящим бедствием.

     - В некоторых воинских частях некомплект работников составляет 50 процентов, - говорит руководитель Федерации профсоюзов рабочих и служащих Вооруженных Сил Николай Калмыков.

     И далее поясняет:

     - Да и как ему не быть. Посмотрите для сравнения на среднюю заработную плату работников бюджетной сферы гражданского персонала страны. Например, в медицинских учреждениях России она составляет около 5.300 рублей, в Минобороны 4.610 рублей, в сфере образования соответственно 4.630 и 4.000, на транспорте – 10.240 и 7.490 рублей. А уж в жилищно-коммунальном хозяйстве и сравнивать даже неприлично - 9.417 и 4.320 рублей, то есть разница более чем в два раза. Вот и попробуй найти слесаря или кочегара для работы в воинской части. Хочешь не хочешь, а надо отрывать от боевой учебы солдат да еще обучать их этой профессии. К нам недавно пришло письмо из Челябинского высшего авиационного училища, в нем говорится: молодой преподаватель даже с учетом премиальных получает 3.400 рублей, а рабочие – около 2 тысяч. Председатель областной организации профсоюза Балтфлота Валерий Нырцов пишет: более половины бюджетников Балтфлота имеют зарплату ниже прожиточного минимума региона, который составляет 2.887 рублей. Как можно жить на такие деньги?

     Известно также, что в других бюджетных отраслях широко применяется бригадный подряд, совмещение профессий и должностей, что позволяет порой значительно увеличить реальную зарплату работников. Но единая тарифная сетка (ЕТС) в Минобороны запрещает применять такие формы оплаты труда, так как фонд оплаты рассчитан только на фактическую численность работников.

     Не распространяются на гражданский персонал и надбавки, установленные региональными властями для «своих» бюджетников. В результате в Санкт-Петербурге, к примеру, врач и медсестра городской больницы получают зарплату намного большую, чем такой же специалист в прославленной Военно-медицинской академии.

     Вот такое «сальдо-бульдо» в раскладе заработка бюджетников «на гражданке» и в армии. Хотя сразу надо оговориться, что должность у гражданского персонала в большинстве случаев «и опасна, и трудна». Ждет их на работе строгий режим, секретность, тревоги...

     И какое же отношение к гражданскому персоналу сегодня со стороны властей? Известно, что недавно, после настойчивых требований профсоюзов страны (были многочисленные акции протеста и в Москве, на Васильевском спуске, и в других городах), Правительство РФ приняло решение увеличить зарплату бюджетникам с 1 января 2005 года на 20 процентов и к середине этого же года - еще на 10 процентов.

     Благое дело: ведь в этой среде зарплаты в общем-то тоже небольшие, а инфляция в уходящем году прошлась по всей социальной сфере: от увеличения стоимости бензина в полтора раза до подорожания хлеба, колбасы и молока и соответственно различных бытовых услуг.

     Но, что удивительно, повышение, как оказалось, не коснется военного гражданского персонала. Ему это повышение обещано лишь с 1 января 2006 года.

     Узнав о такой дискриминации, военные профсоюзы направили письма и телеграммы в правительство, Госдуму, Совет Федерации и другие инстанции. Но вразумительных ответов не последовало. Тогда в ноябре по многим городам, в том числе по Санкт-Петербургу, Северодвинску, Калининграду, Владивостоку, прокатились акции протеста гражданского персонала.

     - Такая акция по требованию территориальных союзов планировалась и в Москве, – говорит Николай Калмыков. – Но мы в Федерации профсоюзов рабочих и служащих, учитывая традиции социального партнерства, приостановили ее.

     Какой аргумент выдвигают оппоненты профсоюзов в лице Минфина и Департамента трудовых отношений Министерства здравоохранения и социального развития? А то, дескать, что работникам «силовых ведомств» некогда были сделаны надбавки, в силу которых уровень их оплаты труда стал выше уровня оплаты в других бюджетных отраслях.

     Этот «аргумент», считает Николай Калмыков, безусловно, от лукавого... Речь идет о постановлении Правительства РФ № 2 от 1993 года, призванном стимулировать специфику воинского труда (участие в несении боевых дежурств, в обеспечении проведения боевых действий в «горячих точках» и т. п.) и связано с повышенной затратой нервной и физической энергии работников, а иногда и с риском для жизни и здоровья. Постановление тогда же назвали платой за риск, «платой за страх»... Оно, кстати, нашло отражение в статье 349 Трудового кодекса РФ. К тому же надбавки за эти годы были и во многих других отраслях, где трудятся гражданские бюджетники.

     А что касается превышения уровня оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил над уровнем оплаты бюджетников страны, то выше мы уже приводили цифры, красноречиво свидетельствующие как раз об обратном.
     Тогда в чем же дело? Вероятно, в недопонимании руководителями социальных и финансовых органов страны значения гражданского персонала в армии и на флоте, которое в условиях дальнейшего их реформирования (в частности, замещения некоторых офицерских должностей гражданскими лицами) будет все больше возрастать.

     Вывод один: перенос срока повышения зарплаты лицам гражданского персонала на год ничем не оправдан, кроме понятного желания правдами и неправдами сэкономить на людях и на армии в целом. Ясно, чем это чревато.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex