на главную страницу

8 Декабря 2004 года

Армия и общество

Среда

Подземные стражи небес

Андрей ЛУНЁВ.



Сегодня исполняется 90 лет с начала организационного строительства противовоздушной обороны нашего государства. В середине ноября 1914 года штабом 6-й армии, защищавшей российскую столицу (Петроград) и императорскую резиденцию в Царском Селе, был разработан проект специальной инструкции, определившей порядок извещения (предупреждения) о полетах своих летательных аппаратов в зоне ответственности армии и привлечения полевых частей для борьбы с воздушным флотом противника.
17 ноября главнокомандующий 6-й армией генерал от артиллерии К.П. Фандер-Флит подписал секретный приказ за № 90, которым утвердил инструкцию «По воздухоплаванию в районе 6-й армии». В действие она вступила с 25 ноября, по новому стилю – 8 декабря.
Для воздушной обороны Петрограда и его окрестностей выделялись артиллерийские, пулеметные и стрелковые подразделения, а также экипажи авиашколы. Позднее к ним были добавлены и авиаотряды. Одновременно на ближних подступах к городу и по линии железных дорог выставлялись «особые посты для наблюдения за небосклоном». Аналогичные задачи по контролю воздушной обстановки в зоне Финского и Ботнического заливов были возложены на корабли Балтийского флота, находившегося в оперативном подчинении 6-й армии, вдоль побережья и сухопутной границы России — на пограничную стражу.
Для общего руководства воздушной обороной города вводилась специальная должность начальника воздушной обороны Петрограда и его окрестностей. Эти обязанности были возложены на начальника Офицерской электротехнической школы генерал-майора Г.В. Бурмана.
Между постами воздушного наблюдения и создаваемым в здании Офицерской электротехнической школы центральным пунктом была налажена устойчивая связь. Именно оттуда передавалась информация о воздушной обстановке летным экипажам, зенитным артиллерийским расчетам и пехотным подразделениям. Таким был некий прообраз будущего командного пункта противовоздушной обороны...


     - Уже четвертый нарушитель за сегодняшний день, – оперативный дежурный перелистнул страницу журнала, – Ту-154, вылетев из Шереметьева-2 на Варшаву, не ответил на наш запрос, хотя на борту имеется аппаратура опознавания. Раз не ответил – значит, «чужой». Сверили рейсовый план, вроде есть. Передали информацию по самолету в Зональный центр, запросили его данные... В этот раз летевшим в Польшу повезло – Главный центр по управлению воздушным движением разрешил пролет, и самолет пропустили. Хотя из-за небрежности пилотов «Тушку» в два счета могли развернуть и посадить обратно. А авиакомпании пришлось бы заплатить немалый штраф за нарушение использования воздушного пространства. В небе должен быть порядок, поэтому на командном пункте Командования специального назначения с нарушителями не церемонятся. Несколько месяцев назад «развернули» летевший без разрешения рейс из Стамбула, а недавно посадили во Внуково вообще не реагирующий на запросы борт, который шел из Лондона в Казахстан.

     От различных военных и гражданских источников, систем разведки, метеослужб, даже из космоса сюда поступает подробная информация обо всем происходящем в зоне ответственности Командования – Центральной зоне ПВО, которая охватывает более 20 регионов страны. В разведывательно-информационном центре КП она обрабатывается, а после принимается решение – развернуть воздушного нарушителя, посадить или уничтожить.

     Сердце командного пункта – зал боевого управления – большое, просторное помещение. Тут размещаются автоматизированные рабочие места командующего войсками КСпН и его заместителей. На мониторах компьютеров, планшетах, различных табло и двух огромных экранах в режиме реального времени наносится обстановка в воздушном пространстве района и вблизи его границ. Разноцветными условными значками обозначены гражданские авиалайнеры, летящие по заявке и без, свои и вражеские боевые самолеты, космические аппараты, аэростаты и т. д. Причем с помощью установленной здесь (пока внештатно) специальной системы можно не только определить местоположение стоящего «на плане» самолета, его номер, рейс и направление движения, но и даже имя пилота. Всего же за сутки «проводится» около 1.600 воздушных целей.

     Ежедневно сюда, под землю, спускаются те, кто круглосуточно несет боевое дежурство. Боевой расчет возглавляет оперативный дежурный. Именно ему предоставлено право первым оценивать обстановку и принимать решение на применение дежурных по противовоздушной обороне сил и средств. К примеру, летом этого года дежурный истребитель-перехватчик был поднят в воздух после того, как пассажирский «Боинг», следовавший из Пакистана через Казахстан и Москву в Великобританию, перестал выполнять команды наземных служб. В итоге – нарушитель развернулся и ушел в обратном направлении. Вообще, автоматизированная система управления командного пункта позволяет сопровождать несколько сотен целей и наводить на них одновременно и авиацию, и зенитные ракетные войска.

     Помимо боевого применения, с КП также руководят поиском и спасением экипажей, терпящих бедствие. Вся зона ответственности КСпН поделена на районы, и в каждом – свои дежурные силы и средства по поиску и спасению. Именно вертолет одной из частей Командования обнаружил взорванный террористами и упавший в Тульской области нынешним летом Ту-134. Одновременно с поисками самолета в высшую степень боевой готовности были приведены и дежурные силы по противовоздушной обороне, в воздух поднялись Миг-31 и Миг-29 на тот случай, если террористы будут опять атаковать с воздуха. Однако, если от внешней угрозы Московский регион прикрыт, как говорится, надежно, то от внутреннего врага уберечь столицу значительно сложней.

     - Если после взлета, к примеру, с аэродрома Внуково гражданский самолет захватят террористы и развернут его на Кремль, то лету им – около минуты, – говорит начальник командного пункта полковник Александр Мильченко, – и, по закону РФ, мы не имеем право давать команду на его уничтожение. В США после трагедии 11 сентября 2002 года было принято более 2.000 законодательных актов, в которых прописаны действия военных в подобных ситуациях. У нас же до сих пор нет ничего подобного, хотя летом этого года, думаю, все убедились, насколько реальна угроза воздушного терроризма. Кроме того, над Москвой разрешены полеты вертолетов так называемых специальных служб – МЧС, МВД и т. д. Но, к сожалению, в случае необходимости мы не сможем их проконтролировать – специальная аппаратура, которая обеспечивает слежение за полетами на предельно малых высотах, у нас отсутствует, не хватает радиолокационного поля. Взлетает, скажем, «скорая помощь» и докладывает: летим из пункта «А» в пункт «В». На радаре его не видно: действительно ли он выполняет свою задачу или захвачен террористами. Китай, кстати, уже заказал четыре станции слежения в одном из российских НИИ для контроля неба над Пекином. Столько же станций и нам бы вполне хватило, чтобы полностью обеспечить безопасность воздушного пространства столицы. Кроме этого, нелишним было бы разместить на аэродроме в Тушино эскадрилью вертолетов Ми-24, которые бы при необходимости смогли противостоять воздушному террористу.

     На заседании правительства Москвы было принято решение о создании «воздушного такси». Планируется, что оно будет состоять из 82 самолетов и 80 вертолетов как иностранного, так и отечественного производства. Мегаполис развивается, и без подобной авиации сложно. Исходя из этого, создается центр управления маловысотной авиацией, который должен базироваться здесь, на командном пункте КСпН. Кроме того, нужны радиолокационные средства, которые бы контролировали все воздушные суда без исключения. Ведь только слаженность действий представителей Московского авиацентра и боевого расчета командного пункта объединения позволит избежать террористической угрозы в столичном небе.
     

На снимках: начальник КП полковник Александр МИЛЬЧЕНКО; будни командного пункта.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex