на главную страницу

8 Декабря 2004 года

Армия и общество

Среда

Как вы лайнер назовете...

Павел ЖИТНИКОВ.




     Стратегический ракетоносец дальней авиации России Ту-160 на днях получил почетное наименование «Владимир Судец». Легендарный маршал авиации, участник Великой Отечественной войны, Главком Войск противовоздушной обороны, он многое сделал для развития Военно-воздушных сил. Теперь в 22-й тяжелой бомбардировочной авиадивизии десять именных Ту-160 и два Ту-95, третий – «Москва» – еще официально не представлен из-за летних терактов в столице.

     Почетное наименование присваивается лучшим самолетам ВВС по двум принципам: в память о заслуженном авиаторе или в честь города, с которым связана история части. Причем живой человек не может рассчитывать на появление крылатого однофамильца – именной самолет становится как бы летающим памятником ушедшим людям, в большинстве своем отдавшим жизнь Военно-воздушным силам. Например, один из Ил-76 с 1 июня 2000 года носит почетное наименование «Маршал авиации Н.С. Скрипко». В честь человека, который, по сути, создал военно-транспортную авиацию как отдельный род войск и заложил высочайшие требования для личного состава: быть готовым летать ночью, в сложных метеоусловиях, одиночно и в боевых порядках полка.

     Два Ан-124 были названы «Владимир Иванов» и «Владимир Федоров» в честь командиров экипажей, посменно летевших на потерпевшем крушение в конце 1990-х в Иркутске самолете. Многие средства массовой информации тогда поспешили обвинить летчиков в совершении ряда ошибок. После расшифровки бортовых самописцев и проведения расследования выяснилось, что вины пилотов в аварии не было. Наоборот, когда самолет стал падать, экипаж сознательно его не покидал. До последней секунды полет был управляемым – ценой собственных жизней пилоты уводили машину подальше от населенного пункта.

     А бывает так, что судьбы «родственников» пересекаются. Так, Ан-22, получивший почетное наименование «Василий Семененко», был назван в честь бывшего командира авиаполка, сделавшего массу полезного для части и по праву пользовавшегося уважением всего личного состава. Прошли годы, и сегодня в том же полку служат два его сына.

     Взлетают в воздух самолеты «Город-герой Смоленск», «Псков», «Оренбург», «Клин», «Тверь» и «Великий Новгород». Судьба авиационных частей, в которых есть такие воздушные судна, неразрывно связана с городами. Как правило, местные власти следят за судьбой самолета-тезки и помогают, чем могут. А на день ВВС в авиаполках совместно с администрацией городов устраивается праздник, на который приглашаются и местные жители.

     Кстати, день официального присвоения имени тоже праздник. Его назначают после того, как кандидатура самолета и его имени обсуждена и утверждена на военном совете. Приезжают высокие военные чины, ветераны части и, конечно же, представителей Русской Православной церкви. Процедура напоминает крещение военно-морского корабля, вот только бить бутылкой шампанского о хрупкий борт самолета вряд ли кто-то согласится. Иметь в части именной самолет, а тем более летать на нем, очень почетно. Поэтому и для управления такими воздушными кораблями отбираются наиболее подготовленные летные экипажи.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex