на главную страницу

8 Декабря 2004 года

Заметки обозревателя

Среда

«Силы самообороны» станут «армией»

Владимир КУЗАРЬ.




     Ведущаяся в последнее время в Японии подготовка к пересмотру конституции страны и развернувшаяся в этой связи в обществе дискуссия получили в прошедшую пятницу новый импульс. Его дало предложение генерального секретаря кабинета министров Японии Хироюки Хосода обсудить вопрос о нанесении ударов по базам баллистических ракет на территории других государств. Теперь эта тема, похоже, встанет в один ряд с уже обсуждаемыми предложениями – вернуть императору статус главы государства, разрешить занимать трон женщине, а также отказаться от именования вооруженных формирований Японии «силами самообороны» и вернуться к обычному термину «армия», разрешив ей принимать участие в боевых действиях за пределами страны, в том числе и не только в оборонительных целях.

     Все они содержатся в проекте изменения действующей конституции Японии, подготовленном правящей либерально-демократической партией. Как известно, в конституции, которая была принята в 1947 году и закрепляла настроения, господствовавшие в тот период как в самой Японии, так и в лагере победителей во Второй мировой войне, зафиксировано, что император, который до этого являлся главой государства и источником власти в стране, становится символом и лишается любых государственных полномочий. Предложение принять такое решение исходило от оккупационных сил, которые считали институт монархии в Стране восходящего солнца одним из главных источников роста милитаристских настроений в обществе. Однако, несмотря на положение в конституции, роль императора в жизни японского общества оставалась большой, так как он, наподобие английской королевы, которая «царит, но не правит», является гарантом стабильности в стране. Теперь императору хотят и вовсе вернуть статус главы государства и даже предоставить ему некоторые административные функции. На случай если императорская семья будет иметь только детей женского пола, предлагается также предоставить право для женщины являться главой государства.

     В соседних странах, которые в свое время пострадали от японского милитаризма, да и у определенной части самих жителей Страны восходящего солнца перспектива предоставления императору административных функций вызывает серьезные возражения, что может затруднить принятие этих поправок. Еще больше противников у тех предложений, которые ведут к изменению роли японских вооруженных сил. Следует напомнить, что, согласно 9-й статье конституции, «японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров». Другие положения основного закона гласят, что в Японии «никогда впредь не будут создаваться сухопутные, морские и военно-воздушные силы, равно как и другие средства войны».

     Инициаторы поправок к конституции исходят из того факта, что в стране созданы современные мощные вооруженные силы, и называются они «силами самообороны» лишь потому, что этого требует закон. На деле же они являются полноценной армией, которая, по их мнению, должна иметь право участвовать в боевых действиях за пределами страны и вести наступательные мероприятия. Фактически это право уже реализуется, так как силы самообороны участвуют в операциях за границей – в Афганистане и Ираке, где, правда, пока выполняют обеспечивающие функции. Но, как говорится, лиха беда начало. И чтобы этого не случилось произвольно, предлагается закрепить произошедшие изменения юридически.

     Главные же аргументы в пользу военных преобразований в стране заключаются, как считают их инициаторы, в росте угрозы безопасности Японии. Так, в прошлом месяце был опубликован проект новой национальной программы обороны страны, рассчитанный на десять лет. В ней обозначены две главные угрозы безопасности Японии. Одна из них как бы давно уже на слуху – возможность нанесения ядерного удара со стороны Северной Кореи. А другая официально прозвучала впервые. Это усиливающаяся военная мощь КНР на фоне растущей напряженности в двусторонних отношениях из-за территориального спора вокруг архипелага Сенкаку и проектов разработки нефтегазовых месторождений в Восточно-Китайском море. Исходя из этого и предлагается значительно повысить боевые возможности японской армии, в том числе оснастив ее наступательными вооружениями.

     Заявление Хироюки Хосода служит очередным подтверждением таких намерений. Конечно, не следует делать вывод, что уже завтра иностранные военные базы подвергнутся бомбардировке с последующей выброской японского десанта. Да и министр сказал, что вопрос о нанесении подобных ударов – это тема для обсуждения, поскольку для этого имеются серьезные основания. Но сам факт того, что подобные слова были произнесены вслух одним из самых высокопоставленных должностных лиц государства, говорит о многом. Тем более что военное ведомство Японии, как сообщается, решило создать управляемую ракету класса «земля-земля» дальностью действия в несколько сотен километров. С помощью этой ракеты, которая будет включать высокотехнологичные разработки и должна поступить на вооружение к 2009 году, можно будет поражать цели на отдаленных участках японской территории при иностранном вооруженном вторжении, а также на территории соседних государств. Среднесрочный оборонный план на 2005 – 2009 годы предусматривает и поступление в силы самообороны самолетов для дозаправки в воздухе. В этих целях планируется использовать 8 военно-транспортных самолетов С-130, которые пройдут необходимую модернизацию. Токио также планирует закупить в США новейшие многоцелевые истребители.

     Понимая, что такие планы могут вызвать негативную реакцию у соседних государств, их инициаторы специально оговариваются, что Япония будет продолжать политику сознательного отказа от приобретения ядерного оружия. Однако вряд ли эта оговорка успокоит противников предлагаемых преобразований, которые, по их мнению, свидетельствуют о намерениях Токио встать на курс милитаризации страны. Кстати, они уже, как сообщают японские СМИ, подвергли резкой критике проект либерально-демократической партии, поскольку предполагается, что в его подготовке принимали участие действующие офицеры сил самообороны. А это представляет собой нарушение 99-й статьи конституции, согласно которой служащим сил самообороны запрещается оказывать консультации, которые могут повлиять на принятие политических решений. В связи с этим управление национальной обороны возбудило расследование с целью проверки действий своих подчиненных на соответствие конституции. Правда, премьер-министр Японии Дзюнъитиро Коидзуми выступил в защиту подобной практики. Он заявил, что «не имеет подробной информации, однако нет ничего плохого в том, чтобы прислушиваться к мнению специалистов».


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex