на главную страницу

9 Декабря 2004 года

Бюджет-2005

Четверг

Или - или

Весь рост военного бюджета уйдет
на закупку вооружения и новой техники

Наиль ГАФУТУЛИН, «Красная звезда».



     

     Государственная Дума РФ на пленарном заседании в среду утвердила законопроект о федеральном бюджете на 2005 год в четвертом, заключительном чтении.

     Проект бюджета-2005 был утвержден Думой в первом чтении 29 сентября, во втором чтении - 20 октября, в третьем чтении - 24 ноября. Не секрет, что законопроект успешно прошел все эти этапы прежде всего благодаря голосам фракции «единороссов», имеющей две трети голосов в нижней палате Федерального Собрания. Об этом говорят и итоги голосования. За бюджет-2005 проголосовали 312 депутатов при необходимом минимуме 226 голосов, против - 2 депутата, воздержались - 20. И именно благодаря позиции парламентского большинства практически не изменилась социальная составляющая «военной» части бюджета следующего года. Но обо всем по порядку.

     В соответствии с проектом бюджета-2005 его доходы составляют 3 трлн. 326,04 млрд. рублей, или 17,8 процента ВВП, расходы - 3 трлн. 047,93 млрд. рублей, или 16,3 процента ВВП, профицит - 278,11 млрд. рублей, или 1,5 процента ВВП.

     Проект бюджета-2005 исходит из консервативного прогноза среднегодовой цены российской нефти в будущем году на уровне 28 долларов за баррель (напомним, что сейчас за баррель дают больше 40 долларов), роста ВВП страны на 6,3 процента, инфляции - на уровне 7,5—8,5 процента.

     Расходы бюджета-2005 предлагается распределить по 11 разделам функциональной классификации, в том числе на национальную оборону выделено 531,06 млрд. рублей.

     Эксперты отмечают, что одной из особенностей бюджета-2005 является увеличение расходов на национальную оборону - на 27,7 процента по сравнению с текущим годом, а также на национальную безопасность и правоохранительную деятельность - на 26 процентов. Кстати, в последнее время неоднократно подчеркивалось, что Вооруженные Силы вниманием власти не обойдены и сохраняется тенденция увеличения роста расходов на оборону и внутреннюю безопасность. Это действительно факт, который не может быть оспорен ни одним серьезным критиком финансовой политики правительства. Причем курс на восстановление оборонного потенциала России, легкомысленно подорванного в годы перестройки и последующих «реформ», выдерживается федеральной властью начиная с 2000 года.

     Однако более внимательное изучение военной составляющей бюджета-2005 наталкивает на пессимистические выводы. На позицию депутатов и правительства, похоже, не повлияли многочисленные акции протеста представителей профсоюзов служащих Минобороны, которые настаивали на повышении зарплаты для гражданского персонала ВС РФ с 1 января 2005 года (в те же сроки, что и остальным работникам бюджетной сферы, а не с 2006 года, как запланировано).

     В бюджет-2005, как и в бюджете нынешнего года, не заложены средства на индексацию денежного довольствия военнослужащих, которую в свое время правительство обещало сделать ежегодной. Одновременно с этим средства, выделяемые на строительство и покупку жилья для военнослужащих, также не позволят стабилизировать ситуацию в этой сфере.

     В то же время необходимо отметить рост расходов на закупку нового вооружения и военной техники. Всего на оснащение Вооруженных Сил предусмотрено выделение более 186,9 млрд. рублей. Это пятая часть всего военного бюджета! Из них треть направляется на проведение НИОКР по созданию перспективных вооружений, 60 процентов – на закупку новых и модернизированных образцов ВВТ и 6,3 процента – на проведение ремонта вооружения и военной техники.

     Тенденция, кстати, не самая лучшая. Нет, не подумайте. Это не о росте расходов на закупку вооружения - это как раз хорошо. Речь об однобоком подходе к военной составляющей основного финансового документа страны. Когда деньги выделяются или только на повышение денежного довольствия, или только на новые самолеты (танки, корабли). В первом случае будет не на чем летать (водить, ходить в дальние походы), во втором – некому…

     Однако на неоднократно поднимавшиеся в последние месяцы вопросы социальной защиты военнослужащих так и не были найдены ответы. Точнее, ответ прозвучал, его просто не услышали.

     Напомню, что на состоявшемся в ноябре сборе руководящего состава ВС РФ министр обороны России Сергей Иванов отметил, что рост индекса цен в период с 2003 до конца 2005 года составит, по прогнозам, примерно 25 процентов. В итоге на столько же ухудшится и материальное положение основной массы военнослужащих. Понятно, что такое положение дел не способствует снижению социальной напряженности. Мы понимаем, сказал глава военного ведомства, что экономические возможности государства небезграничны, но надеемся, что правительство изыщет средства, для того чтобы исправить складывающуюся ситуацию.

     Министра обороны тогда поддержал присутствовавший на сборе глава государства. Президент РФ Владимир Путин сказал, что, безусловно, справедливой является необходимость корректировки бюджета и расходов военного ведомства в соответствии с реалиями экономики и ростом цен.

     Казалось бы, после такого почти прямого указания депутаты и Минфин (точнее, Минфин и депутаты) должны подкорректировать основной финансовый закон страны на будущий год. Ан нет, даже не задумались. Похоже, в Минфине в очередной раз возобладал сугубо бухгалтерский подход к экономике, который в сфере обороны вряд ли приемлем. И, кстати, в связи с этим риторика руководства парламентского большинства, которое грозило на съезде «Единой России» строго спросить с правительства, больше теперь похожа даже не на популизм, а на обыкновенный выпуск пара…

     Предполагается, что бюджет-2005 уже сегодня, в четверг, 9 декабря, будет рассмотрен Комитетом по бюджету Совета Федерации, верхняя палата российского парламента обсудит его на заседании в пятницу, 10 декабря, после чего законопроект будет направлен на подпись Президенту РФ.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex