на главную страницу

9 Декабря 2004 года

Четверг

Ярослав БАШТА,
посол Чешской Республики в России:
Русский язык вернулся в наши школы

Владимир КУЗАРЬ.



     
Визитная карточка

     Ярослав Башта родился в 1948 году в г. Пльзень. После окончания средней школы работал воспитателем молодежи. В 1967 - 1970 годах учился на философском факультете Карловского университета по специальности историческая археология. В январе 1970 года арестован и в 1971 году приговорен к 2,5 года лишения свободы за так называемую «подрывную деятельность против республики». После освобождения с июля 1972 - мостостроительный рабочий и техник, директор районного музея в городе Пльзень-Север, директор отдела в управлении по защите конституции и демократии. С декабря 1990 года - заместитель директора федеральной службы безопасности ЧСФР. Со второй половины 1991 года - председатель независимой комиссии при МВД ЧСФР. С 1993 по 1996 год занимался предпринимательской деятельностью. В 1996 году избран в палату депутатов парламента Чешской Республики. В июле 1998 года назначен министром правительства ЧР (министр без портфеля). С 2000 года – Чрезвычайный и Полномочный Посол ЧР в РФ.

     - Господин посол! К сожалению, в последнее время мы не столь часто пишем о вашей стране, хотя раньше чешская тема постоянно присутствовала на страницах газеты. В то же время среди наших читателей много тех, кого судьба связала с Чехией и кто живо интересуется тем, как живет ее народ. Не могли бы вы удовлетворить этот интерес и рассказать о нынешней ситуации в Чехии?

     - Прежде всего хочу сказать, что и у нас в Чехии не ослабевает интерес к России. Более того, он растет. Ярким свидетельством тому, считаю, является тот факт, что в чешские школы вернулся русский язык. А на днях курс русского языка появился и на нашем телевидении. Это – получасовая программа, которая идет после немецкого языка, а за ней следует испанский. Да и многие чешские предприниматели, которые в последние годы устремились в Россию, знают русский язык. Я участвовал во многих мероприятиях, состоявшихся с участием чешских предпринимателей в различных регионах России, и абсолютное большинство из них прекрасно разговаривали на русском языке, что, естественно, помогает им вести дела в вашей стране.
     Что же касается ситуации в Чехии, то, несмотря на некоторые политические сложности, связанные с прошедшими недавно выборами в парламент и муниципальные органы, она стабильна. Очень хорошо работает чешская экономика. И хотя несколько повысилась инфляция, которая сегодня составляет 3 процента, нам удалось значительно увеличить валовой национальный продукт. Он вырос на 4 процента. Конечно, нам бы хотелось иметь в будущем стабильный рост в 6 процентов, но и 4 процента неплохо. Кроме того, мы прошли первые трудности, возникшие в связи со вступлением страны в Евросоюз. Это проявилось прежде всего в неожиданном итоге выборов и в том, что с августа у нас новое правительство. Оно самое молодое в истории нашей страны – премьер-министру, когда он стал им, было всего 34 года.
     Наконец, и это, я думаю, особо интересно для ваших читателей, у нас отменен призыв на военную службу и мы приступили к созданию профессиональной армии. Она будет значительно меньше – всего 35 тысяч военнослужащих. Хочу напомнить, что во время ЧССР, правда, тогда и страна была больше, и население насчитывало 15 миллионов человек, вооруженные силы имели в своих рядах 200 тысяч военнослужащих. Сейчас их меньше, чем полицейских. Но и их мы будем сокращать.

     - А как вам удалось добиться таких успехов в экономике?

     - Они стали следствием выполнения ряда решений, которые были приняты несколько лет назад. Прежде всего мы тогда решили привлечь иностранные инвестиции. Вначале были рады любому вложению в нашу экономику. Но в последние годы акцент делается на инвестировании в развитие высоких технологий и науки. Вторым решением следует считать курс на увеличение выпуска экспортной продукции. И мы добились этого. Так, в отдельные месяцы этого года рост экспорта достигал рекордных уровней – более 20 процентов. Это очень важно, так как более 70 процентов валового национального продукта дает экспорт чешских товаров.
     Далее, было принято решение об увеличении нашего экспорта на Восток. Если в 1989 году, когда еще была ЧССР, 45 процентов экспорта шло в Советский Союз и всего 18 процентов приходилось на европейские страны, то в прошлом году наш экспорт в страны Евросоюза составлял 70 процентов, а с учетом кандидатов на вступление в эту организацию – более 80 процентов. На Россию же приходилось только 1,3 процента. Конечно, это очень мало, учитывая наши экономические потенциалы, традиции и возможности. Поэтому правительство сказало чешским предпринимателям, что они должны направить силы и внимание на российский рынок. И уже за 10 месяцев этого года наш экспорт в вашу страну увеличился на 50 процентов.

     - Вы сказали, что ваше правительство указало чешским предпринимателям на необходимость обратить свое внимание на Россию. И что, этого оказалось для них достаточно, чтобы они повернули экспортные потоки в нашу сторону?

     - Конечно же это не совсем так. В рыночной экономике далеко с директивными указаниями не уедешь. Но что надо для развития экспорта в ту или иную страну, вложения в нее инвестиций? Прежде всего заинтересованность предпринимателей, финансовые средства и страхование, гарантии со стороны государства. Интерес у чехов к вашей стране всегда был большой, выше я уже приводил пример с русским языком. Кое у кого есть и средства. Правительство же предоставило свои гарантии. Для этого были задействованы Государственный экспортный банк – единственный государственный банк в Чехии, Страховое общество ЕГАП, Агентство для поддержки экспорта Чехтрейд и Агентство для поддержки инвестиций Чехинвест. Кроме того, министерство промышленности и торговли взяло на себя половину расходов по оплате участия чешских предприятий в различных выставках, устраиваемых в России. Есть еще ряд направлений государственной поддержки чешского бизнеса. И она очень важна, так как развитие торговых отношений с Россией для наших предпринимателей — вопрос не технический и экономический, а, скорее всего, психологический. Ведь после того, что произошло в вашей стране в начале 90-х годов, многие чешские предприниматели ушли из России и боялись сюда возвращаться. И в этом плане поддержка государства сыграла большую роль. А те же немцы, американцы, итальянцы и представители многих других стран не имели такого горького опыта отношений с вашей страной, как чехи. Но теперь, я надеюсь, все позади.

     - Да, после нескольких лет застоя российско-чешские отношения значительно активизировались. Как оценивают сотрудничество наших стран в Праге, и есть ли у нас резервы для наращивания двухстороннего взаимодействия?

     - Надо сказать, что российско-чешские отношения лишены серьезных проблем и раздражителей. Тому способствовал и активный политический диалог, в том числе на самом высоком уровне, который развивается в течение последних лет. Он создал благоприятную атмосферу для развития сотрудничества наших стран по широкому спектру взаимоотношений, упрочению взаимного доверия и партнерства в вопросах укрепления безопасности в Европе. Нет сомнений, что наши связи будут крепнуть и дальше. Тем более что растет взаимный интерес. Выше я говорил о том, что чехи и чешская продукция возвращаются в Россию. Но надо сказать, что и в нашу страну стали поступать крупные российские инвестиции. Так, в конце мая этого года российский концерн «Объединенные машиностроительные заводы» приобрел несколько заводов «Шкоды-холдинга». Это – «Шкода-ядерное машиностроение» и «Шкода-сталь». В результате стороны получили то, что они хотели: чешская – новые возможности для национальной продукции, российская – заводы, у которых есть не только имя и хорошие традиции, но и современные технологии.
     На днях уже «Шкода-холдинг» совместно с российской компанией «Дедал-групп» купила 100 процентов акций новосибирского завода «Сибэлектропривод» по производству электровозов и будет развивать это направление. Это очень важно, так как ранее наша страна поставила вам большое количество различных электровозов, большинство из которых эксплуатируется до сих пор. Следует отметить, что в последние годы известные европейские и мировые компании предпринимали немалые усилия, чтобы поставлять в Россию свои локомотивы. Но в ваших экстремальных климатических условиях они себя не особенно зарекомендовали. Мы же решили эту проблему где-то 50 лет назад.
     В качестве других примеров нашего сотрудничества в области торгово-экономических отношений следует привести реализацию нашего предложения по созданию модели льготного кредитования совместных проектов на примере Свердловской области, что важно с учетом участия чешских фирм в модернизации завода «Уралмаш». С другой стороны, российский капитал проявляет интерес к готовящейся приватизации предприятия «Чешские энергетические заводы» и тендеру на поставки ядерного топлива для АЭС «Темелин».
     Думаю, что расширению торгово-экономического сотрудничества наших стран способствовало и изменение общей ситуации в мире. После 11 сентября 2001 года инвестиции, которые ранее вкладывались в арабские и мусульманские страны, стали не столь надежными и даже опасными для предпринимателей. А Россия, наоборот, приобрела привлекательный и, что самое главное, стабильный характер.

     - Получается, что у нашего экономического сотрудничества нет проблем? Или все же есть какие-то узкие места, мешающие его развитию?

     - К сожалению, есть. Если взять российскую сторону, то полагаю, что каждый иностранный предприниматель, который стремится развивать свой бизнес, создать совместное производство, продать свою продукцию в вашей стране, назовет целый ряд узких мест. Прежде всего это касается некоторых законов и государственных учреждений, среди которых первое место занимает таможня. Почти все говорят, что самое трудное в торговле с Россией - это завезти товар через таможню. Хотелось бы надеяться, что новый Таможенный кодекс изменит ситуацию к лучшему. Кроме того, можно с уверенностью сказать, что российские и европейские законы будут постепенно сближаться.
     Или взять российское местное законодательство. Во многих случаях оно ранее значительно отличалось от федерального, что создавало дополнительные трудности в развитии торгово-экономических связей. Но за последние четыре года много сделано для того, чтобы устранить эти различия и чтобы местные законы соответствовали Конституции России и федеральному законодательству.
     Все остальное лежит в области, которую нельзя отнести ни к экономическим, ни к политико-государственным структурам. Это российская специфика. Она буквально шокирует тех, кто впервые сталкивается с ней. Мы им всегда говорим, что здесь пока невозможно торговать так, как в Европе, где необязательно видеть своего партнера, а сделку с ним можно заключить по факсу или электронной почте. В России всегда присутствует человеческий фактор. И тот, кто сразу это понимает, закрепляется на российском рынке и успешно на нем работает.

     - Надо полагать, что в меньшей степени эти недостатки относятся к военному и военно-техническому сотрудничеству, которое является одним из важных направлений российско-чешских отношений. На ваш взгляд, насколько полно используется его потенциал в интересах наших стран?

     - В последние годы сделаны важные шаги по расширению этого сотрудничества, но мы пока не пришли к тому, чтобы развивать его на новом уровне. Тем не менее существуют реальные перспективы наращивания взаимодействия в этой области, для чего созданы хорошие условия. Очень важно, я считаю, что у нас с Россией есть договор о взаимной охране государственной тайны, что позволяет вести активное военное и военно-техническое сотрудничество. А в 2002 году были подписаны межправительственные и межведомственные договоры на эту тему. Они открывают возможности не только для поставок вооружений, но и для модернизации российской военной техники, используемой чешской армией. В частности, Москва поставит нам семь новейших вертолетов, которые пойдут в зачет части российского долга Чехии. Потенциал военно-промышленного комплекса наших стран позволяет эффективно развивать кооперацию в разработке, производстве и модернизации спецтехники, в работе на внешних рынках.

     - В следующем году исполняется 60-летие Победы над фашистской Германией. Как известно, ООН приняла решение считать 8 и 9 Мая днями примирения и согласия. Не сомневаюсь, что эти дни торжественно будут отмечены и в вашей стране...

     - Конечно. Но прежде хочу отметить, что наш президент одним из первых получил приглашение принять участие в торжествах, которые пройдут в Москве 9 Мая следующего года, и с радостью принял его. Мы также надеемся, что и российская делегация примет участие в мероприятиях, которые пройдут в Чехии в связи с этой датой. В Москве недавно побывала заместитель министра обороны Чехии, которая как раз и обсуждала этот вопрос с российскими коллегами. У нас
     8 Мая пройдет большой военный парад, в котором примет участие историческая техника времен Второй мировой войны. На него приглашены российские ветераны, которые освобождали Чехию, а также другие участники антигитлеровской коалиции. Но эти торжества не ограничатся только Прагой и 8 Мая. Например, город Брно был освобожден 20 апреля, и в этот день там также пройдут юбилейные мероприятия.
     Хочу подчеркнуть, что торжественное празднование нашей общей Победы – это не только дань тем людям, которые освободили мир от гитлеровской чумы, но и демонстрация готовности совместными усилиями противостоять новым вызовам человечеству.

     - Спасибо вам за беседу и внимание к нашей газете.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex