Перейти на главную страницу

9 Декабря 2004 года

Спорт

Четверг




Роман Абрамович разводит зайцев?

    Футбол. Лига чемпионов

    То, что армейский футбольный клуб перед заключительным матчем группового турнира Лиги чемпионов с французским «Пари Сен-Жерменом» оказался в сложнейшей ситуации, отмечали в эти дни даже люди совершенно далекие от футбола. Еще бы, стремительно начав групповой турнир, подопечные главного армейского стратега Валерия Газзаева перед визитом в Париж оказались на последнем месте в своей группе «Н».
    По сути, ситуация сложилась так, что выйдет или не выйдет ЦСКА в 1/8 розыгрыша Лиги чемпионов, зависело теперь не только от исхода сражения армейцев с французами. Это напрямую стало зависеть и от того, как сыграют между собой фаворит группы, детище Романа Абрамовича – английский «Челси» и прошлогодний обладатель чемпионского титула Лиги чемпионов – португальский «Порту».
    И вот здесь, на мой взгляд, начинается самое интересное. Задача перед армейцами, говоря языком классика, стояла архисложная. Одержать победу над французами, пусть и находящимися на сегодняшний день не в лучшей форме, но вместе с тем поставившими на этот матч все ради сохранения собственного престижа, было чем-то из области фантастики. И, что самое удивительное, армейцы «сотворили чудо». Причем, осмелюсь утверждать, что те, кто смог увидеть воочию эту встречу, смогли полюбоваться настоящим ЦСКА. Что я вкладываю в значение слова «настоящий», поясню чуть позже.
    С первых минут российская «футбольная армада» приперла хозяев к их воротам. Результатом массированных атак армейцев стал гол, забитый Семаком в ворота Летизи – 1:0 в пользу ЦСКА.
    Лично у меня складывается мнение, что экс-капитан армейцев – это «припрятанный в рукав» джокер Валерия Газзаева. Достаточно вспомнить первый матч этих двух команд, когда именно с выходом Семака совпали и взятие ворот, и окончательный разгром гостивших в Москве французов. На этот раз ситуация выглядела так, будто ЦСКА знает, что делает. И в этой связи несколько нелогичным стал ответный мяч хозяев в ворота Акинфеева – 1:1. С тем команды и удалились на перерыв.
    Безусловно, такой результат не мог устраивать армейцев. А потому второй период они начали с неменьшим воодушевлением. И вот тут стоит вернуться к выражению «настоящий ЦСКА».
    На 54-й минуте в весьма спорной ситуации вторую желтую карточку получил Шемберас – армейцы остались вдесятером. Думаете, французам от этого стало легче? Как бы не так. Уже через 10 минут все тот же Семак во второй раз заставляет капитулировать французского стража ворот, опередив всех на добивании после удара Вагнера Лава, – 1:2. А на 70-й минуте Сергей оформил хет-трик, блестящим ударом поставив победную точку в матче – 1:3.
    Казалось бы, чему удивляться? А вот меня не покидает мысль, что темп и интонации в выступлении армейского клуба в розыгрыше Лиги чемпионов были расписаны кем-то заранее.
    Изначально многие аналитики отмечали, что основные соперники ЦСКА по группе – это «Порту» и ПСЖ. «Челси» как таковой не рассматривался в принципе. Он – «свой». «Нашим» - поможет. Однако если всерьез воспринять слухи о том, что хозяин «Челси» Роман Абрамович вложил определенные средства и в московский клуб посредством спонсорства «Сибнефти», то у «обожествления» нашего английского «футбольного брата» появляется и другой смысл.
    Вспоминается, сколько было высказываний по поводу исхода как первого, так и второго матча между ЦСКА и «Челси» и каков был вздох облегчения, когда армейцы все же оба раза уступили! А вместе с тем два (!) не реализованных ЦСКА (в ходе Лиги чемпионов) на своем поле пенальти – это как понимать?
    На мой взгляд, футбол сегодня это не только, да и не столько спорт – это бизнес. А иначе и не объяснить того, почему с таким азартом сильные мира сего рвутся вкладывать в него деньги. Как бы меня ни уверяли в любви к спорту тех или иных олигархов, но главный принцип бизнесмена – получить прибыль. И он ее непременно получит, рано или поздно.
    Двум командам, черпающим силу из одного источника, в Лиге чемпионов не место, а потому то, что ЦСКА отправится в розыгрыш Кубка УЕФА, наверное, изначально было запланировано. По этой самой причине становится понятным, почему «Челси» не смог одолеть «Порту», уступив в гостях – 1:2. Осмелюсь предположить, что если жребий сведет эти два клуба в дальнейшей гонке за чемпионство, то результат окажется совсем иной.
    Если пытаться рассматривать эту ситуацию через призму участия в ней Романа Абрамовича, то все это напоминает незабвенное произведение «За двумя зайцами» со всеми вытекающими отсюда последствиями. Хотя, как знать, ведь это мое сугубо личное мнение, а людям всегда свойственно ошибаться.
 ||  Юрий АПАЛЬКОВ, «Красная звезда».



Прыжок за горизонт

    Невероятное очевидно

    В сентябре прошлого года было закрыто на ремонт западное крыло парижского Музея армии, где представлены старинное оружие и доспехи. Экспозицию пришлось уплотнить, и поэтому в одном зале оказалось тяжелое защитное вооружение – шлемы, щиты и латы - и легкое – пришедшие им на смену каски и кирасы. И, странное дело, многочисленные «железные солдаты», все как на подбор, были невелики ростом – посетители музея посматривали на них свысока: за несколько столетий человечество заметно подросло.
    Неудивительно, что в историческом процессе в течение десятилетий века росли и спортивные достижения. Так, если в апреле 1896 года на I Олимпиаде в Афинах лучший результат в плавании вольным стилем на сто метров составил 1 минуту 22,2 секунды, то в Париже (1924 г.) победителю Джону Вейсмюллеру (знаменитому Тарзану) удалось «выплыть» из одной минуты и уложиться в 59 секунд, а в Барселоне (1992 г.) победитель уложился в 49,02 секунды. 33,18 секунды отыграны за девяносто шесть долгих лет – по 0,345 секунды в год! И еще несколько цифр: в 1936 году на ХI Олимпийских играх в Берлине в эстафетном беге 4х100 метров «неарийский» квартет американских спринтеров, ведомый феноменальным Джесси Оуэнсом, установил новый мировой и олимпийский рекорды – 39,8 секунды, продержавшиеся двадцать (!) лет и побитые лишь в Мельбурне в 1956 году.
    Для сравнения приведем результаты победителей в Афинах-2004 на ХХVIII Олимпийских играх: голландский пловец Ван ден Хугенбанд – 48,17 секунды, квартет бегунов из Великобритании – 38,07 секунды.
    Тенденция к замедлению, вы не находите? Но не будем торопиться с выводами.
    В далеком январе 1960 года в журнале «Юность» Анатолий Аграновский опубликовал цикл рассказов о летчиках-испытателях «Разная смелость». Герой его первого рассказа «О старом пилоте» Александр Иванович Жуков «был стар, как сама авиация: ему перевалило на шестой десяток... Это был самый старый мастеровой летного цеха и самый опытный... Он ухитрился за всю свою жизнь ни разу не воспользоваться парашютом. В первую половину жизни потому, что тогда и парашютов не было. А во вторую - потому что был уже у него опыт. Он просто чувствовал, что можно делать, а чего нельзя... Он работал именно мастерски... Потолок истребителей был тогда 8—9 тысяч метров. Летали, случалось, и выше. Коккинаки еще до войны поставил рекорд – 14 тысяч. Так то и был рекорд – подвиг выдающегося летчика... А нам нужно было рекорд сделать нормой для всех. Чтобы любой пилот мог свободно, без напряжения всех своих сил, без специальной подготовки повторить блестящее достижение – в этом была суть». «Летчик перестает летать задолго до своих морщин и седин. Ему 40 – 45 лет, еще целая жизнь впереди, а он уже «старик», он стар для испытательной работы. Это закон...» Но вопреки закону герой рассказа, посланный в стратосферу без кислорода (виноват был механик, забывший открыть подачу кислорода), побеждая старость, метр за метром поднялся до семи тысяч.
    Вышеприведенная длинная цитата не случайна. Великолепный автор верен себе: каждый его рассказ или очерк не только на заданную тему. История эта к нашему разговору о пределах возможности имеет самое прямое отношение: спортивный век недолог, наши внутренние резервы и скрытые ресурсы небеспредельны – и все же, все же, все же...
    Есть в спорте достижения, которые превзойти уже не удастся. В 1956 году на ХVI Олимпийских играх в Мельбурне канадец Джеральд Уэллет в стрельбе из малокалиберной винтовки на дистанции 50 метров - 60 выстрелов – лежа набрал 600 (!) очков. Таким же абсолютным рекордсменом может стать штатный пенальтист любой футбольной команды при соблюдении им одного незыблемого правила: «беспощадно пробитый пенальти отразить невозможно!» Кстати, о футболе и футболистах, – по мнению признанного авторитета Эммануила Пети, «если футболистов и дальше заставлять играть по две-три встречи еженедельно, они не смогут обойтись без кокаина».
    Прочитав эти строки, болельщик со стажем грустно вздохнет и добрым тихим словом вспомнит короля футбола Эдсона Арантиса ду Насименту (он же – Пеле). Самый молодой (17-летний) чемпион мира, самый молодой (в 21 год) двукратный чемпион мира, а в 29 – единственный на планете трехкратный чемпион мира. 35 лет назад, 20-го ноября 1969 года Пеле забил свой тысячный гол (в девятьсот девятом матче). А всего за двадцать один год своей футбольной карьеры – 1.279 голов (практически в каждом матче – по мячу). Но, оказывается, и это не рекорд: бразилец Артур Фреденрайн, игравший в бразильских чемпионатах с 1909 по 1935 год, за двадцать шесть лет забил 1.329 мячей (на полсотни больше, чем Пеле!).
    И еще несколько цифр. В 1942 году мировой рекорд в прыжках с шестом у мужчин составлял 4 метра 77 см. Вы не забыли, что в олимпийских Афинах-2004 наша Елена Исинбаева победила с результатом 4 метра 91 см? Но разговор сейчас не об эмансипации, поэтому вернемся к мужчинам. Восемнадцать лет потребовалось, чтобы поднять планку еще на три сантиметра, а уже через три года - в 1963 году мировой рекорд подрос до 520 сантиметров. Потом наступила в прыжках с шестом эпоха Сергея Бубки и фантастических результатов - 6 метров 15 сантиметров. В чем причина? Нет, не только в появлении новых, более результативных методик тренировки с применением мобилизующего самовнушения, и даже не в допинге. Вместо прежних бамбуковых и металлических шестов ученые предложили новые - фиберглассовые - из специальной синтетической смолы и стекловолокна. С появлением фибергласса изменилась и техника самого прыжка: шесты работают на изгиб и сжатие, аккумулируют кинетическую энергию, вкладываемую прыгуном, забрасывают его на высоту, прежде считавшуюся недосягаемой.
    У бегунов теперь - тоже перемены. Новые дорожки, покрытые тартаном, по мнению известного французского спортсмена Мишеля Жази, позволяют пробежать 800 метров на секунду быстрее, 1.500 метров - быстрее на три секунды, а на пятикилометровой дистанции выигрыш во времени достигает 15 секунд. Тартан - покрытие из синтетической смолы - впервые был использован в 1968 года на XIX Олимпиаде в Мехико. Тартан устойчив к температурным колебаниям, что позволяет проводить соревнования при любой погоде, в отличие от гаревых дорожек он не боится дождя.
    Здесь стоит напомнить и о новой спортивной экипировке - дельфиний (или акулий?) гидрокостюм многократного олимпийского чемпиона австралийца Иана Торпа, аэродинамические комбинезоны конькобежцев, всего и не перечислишь!
    А что касается природных данных... Знаменитый канадский хоккейный вратарь Жак Плант сказал: «Рост - дело второстепенное. Главное, чтобы кандидат был бойцом, а не трусом. Чтобы после каждого пропущенного гола он злился только на себя, а не обвинял других».
    Однажды наш известный актер Алексей Баталов, вспоминая об Анне Андреевне Ахматовой, о ее отношении к творческой молодежи, и литературной, и артистической, произнес удивительно точную фразу: «Мы были тогда в лучшем случае лейтенантами, а она всегда относилась к нам, как к капитанам». Уверен, что наши лучшие тренеры об этом знают и помнят. «Главные матчи не сыграны», спортивная жизнь продолжается.
 ||  Михаил ЛУКОМСКИЙ.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex