на главную страницу

11 Декабря 2004 года

Авиация России

Суббота

Рокировки на авиаполе

Анатолий АНТИПОВ.



     В начале декабря Интерфакс-АВН распространил сообщение о формировании ОАО «Корпорация «Вертолеты Миля», которое объединило заводы-производители и разработчика вертолетов марки «Миль». Это событие неординарно уже хотя бы потому, что совпало с решением о замене генерального директора компании Юрия Андрианова.

     Но сначала о кадровой перестановке на МВЗ. Новым генеральным директором Московского вертолетного завода стал 43-летний Андрей Шибитов. Свою трудовую деятельность он начинал на Ростовском вертолетном производственном объединении в 1978 г. в качестве слесаря. В то время «молодежь от станка» охотно брали в высшие учебные заведения, не последнюю роль сыграли устремленность и тяга к знаниям молодого специалиста. Шибитов оканчивает Харьковский авиационный институт по специальности «Разработка и производство авиационной техники», а затем делает карьеру на ОАО «Роствертол», пройдя должности инженера-конструктора, заместителя главного конструктора, директора инжиниринговой фирмы «Специальные вертолетные программы», директора службы внешнеэкономической деятельности, заместителя генерального директора по маркетингу и экспортным продажам.

     Наша справка
     МВЗ им. Миля - головной разработчик вертолетов марки «Ми». В настоящее время российские вертолетные заводы серийно производят боевой вертолет Ми-24 (экспортная модификация - Ми-35), Ми-8, Ми-17, Ми-26. Кроме того, сейчас готовится серийное производство боевых Ми-28, в стадии испытаний находится вертолет Ми-38. Крупнейшими акционерами ОАО «МВЗ им. Миля» являются государство (31 процент акций АО), Межрегиональный инвестиционный банк (порядка 30 процентов), ОАО «Роствертол» (13 процентов), американская United Technologies (порядка 9,68 процента).
     АО «Роствертол» - один из крупнейших российских изготовителей вертолетной техники. Здесь, в частности, налажен серийный выпуск транспортно-боевых вертолетов Ми-24, а также тяжелых транспортных вертолетов Ми-26. Контрольный пакет акций компании принадлежит работникам АО и его дочерним структурам, крупным акционером завода также является банк «Российский кредит» (11,6 процента акций).
     АО «Казанский вертолетный завод» специализируется на производстве и продаже вертолетов Ми-8 и Ми-17. Основными акционерами КВЗ в настоящее время являются Минземимущество Татарии - 29,92 процента уставного капитала, юридическим лицам принадлежит 57,13 процента акций. Правительство Татарии владеет также его «золотой» акцией.
     Улан-удэнский авиазавод - производитель авиационной техники и комплектующих к ней. В частности, АО производит вертолеты Ми-171, штурмовики Су-39, Су-25УБ, Су-25УТГ. Предприятие является учредителем НПК «Штурмовики Сухого». По данным на конец 2003 года, основными акционерами компании являлись государство (49,18 процента уставного капитала), ЗАО «Депозитарная компания НИКОЙЛ» (номинальный держатель 25,03 процента), ЗАО «Депозитарно-клиринговая компания» (номинальный держатель 14,78 процента.).


     Как заявил представитель ОАО «Оборонпром», кандидатура А. Шибитова была поддержана всеми акционерами МВЗ, а также руководством серийных вертолетных предприятий. Передача власти произошла в рамках действующих уставных норм и законодательства, подчеркнул он.

     На термине «передача власти» хотелось бы сделать акцент. Московский вертолетный – не единственное ведущее отечественное авиастроительное предприятие, на котором «вдруг» меняется руководство. Достаточно вспомнить недавнюю неожиданную для не посвященных в тайны закулисной жизни оружейного бизнеса отставку главы Российской самолетостроительной корпорации «МиГ» Валерия Торянина – энергичного руководителя, который за короткий срок сумел решить многие проблемы своей корпорации. Многие, но не все. Вернее, он не смог выстроить отношения с «сильными мира сего», стремящимися контролировать все финансовые потоки. А приток «зеленого» ресурса в РСК «МиГ» ожидался немалый (поставки в Судан, алжирский контракт, сотрудничество с Индией…). К этому надо добавить, что у Валерия Анатольевича был свой взгляд на перспективы создания в стране единой национальной самолетостроительной корпорации. К этому надо добавить, что земельные площади, занимаемые авиастроителями в центре Москвы, говорят, на рынке недвижимости столицы оцениваются не менее чем в три млрд. долларов.

     Новым генеральным директором РСК «МиГ» стал хорошо известный и авторитетный в авиастроении (и не только) человек – президент научно-производственной корпорации «Иркут» Алексей Федоров, которого относят к новой генерации руководителей авиапрома, сочетающих профессиональные знания и отрасли, и современных механизмов бизнеса.

     Что же касается отставки Юрия Андрианова, то он не стал ее комментировать, обмолвившись лишь, что «передача власти произошла мирно». Как бы то ни было, но с именем Андрианова на МВЗ действительно связано многое: в условиях переходного периода на заводе удалось стабилизировать финансовую ситуацию, наладить производственную деятельность. В результате предприятие сегодня принимает участие в реализации ряда вертолетных программ в сфере модернизации существующих и создания новых перспективных образцов авиационной техники.

     Напомним читателям, что ОАО «Московский вертолетный завод им. М.Л. Миля» является разработчиком вертолетов марки «Ми», один из лидеров мирового вертолетостроения. Государству принадлежит 31 процент акций предприятия, остальные распределены между юридическими и физическими лицами. В соответствии с Указом Президента РФ «Об открытом акционерном обществе «Объединенная промышленная корпорация «Оборонпром» федеральный пакет акций завода передается в уставный капитал этого общества. 50 процентов акций «Оборонпрома» принадлежит госкомпании «Рособороэкспорт», а другие 50 процентов акций - Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом.

     Вместе с тем в условиях проведения структурных преобразований в отрасли и формирования вертолетостроительного холдинга в рамках реализации принятого решения ОАО «МВЗ им. Миля» предназначена ключевая роль в создании новой организационной структуры научно-технических и производственных взаимоотношений в комплексе. Стоит ли говорить о том, что решение такого рода задач требует свежих взглядов на сложившуюся ситуацию на предприятии, современных подходов и методов управления. Значит, уровень профессиональной подготовки и опыт работы нового гендиректора МВЗ А. Шибитова, по оценке акционеров, соответствуют таким требованиям. Как говорят в таком случае: семь футов под килем!
     
Комментарий специалиста

     «Любой интеграционный процесс - это позитивный момент. Создание холдинга усиливает позиции заводов-производителей и проектанта», - прокомментировал Интерфаксу решение о создании корпорации «Вертолеты Миля» Руслан Пухов, директор Центра анализа стратегий и технологий, общественной экспертной организации в области анализа оборонной промышленности и экспорта вооружений. «Это является логичным продолжением усилий правительства, направленных на интеграцию оборонных предприятий. Единая корпорация сможет на равных конкурировать с мировыми вертолетостроительными гигантами, позволит сконцентрировать ресурсы с целью разработки перспективной вертолетной техники в интересах российских силовых структур и гражданских авиаперевозчиков». По его оценкам, экспорт российской вертолетной техники составляет в настоящее время 350 – 370 млн. долл. в год. Реструктуризация позволит в течение пяти лет эту цифру удвоить.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex