на главную страницу

15 Декабря 2004 года

ЗАМЕТКИ ОБОЗРЕВАТЕЛЯ

Среда

АФГАНИСТАН: Карзай призвал к джихаду

Роман СТРЕШНЕВ.



     На прошлой неделе в Кабуле прошла инаугурация президента Афганистана Хамида Карзая. Опасаясь терактов, накануне данного события афганские власти совместно с миротворческими силами предприняли беспрецедентные меры безопасности. Была полностью оцеплена дорога, ведущая из кабульского аэропорта к президентскому дворцу. На перекрестках дежурили бронегруппы миротворческого контингента и афганские полицейские, а над окрестностями города барражировали боевые вертолеты. Опасаясь атак террористов, власти даже отменили запланированный ранее военный парад, а вокруг президентского дворца было выставлено три кольца оцепления.
     После того как афганский лидер произнес присягу, он кратко обозначил будущие приоритеты: укрепление безопасности и стабильности, разоружение боевиков и ликвидация бедности, уничтожение посевов опиумного мака и борьба с наркотрафиком. При этом Карзай традиционно подчеркнул, что без помощи международного сообщества Афганистану в решении этих задач не обойтись.
     Примечательно, что спустя пару дней после инаугурации президента в Кабуле началась всеафганская конференция, посвященная борьбе с наркотиками. На ее открытии Хамид Карзай призвал афганцев к джихаду против посевов опийного мака и производства наркотиков в стране. По его словам, наркотики - главный источник всех бед нынешнего Афганистана.
     Однако большинство крестьян и полевых командиров, вовлеченных в наркобизнес, так не считают, а более половины внутреннего валового продукта страны составляют именно наркодоходы. Некоторые наблюдатели обращают внимание на тот факт, что в администрации Карзая плодотворно трудятся крупные наркодилеры. В смертельный бизнес вовлечены многие губернаторы, армейские командиры и представители полиции. Как сообщает газета «Нью-Йорк таймс», особенно активны в делах наркопромышленности министр по делам племен Мухаммад Ариф Нурзай, губернатор провинции Гильменд Шер Мухаммад Ахунд, хотя и тот и другой это отрицают и выражают горячую поддержку антинаркотическим проектам. С наркоторговлей связывают также имя брата афганского президента - Ахмеда Вали Карзая, играющего заметную роль в Кандагаре.
     Ложкой дегтя в бочке меда в выступлении Карзая стало и неудачное сравнение наркоугрозы с вводом советских войск. «Как мы провели джихад против русского вторжения, так же мы должны теперь начать джихад против наркотиков, позорящих афганский народ перед международным сообществом», - сказал он. И это притом, что многим афганцам хорошо памятны те времена, когда Москва предпринимала упорные попытки реального экономического, промышленного и социального строительства страны, а производство тяжелых наркотиков было практически сведено на нет. Хорошо известно и то, что наркобизнес активно развивался при содействии спецслужб Пакистана и США, а впоследствии стал одним из основных финансовых источников борьбы с советскими войсками.
     По мнению специалистов, в случае непринятия жестких радикальных мер против наркоиндустрии ее объемы будут возрастать и в дальнейшем. При этом постоянно увеличивается доля производимого в стране героина. Тем временем большинство наркобаронов, полевых командиров пока так и остаются местными князьками, устанавливающими на местах свои правила игры и подчиняющимися только своим законам. Что же касается талибов, то они во многих областях чувствуют себя вполне вольготно - ни население, ни местные власти не намерены с ними бороться, а зачастую даже сотрудничают.
     На этом фоне бросается в глаза значительное снижение активности сил антитеррористической коалиции. Как показывает практика, военные действия против талибов проводятся все реже и носят скорее пропагандистский характер. Так, не принесла успеха проведенная накануне инаугурации контртеррористическая операция под кодовым названием «Молниеносная свобода», целью которой было усиление безопасности афгано-пакистанской границы, а также задержание лидеров боевиков. Появились сообщения и о том, что вскоре американский воинский контингент в Афганистане может быть сокращен. При этом подчеркивается, что главным условием этого процесса будет возможная договоренность с талибами. Так, на днях представители американского военного командования заявили, что считают вполне реалистичным разработанный властями Афганистана план примирения с талибами в обмен на их амнистию.
     Как отмечают в этой связи наблюдатели, подобного рода «мирные инициативы» вызваны в первую очередь тем, что Вашингтон испытывает серьезные трудности в Ираке, опасается обострения ситуации в Афганистане и несет довольно ощутимые финансовые затраты на содержание воинского контингента в этой стране. Вместе с тем, несмотря на то что крупномасштабное присутствие американских войск постепенно теряет свою актуальность, Соединенные Штаты не хотят утрачивать своего первостепенного влияния в Афганистане (особенно в военно-стратегическом отношении) и не сокращают количество опорных баз. Это подтверждают и слова вышеупомянутого вице-президента США Ричарда Чейни, который в ходе визита в Кабул заявил, что американское присутствие в Афганистане сохранится на неопределенный срок. А недавно стало известно, что на западе страны в 45 километрах от афгано-иранской границы США создают новую военно-воздушную базу. В этой связи Иран выразил определенную обеспокоенность, в ответ на которую афганские власти заявили, что речь идет не совсем об американской военной базе, а о создании в районе Хоуланг близ города Герат при содействии Пентагона военного центра национальных ВС Афганистана. В распоряжении же американских военнослужащих находится военно-воздушная база в городе Шинданд провинции Герат. Напомним, что долгое время бывший губернатор Герата Исмаил Хан отвергал просьбы об использовании этой стратегической базы американцами, однако впоследствии Шинданд был захвачен отрядами влиятельного пуштунского полевого командира Амануллы и передан силам США.
     Пентагон и его союзники также ускоряют процесс обучения афганской национальной армии и планируют окончательно закончить ее формирование к сентябрю 2007 года. К этому времени численность вооруженных сил Афганистана должна достигнуть 70 тысяч человек. Именно жизнями этих афганских, а не американских бойцов должны быть решены наиболее сложные и опасные проблемы. Оно и понятно, ведь попробуй американцы серьезно потревожить тот же наркобизнес, они получат как минимум еще один Ирак, но уже на афганской земле. В настоящее время регулярная армия Афганистана насчитывает примерно 15 тысяч штыков. Однако на пути создания национальных вооруженных сил возникает немало трудностей, чему способствуют низкое жалованье афганских военных, их отлученность от дома, низкий уровень дисциплины.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex