на главную страницу

15 Декабря 2004 года

Память

Среда

Заполярье и его герои

Генерал-майор в отставке Андрей БЕСКОРОВАЙНЫЙ,
заслуженный работник культуры России.



В октябре этого года отмечалось 60-летие героической обороны Севера. Эта победа завершилась полным разгромом фашистских войск. Родина высоко оценила подвиги воинов Севера. 5 декабря 1944 года Президиум Верховного Совета СССР учредил специальную медаль «За оборону советского Заполярья». Войскам Карельского фронта четырежды салютовала Москва, воинам Заполярья четырежды объявлял благодарность Верховный Главнокомандующий, тысячи солдат и офицеров Севера были награждены боевыми орденами и медалями. Около двухсот защитников северных рубежей получили высокое звание Героя Советского Союза. Город Мурманск удостоен высокого звания город-герой, а город Кандалакша награжден орденом Отечественной войны I степени.

     Мне выпало счастье знать замечательного человека, участника тех далеких событий, командира взвода 95-го полка 14-й стрелковой дивизии лейтенанта Константина Гонтаря. Это о нем сказано в представлении к званию Героя Советского Союза: «...в бою за город Петсамо (Печенга) его батальон с ходу форсировал Петсамо-Йоки. Причем тов. Гонтарь первым бросился вплавь с передовым отрядом, сбил противника и закрепился на противоположном берегу, а затем овладел и городом. В этом бою тов. Гонтарь был ранен, но не покинул поле боя, продолжал руководить подразделением.
     В бою за Киркенес тов. Гонтарь вновь проявил геройство. Противник упорно оборонял переправу через залив Бек-фьорд, переходя на подразделение майора Гонтаря в непрерывные контратаки. Все попытки противника отбросить его батальон срывались организационным отпором. А затем тов. Гонтарь, сам подняв свой батальон в атаку, отбросил противника на противоположный берег, нанеся ему большие потери.
     В этом бою тов. Гонтарь получил второе ранение, но снова не покинул поля боя, продолжая руководить батальоном. С ходу на подручных средствах форсировал залив Бек-фьорд и передовым отрядом обеспечил переправу главных сил полка.
     Тов. Гонтарь получил третье тяжелое ранение, после чего только и был эвакуирован с поля боя».

     Сам Константин Михайлович об этих боях рассказывал: «В октябре 1944 года наш батальон прорывал оборону противника у самого берега озера Чапр. На второй день наступления разведка обнаружила в обороне фашистов неприкрытый участок, и мы очень удачно просочились в тыл к противнику. Батальон продолжал продвигаться по направлению к Печенге. Двигались скрытно, ночью, соблюдая тишину, несли на руках противотанковые орудия. На рассвете в пяти-шести километрах от Печенги батальон был обнаружен противником, отходящим с побережья. Отразив несколько яростных атак, мы оторвались от врага и вышли к мосту через Печенгу. Но на наших глазах противник взорвал его.
     Естественно, наши бойцы, изнуренные долгим маршем и боями, полуголодные, не сразу решились лезть в холодную октябрьскую воду и вплавь форсировать заполярную реку. Но нельзя было упускать время, нельзя дать противнику возможность закрепиться на том берегу. Поэтому я, скомандовав: «За мной!» - во главе группы бойцов бросился в воду.
     Первыми форсировали реку лишь восемь человек, в том числе и сержант Шабунин, Герой Советского Союза. А уже за нами переправились и остальные подразделения батальона...»
     В госпитале он узнал, что Президиум Верховного Совета СССР за мужество и героизм, проявленные им в октябре 1944 года при освобождении порта Петсамо и норвежского города Киркенес присвоил ему высокое звание Героя Советского Союза.
     Но вернемся к первым дням войны в Заполярье. Листая пожелтевшие страницы армейской газеты «Часовой Севера», читая статьи и очерки о тяжелых сентябрьских боях 1941 года, обращаешь внимание на заметки: «Бойцы командира Гонтаря отразили четыре атаки гитлеровцев». В другом номере – уже целая полоса: «Разгром фашистского батальона». Это снова о Гонтаре. А вот корреспонденция: «Бойцы, возглавляемые лейтенантом Гонтарем, взяли сопку штурмом».
     Вскоре газета дала целую полосу о том, как был наголову разгромлен фашистский батальон. И центральным гвоздевым материалом на полосе был рассказ о бое, который провела рота нашего героя.
     И вот тридцать три года спустя...
     Шло лето 1976 года. На одной из встреч фронтовиков, сражавшихся с врагом в Заполярье, я обратил внимание на высокого, еще довольно стройного человека с седыми висками. На темной тужурке – Звезда Героя Советского Союза. Начал рыться в памяти. И едва не вскрикнул от радости и удивления: Гонтарь!
     Да, это был он. Оказалось, что врачи спасли ему жизнь после тяжелого ранения и он выписался из госпиталя лишь в 1945 году, когда война уже закончилась. Служил в штабе Московского военного округа, затем преподавал на военной кафедре Московского автомеханического института. В 1957 году по состоянию здоровья уволился в запас и активно включился в общественную работу, был избран членом Союза ветеранов войны Карельского фронта. Гонтарь занимался военно-патриотическим воспитанием молодежи, часто выступал в подшефной средней школе. Константин Михайлович говорил старшеклассникам, как их ровесники героически воевали в суровых условиях Заполярья. Герой Советского Союза поведал школьникам о героях-пулеметчиках Анатолии Бредове и Никите Ашуркове. Их расчет отбил четыре атаки врага, уничтожил 80 гитлеровцев. В этом бою Анатолий погиб, подорвав последней гранатой себя и окружающих его фашистов. За мужество и героизм им было присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Он приводил и другие примеры героизма молодых парней. Так, в тылу врага проявили мужество старший сержант Василий Кисляков и красноармеец Иван Сивко, они также удостоены звания Героя Советского Союза. Это они и такие же бесстрашные воины Заполярья остановили хваленых гитлеровских егерей генерала Дитля, которые планировали взять Мурманск через три дня. Немцы имели двойное превосходство в живой силе и почти четырехкратное – в авиации, но их планы не сбылись. Фашистские вояки не вошли в Мурманск ни через три дня, ни через три месяца, ни через три года.
     Войска 19-й и 14-й армий совместно с моряками Северного флота не только выгнали гитлеровских палачей с кольской земли, но и освободили от оккупантов районы Северной Норвегии.
     К великому сожалению, Константин Михайлович не дожил до праздника 60-летия разгрома вражеских войск в Заполярье. Раны сделали свое дело, но его имя всегда будут помнить ветераны Карельского фронта.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex