на главную страницу

16 Декабря 2004 года

Профессионал

Четверг

Пока это айсберг

Николай ЛИТКОВЕЦ, «Красная звезда».



     Переход на контрактную службу - требование времени. В век электроники и высоких технологий только высококлассные специалисты способны обеспечить качественное обслуживание техники и вооружения. Комплектование частей контрактниками радует, однако многие командиры частей сравнивают этот процесс с айсбергом. Верхняя, надводная его часть видна всем и, казалось бы, вдохновляет. Куда сложнее с двумя третями «айсберга», находящимися «под водой». А они-то и таят в себе ряд проблем. 16 октября в материале «Служить бы рад, но мало платят» наша газета подняла одну из них - весьма скромное денежное содержание военнослужащих на контрактной основе. Сегодня продолжаем разговор.
     На Тихоокеанском флоте в соответствии с Федеральной целевой программой на контрактную основу переводится один из мотострелковых батальонов, дислоцированный на Камчатке. К началу следующего года он должен быть укомплектован контрактниками на 60 процентов. Ни у командира батальона подполковника Вадима Чижикова, ни у командования бригады нет сомнений в том, что так и будет. Уже сегодня этот показатель достиг более чем 40 процентов. Да и переписка командования бригады с военкоматами позволяет с оптимизмом смотреть в будущее.
     Контингент желающих здесь служить пока радует офицеров. 35 процентов прибывших в батальон прошли «горячие точки»: Афганистан, Таджикистан, Абхазию, Чечню. Есть и те, кто служил в спецподразделениях, в милиции. По социальному составу контрактники на 80 процентов - жители сел или небольших поселков.
     - Батальон, укомплектованный контрактниками, - это большой плюс в боевой подготовке, - говорит начальник штаба бригады подполковник Динар Галиаскаров. - Материальные ресурсы и боеприпасы, которые нам приходилось тратить на подготовку такого подразделения каждые полгода, теперь можно расходовать более длительное время. Служба по контракту со временем облегчит саму организацию подготовки, обучения подразделения. Не надо будет ежегодно сталкиваться с процессом его слаживания.
     Сегодня командованию батальона да и бригады в целом относительно легко с набором военнослужащих по контракту. Но не совсем ясно, что будет с этим, скажем, через год-два. Волнуют отнюдь не боевые вопросы: кто будет убирать территорию части, мыть полы, работать в столовой и так далее. Для этих целей необходимо подразделение обслуживания. А кто, скажите, из гражданских пойдет на должности с зарплатой в пределах 1.200 рублей? На Камчатке это не деньги. Мало того, до сих пор нет утвержденного штата. Словом, возникает масса вопросов, на которые пока нет ответа.
     Сегодня военнослужащих по контракту в батальоне пытаются наилучшим образом одеть, обуть, организовать размещение. Но по существующим документам, например, те же постельные принадлежности контрактник должен покупать. А за какие деньги?
     Контрактнику положено ни много ни мало - порядка 20 наименований вещевого имущества. Выдали. А он через несколько дней, отмечая вхождение в службу, напился, устроил дебош. Аттестационная комиссия решает уволить его. Как при этом удержать стоимость полученного имущества, если у него нет ни денег, ни источников заработка?
     А как быть с военной формой одежды тех контрактников, которые не прошли установленный испытательный срок? Отбирать через суды? Исполнительным листом? В конечном счете за все ответит командир.
     - Нам приходится под роспись выдавать часть имущества только на выходы в поле, - продолжает подполковник Динар Галиаскаров. - Всю положенную утварь отпускать на руки тоже не спешим. Только по сезону. Может, это и неправильно, зато в конце года контролирующим органам не придется суммировать крупные недостачи...
     Сегодня командованию подразделения приходится выкручиваться, чтобы содержать помещения и территорию в надлежащем виде. Как отцы-командиры это делают, спросите у них. Но ведь этим должны заниматься КЭЧ или МИС. Должны, но не имеют для этих целей достаточного финансирования. Вот и приходится пренебрегать некоторыми вопросами боеготовности, идти на заведомые нарушения.
     Когда контрактники приходят в батальон, солдат, проходящих службу по призыву, переводят в другой батальон. Через три месяца, к примеру, военнослужащий по контракту ушел, и его должность опять замещают срочником. Это значит, снова проводится слаживание подразделения. И если этот вопрос хоть как-то решается, то открытым остается другой - кому нести службу в караулах, когда батальон на выезде? Нужна, выходит, дополнительная структура. Вот и получается, что для существования боеспособного батальона необходим еще один такой же, укомплектованный солдатами срочной службы, чтобы было кому обеспечивать жизнедеятельность контрактного батальона.
     - Батальон контрактников мы соберем, - без тени сомнения утверждает начальник штаба бригады. - Страна большая, желающих служить достаточно. Но придется столкнуться с неизбежной текучестью кадров, и немалой. И все из-за отвлечения личного состава батальона на выполнение несвойственных ему задач. А как быть, когда эти несвойственные задачи решать больше некому.
     В бригаде считают, что военнослужащих по контракту необходимо с первых дней ставить в зависимость от государства. Каким образом? Например, продавать ему квартиру в кредит. Причем, если профи решил разорвать контракт, он теряет и квартиру, и уже выплаченные за нее проценты. Тогда он не будет смотреть на сторону. Разрешить ему учиться в вузе. Короче, «привязать» человека к службе, сделать ее привлекательной.
     Но это – дело будущего. А сегодня в батальоне заканчивают реконструкцию обыкновенной казармы под общежитие контрактников. К концу года планируется его сдача. Однако общежитием этот объект можно назвать лишь номинально. Строители, выполняя типовой проект, пошли по пути наименьшего сопротивления, разбив помещения казармы на отдельные клетушки, в которых будут обитать по четыре человека. Причем коридор здесь просторнее, чем сами комнаты, в которых уместятся только кровати. Санузел – один на этаж...
     Сейчас первые контрактники, обживаясь, параллельно ищут другие источники семейного дохода за забором части. Жизнь там представляется более соблазнительной. И как только находят подходящую «нишу», спешат уволиться. Молодость требует многого и сразу. Довериться, положиться во всем можно только на самых сознательных. А где таких готовят?


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex