Длительный опыт эксплуатации колесных БТР в Советском Союзе и России полностью подтвердил правильность выбранного конструкторами пути развития этого вида бронетанковой техники. Лишь значительно позднее с оглядкой на наш опыт подобные машины стали создаваться во многих западных странах и даже в странах Ближнего Востока. И сегодня российскому оборонпрому есть что предложить нашим Вооруженным Силам.
С появлением в начале 60-х годов нового класса бронетехники – боевых машин пехоты (БМП) - многие специалисты предрекали закат эры бронетранспортеров. Однако опыт ведения боевых действий в ходе военных конфликтов последних десятилетий показал, что при ограниченном использовании воинских контингентов в «горячих точках» значительно повышается роль легких и относительно недорогих бронированных машин, какими являются БТРы. Именно им отводятся задачи доставки подразделений в районы ведения боя, поддержка их огнем, сопровождение колонн, ведение разведки маршрутов и районов и многие другие. С учетом этого и была создана последняя российская разработка – БТР-90, которая вобрала в себя все лучшие идеи и решения в отечественном бронетранспортеростроении. Эта машина поистине является бронетранспортером нового века, до сих пор не имеющим аналогов ни в одной стране мира.
Но вначале несколько слов о его собрате и предшественнике БТР-80. Отметим, что весьма удачная и надежная конструкция шасси этого бронетранспортера явилась основой создания целого ряда колесных бронированных машин различного назначения. Помимо традиционных машин управления на базе «восьмидесятки» созданы машина радиационной и химической разведки, машина управления огнем артиллерии, подвижной командно-наблюдательный пункт, станция спутниковой связи, звуковещательная станция, бронированная ремонтно-эвакуационная машина и самоходно-артиллерийское орудие «Нона-СВК».
БТР-90, который производится на Арзамасском машиностроительном заводе, обладает повышенной маневренностью, усиленным днищем, броневые листы которого установлены под углом друг к другу, что повышает живучесть БТР при взрыве мины, он также оснащен пуленепробиваемыми покрышками. На БТР-90 установлена автоматическая гидромеханическая реверсивная коробка передач, что позволяет машине не только разворачиваться на месте «по-танковому», но и двигаться с одинаковой скоростью как вперед, так и назад – бронированный «Тяни-Толкай», да и только!
«Девяностый» способен без предварительной подготовки преодолевать вплавь водные преграды - он оснащен двумя водометами. По пересеченной местности он может передвигаться со скоростью до 50 километров в час, а по шоссе - до 100. На машине установлен бортовой компьютер, обеспечивающий автоматизированное управление двигателем и трансмиссией, а также контроль и диагностику основных систем машины.
Нужно особо отметить, что БТР-90 имеет высочайшие показатели: по проходимости - полноприводность, независимая подвеска, низкое удельное давление на грунт; мобильности - высокие скорости по шоссе, по пересеченной местности, преодоление водных преград с ходу; маневренности - малый радиус поворота и, как говорилось выше, возможность движения передним и задним ходом с одинаковой скоростью; живучести - возможность движения даже при полном повреждении четырех колес, пулестойкие шины.
Серьезно доработано и вооружение новой машины. На ней так же, как и на БТР-80, установлена 30-миллиметровая пушка и спаренный с ней 7,62-миллиметровый пулемет ПКТ. Кроме того, арсенал девяностого усилен противотанковыми ракетами 9М113 «Конкурс», 30-миллиметровым гранатометом АГ-17 «Пламя» и ПЗРК «Игла». При этом вооружение машины стабилизировано в двух плоскостях, что обеспечивает возможность ведения огня с места и в движении. Вооружение бронетранспортера обеспечивает возможность поражения танков противника на дальности до 4.000 метров, вертолетов - до 2.000-2.500 метров, живой силы и небронированных транспортных средств до 4.000 метров.
Специальное оборудование
Вооружение, калибр, мм:
пушка 2А42 30
пулемет ПКТ
7,62
гранатомет АГ-17
30
Углы наведения, град.:
по вертикали -5...+75
по горизонтали
360
Боекомплект выстрелов:
пушки 500
пулемета
2000
гранатомета
400
Технические данные
Колесная формула 8х8
Полная масса, кг 20.920
Боевой расчет, чел. 10
Двигатель многотопливный
дизель
жидкостного
охлаждения,
с турбонаддувом
Мощность двигателя, кВт (л.с.) 368 (510)
Радиус поворота, м:
за счет управляемых колес, 12
с бортовым поворотом 6
Максимальная скорость движения, км/ч:
по шоссе, 100
на плаву 9
Запас хода по топливу
по шоссе, км 800
На снимке: БТР-90