на главную страницу

16 Декабря 2004 года

АРСЕНАЛ ПРОФЕССИОНАЛА

Четверг

БРОНИРОВАННЫЙ «ТЯНИ-ТОЛКАЙ»

Подготовили Анатолий АНТИПОВ и Андрей ГАРАВСКИЙ.



     Длительный опыт эксплуатации колесных БТР в Советском Союзе и России полностью подтвердил правильность выбранного конструкторами пути развития этого вида бронетанковой техники. Лишь значительно позднее с оглядкой на наш опыт подобные машины стали создаваться во многих западных странах и даже в странах Ближнего Востока. И сегодня российскому оборонпрому есть что предложить нашим Вооруженным Силам.
     С появлением в начале 60-х годов нового класса бронетехники – боевых машин пехоты (БМП) - многие специалисты предрекали закат эры бронетранспортеров. Однако опыт ведения боевых действий в ходе военных конфликтов последних десятилетий показал, что при ограниченном использовании воинских контингентов в «горячих точках» значительно повышается роль легких и относительно недорогих бронированных машин, какими являются БТРы. Именно им отводятся задачи доставки подразделений в районы ведения боя, поддержка их огнем, сопровождение колонн, ведение разведки маршрутов и районов и многие другие. С учетом этого и была создана последняя российская разработка – БТР-90, которая вобрала в себя все лучшие идеи и решения в отечественном бронетранспортеростроении. Эта машина поистине является бронетранспортером нового века, до сих пор не имеющим аналогов ни в одной стране мира.
     Но вначале несколько слов о его собрате и предшественнике БТР-80. Отметим, что весьма удачная и надежная конструкция шасси этого бронетранспортера явилась основой создания целого ряда колесных бронированных машин различного назначения. Помимо традиционных машин управления на базе «восьмидесятки» созданы машина радиационной и химической разведки, машина управления огнем артиллерии, подвижной командно-наблюдательный пункт, станция спутниковой связи, звуковещательная станция, бронированная ремонтно-эвакуационная машина и самоходно-артиллерийское орудие «Нона-СВК».
     БТР-90, который производится на Арзамасском машиностроительном заводе, обладает повышенной маневренностью, усиленным днищем, броневые листы которого установлены под углом друг к другу, что повышает живучесть БТР при взрыве мины, он также оснащен пуленепробиваемыми покрышками. На БТР-90 установлена автоматическая гидромеханическая реверсивная коробка передач, что позволяет машине не только разворачиваться на месте «по-танковому», но и двигаться с одинаковой скоростью как вперед, так и назад – бронированный «Тяни-Толкай», да и только!
     «Девяностый» способен без предварительной подготовки преодолевать вплавь водные преграды - он оснащен двумя водометами. По пересеченной местности он может передвигаться со скоростью до 50 километров в час, а по шоссе - до 100. На машине установлен бортовой компьютер, обеспечивающий автоматизированное управление двигателем и трансмиссией, а также контроль и диагностику основных систем машины.
     Нужно особо отметить, что БТР-90 имеет высочайшие показатели: по проходимости - полноприводность, независимая подвеска, низкое удельное давление на грунт; мобильности - высокие скорости по шоссе, по пересеченной местности, преодоление водных преград с ходу; маневренности - малый радиус поворота и, как говорилось выше, возможность движения передним и задним ходом с одинаковой скоростью; живучести - возможность движения даже при полном повреждении четырех колес, пулестойкие шины.
     Серьезно доработано и вооружение новой машины. На ней так же, как и на БТР-80, установлена 30-миллиметровая пушка и спаренный с ней 7,62-миллиметровый пулемет ПКТ. Кроме того, арсенал девяностого усилен противотанковыми ракетами 9М113 «Конкурс», 30-миллиметровым гранатометом АГ-17 «Пламя» и ПЗРК «Игла». При этом вооружение машины стабилизировано в двух плоскостях, что обеспечивает возможность ведения огня с места и в движении. Вооружение бронетранспортера обеспечивает возможность поражения танков противника на дальности до 4.000 метров, вертолетов - до 2.000-2.500 метров, живой силы и небронированных транспортных средств до 4.000 метров.
     



     
Специальное оборудование

     Вооружение, калибр, мм:
     пушка 2А42
30

     пулемет ПКТ
7,62

     гранатомет АГ-17
30

     Углы наведения, град.:
     по вертикали
-5...+75

     по горизонтали
360

     Боекомплект выстрелов:
     пушки
500

     пулемета
2000

     гранатомета
400

     
Технические данные

     Колесная формула
8х8

     Полная масса, кг
20.920

     Боевой расчет, чел.
10

     Двигатель
многотопливный

     
дизель

     
жидкостного

     
охлаждения,

     
с турбонаддувом

     Мощность двигателя, кВт (л.с.)
368 (510)

     Радиус поворота, м:
     за счет управляемых колес,
12

     с бортовым поворотом
6

     Максимальная скорость движения, км/ч:
     по шоссе,
100

     на плаву
9

     Запас хода по топливу
     по шоссе, км
800

     



     На снимке: БТР-90


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex