на главную страницу

21 Декабря 2004 года

Военно-политическое обозрение

Вторник

Кашмирский разлом

Марианна ГРИШИНА.



С середины ноября Индия начала поэтапный вывод войск из штата Джамму и Кашмир. В ближайшее время индийские войска покинут Шарифабад под Сринагаром и Авантипур в округе Пулвама. Как заявил глава минобороны Индии Пранаб Мукхерджи, войска будут выводиться не только из Кашмирской долины, но и из всех трех регионов штата. Точное число подлежащих выводу войск министр не назвал, сказав лишь, что оно будет определено после консультаций с командующими воинских подразделений на местах. По некоторым данным, речь идет о выводе примерно 40 тысяч солдат и офицеров из расквартированной в Кашмире полумиллионной группировки.

     
Полувековое противостояние


     Операция по частичному выводу войск, событие давно ожидаемое, ознаменовала собой реальный сдвиг в позициях Индии и Пакистана по урегулированию полувекового противостояния вокруг Кашмира. Напомним, что оно началось в 1947 году, когда при содействии Великобритании, вынужденной признать независимость бывшей британской Индии, Кашмир был разделен между двумя новообразованными государствами - Индией и Пакистаном. Тогда свыше 300 тысяч семей оказались разделены государственной границей. После этого в Пакистане прошли массовые погромы индуистов, а в Индии - мусульман, в результате которых погибли свыше миллиона человек. Еще полмиллиона военнослужащих и гражданских лиц были убиты за годы военного противостояния двух армий на границах штата Джамму и Кашмир. Активные боевые действия на кашмирском участке границы Индии и Пакистана вспыхивали как минимум трижды: в 1947 - 1949 годах (тогда от начала войны между двумя странами регион спасло лишь вмешательство ООН), в 1965 году и в 1971 году.
     Подходы к урегулированию конфликта у Индии и Пакистана до недавнего времени оставались в корне различными. Пакистан настаивал на проведении референдума в Кашмире, с тем, чтобы мусульмане, составляющие большинство населения штата, сами решили, в какой стране им жить. Индия же, ссылаясь на государственный договор с махараджей (великим князем) Кашмира от 1947 года, по которому штат целиком входил в ее состав, отрицала любую возможность проведения референдума. Следует также отметить, что борьбу за Кашмир подогревает важное стратегическое положение этого горного, прокрытого ледниками штата, - через него обе страны получают непосредственный выход к Китаю. А отношения к нему у Исламабада и Дели тоже складывались по-разному. Если у Пакистана и Китая они развиваются как добрососедские и дружественные, то у Индии порой доходили и до вооруженных столкновений.
     Начиная с 1989 года официальный Дели попытался привлечь внимание международного сообщества к тому, что Пакистан не только идеологически поддерживает кашмирских сепаратистов, но и обучает и снабжает их оружием. Официальный Исламабад связи с боевиками, разумеется, отрицал. В настоящее время, по данным индийских властей, на территории индийского Кашмира ведут боевые действия более десятка вооруженных исламских группировок, добивающихся независимости и присоединения к Пакистану. В ходе взрывов, терактов и нападений на военнослужащих за последние
     14 лет в этом регионе погибли более 65 тысяч человек, в основном мирных граждан.
     Из-за постоянных терактов пакистано-индийские отношения на протяжении 1990-х годов продолжали оставаться натянутыми. В 2001 году начавшиеся было пакистано-индийские переговоры на уровне глав государств по проблеме Кашмира были заморожены. Причиной тому послужил произошедший 13 декабря 2001 года теракт в здании индийского парламента, в подготовке которого были обвинены мусульманские сепаратисты.

     
Начало сближения


     Новый этап кашмирского урегулирования начался в 2003 году, причем сближению позиций индийского и пакистанского руководства способствовал целый ряд факторов, связанных с изменением обстановки в регионе. В первую очередь обе стороны перестал устраивать тот факт, что за 56 лет Индия и Пакистан фактически не продвинулись в решении кашмирского вопроса. После установления при посредничестве ООН так называемой линии контроля, которая поделила Кашмир на индийскую (большую по территории) и пакистанскую (меньшую) части и стала фактической границей между Индией и Пакистаном, по обе стороны этой линии были сосредоточены войска. Между пакистанскими и индийскими военными постоянно возникали пограничные столкновения. Как и в любой зоне военного конфликта, традиционные экономические связи были нарушены. Например, между столицей штата Сринагаром и пакистанскими городами не было автобусного сообщения, лишь на бумаге оставался проект строительства газопровода из Ирана в Индию через территорию Пакистана. Мушарраф в одном из недавних интервью «пошутил» по этому поводу, заявив, что «если Индия и Пакистан по-прежнему будут стоять на своих позициях, то кашмирский конфликт не разрешится в ближайшие 100 лет».
     Сыграл свою роль и «ядерный фактор». Дело в том, что сначала Исламабад, а затем Дели стали проводить работы по созданию ядерного оружия. В мае 1998 года в Индии были произведены пять подземных ядерных взрывов, на что Пакистан ответил своими шестью ядерными испытаниями. Обе страны также создают носители ядерного оружия, в том числе баллистические ракеты. В этих условиях угроза противостояния, теперь уже между двумя ядерными державами на региональном уровне, стала представлять слишком серьезную опасность. Поэтому начиная с 1998 года ООН и ведущие мировые державы усилили давление на Индию и Пакистан, чтобы они ускорили процесс мирного урегулирования в Кашмире и по меньшей мере отвели войска из сопредельных территорий.
     Наконец, большое влияние на процесс урегулирования в Кашмире оказал теракт 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке и последовавший за этим пересмотр ряда положений ближневосточной и азиатской политики США. Как известно, пакистанские власти поддержали военную операцию США в Афганистане, после чего согласились начать борьбу с афганскими террористическими группами, которым удалось проникнуть в Пакистан либо закрепиться в восточных афганских провинциях. Соединенные Штаты, давний союзник Пакистана, проявили заинтересованность не только в решении проблемы уничтожения афганских бандгрупп, включая талибов и близких к «Аль-Каиде» террористических организаций, но также к снижению активности исламских группировок в Кашмире. В результате, если ранее Исламабад мог негласно поддерживать различные исламистские объединения в Кашмире, борющиеся за независимость, то после 2001 года такую политику стало проводить фактически невозможно, и ее пришлось пересматривать.
     В конце концов, как сообщила в январе 2002 года газета «Нью-Йорк таймс», Мушарраф отдал приказ военной разведке страны прекратить поддержку исламистов, воюющих в Кашмире. Пакистанские власти подтвердили, что теперь помощь будет оказываться только местным группировкам, которые «не связаны с исламистскими организациями, объявившими джихад неверным». В то же время пакистанские власти запретили деятельность пяти исламских экстремистских организаций на территории страны, в том числе «Лашкар-э-тоиба», обвиняемой в организации нападения на индийский парламент в 2001 году.
     Индия одобрила эти шаги пакистанского руководства, подтвердив в то же время, что главным условием успешного проведения переговоров является «полный запрет использования исламскими группировками, базирующимися в Кашмире, территории Пакистана для совершения терактов на севере Индии». При этом индийские власти в 2003 году впервые выразили принципиальное согласие на проведение переговоров с определенными группами кашмирских сепаратистов. Фактически Индия и Пакистан с этого момента начали вырабатывать общие позиции по кашмирскому урегулированию. Это проявилось уже в том, что кашмирские сепаратистские группировки были разделены на тех, с кем можно вести переговоры («умеренные» сепаратисты, в частности, Всеиндийская конференция «Хуррият»), и с кем их вести нельзя (радикальные исламистские группы), причем обе стороны согласились с такой постановкой вопроса.

     
Шаги урегулирования


     С начала 2004 года переговорный процесс по Кашмиру начал развиваться быстрыми темпами. В январе тогдашний глава правительства Индии Атал Бихари Ваджпаи прибыл в Исламабад впервые после взрывов в индийском парламенте. Этот визит положил начало обсуждению кашмирской проблемы, которое было продолжено на переговорах заместителей министров иностранных дел двух стран, состоявшихся в феврале. На этой встрече был согласован дальнейший график переговоров по Кашмиру и подписана соответствующая декларация – аналог палестино-израильского плана «Дорожная карта». В соответствии с планом были намечены переговоры по проблеме статуса Кашмира. Параллельно стороны должны были приступить к обсуждению иных вопросов – ядерной безопасности, водоснабжения приграничных регионов, борьбы с наркоторговлей и т.д. В мае 2004 года в Индии прошли парламентские выборы, по итогам которых победу одержал Индийский национальный конгресс, а премьер-министром стал один из ее лидеров Манмохан Сингх, выступивший за продолжение взаимных консультаций по кашмирскому урегулированию.
     В начале сентября, во время проведения ежегодной Генеральной Ассамблеи ООН состоялась первая встреча пакистанского президента с новым индийским премьером. Вскоре после этого министры иностранных дел Индии и Пакистана договорились предпринять меры для облегчения визового режима между двумя странами. В ходе переговоров на уровне глав МИД были также приняты решения о создании комиссии по вопросам двусторонней торговли между Индией и Пакистаном, а также о подготовке соглашения о предварительном оповещении друг друга о предстоящих ракетных испытаниях. Стороны договорились о возобновлении автобусного и железнодорожного сообщения в Кашмире. Кроме того, было решено продолжить обсуждение вопросов демилитаризации гималайского ледника Сиачин, демаркации спорных территорий в районе Сир-Грика и установления государственной границы по шельфу Аравийского моря.
     17 ноября 2004 года Индия в соответствии с заключенным ранее соглашением приступила к отводу своих войск от границы с Пакистаном. Как заявил в ходе визита в Сринагар индийский премьер Манмохан Сингх, вывод войск будет продолжен, если ситуация в сфере безопасности в Кашмире останется стабильной. «Если уровень инфильтрации и насилия в регионе останется под контролем, я смогу думать о дальнейшем сокращении», - отметил он. МИД Пакистана приветствовал это решение индийского руководства, расценив его как «хорошее начало в правильном направлении». В ответ на предпринятые Индией шаги Пакистан также пообещал отвести войска с кашмирских территорий. Два государства до недавнего времени держали по обе стороны границы около миллиона солдат. Большая часть военных, по-видимому, теперь вернется на места дислокации в мирное время, за исключением подразделений, развернутых вдоль «линии контроля».
     В то же время, по мнению наблюдателей, какого-либо прогресса в вопросе поиска взаимоприемлемых формул решения кашмирского кризиса пока не достигнуто. В первую очередь это касается вопроса о статусе Кашмира, который до сих пор не определен. В этом смысле весьма примечательны недавние заявления президента Пакистана Первеза Мушаррафа, выдвинувшего свои предложения по решению этой проблемы.
     Выступая 25 октября на пресс-конференции в Исламабаде, Мушарраф предложил три этапа «постепенного решения кашмирского вопроса». Вначале, по его мнению, необходимо определить особенности расселения религиозно-этнических групп в Кашмире. Затем Дели и Исламабад должны начать демилитаризацию этих районов. На третьем этапе стороны могут приступить к обсуждению способов некоего совместного временного контроля за этими территориями, возможно, с участием ООН. Таким образом, Мушарраф отверг как идею предоставления Кашмиру независимости, так и план проведения плебисцита в регионе, на котором Исламабад настаивал более 50 лет. При этом глава пакистанского государства заявил, что нынешний статус-кво в отношении Кашмира не может сохраняться бесконечно, а так называемая контрольная линия между Пакистаном и Индией не может стать государственной границей.
     Предложенный Мушаррафом план являлся, по сути, попыткой прорвать некую «линию обороны», которой придерживаются индийские политики по Кашмиру, и осуществить прорыв в решении вопроса о статусе этой территории. Но здесь опять-таки возникла проблема: Пакистан проявляет заинтересованность в пересмотре существующего положения и в переводе ситуации к некоему «нулевому варианту» (фактически в пересмотре статуса Кашмира в рамках ООН), а Индия – нет. Именно поэтому индийские власти весьма сдержанно отреагировали на предложения президента Пакистана. А Манмохан Сингх во время недавнего визита в Кашмир вновь подтвердил неизменную позицию индийского руководства: «Любое изменение государственных границ для нас неприемлемо, так же как и любое предложение, направленное на дальнейшее дробление Кашмира».
     Одновременно, и это особо выделяют наблюдатели, Дели завершил возведение на «линии контроля», разделяющей Кашмир на индийскую и пакистанскую части, проволочных заграждений под электрическим током общей протяженностью около 570 километров. Вдоль линии контроля устанавливаются портативные радарные установки, которые позволят отслеживать перемещения боевиков и террористических групп. Исламабад уже не раз жаловался в ООН, заявляя, что индусы нарушают договоренности, создавая в одностороннем порядке границу, но Дели не прекращает работы по возведению стены.
     Следует также отметить, что в Пакистане с самой острой критикой инициатив Мушаррафа по Кашмиру выступил альянс из шести исламистских партий. «Это разворот на 180 градусов, откат назад в кашмирской политике Пакистана», - так прокомментировал отказ от референдума по Кашмиру вице-президент альянса исламских партий Хафих Хусейн Ахмед. С другой стороны, ведущие политические партии Индии согласны лишь на предоставление частичной автономии Кашмиру, а также выделение дополнительных средств на разработку программы экономического развития штата. Итак, политическая обстановка в Индии и Пакистане свидетельствует о том, что дальнейшее урегулирование кашмирской проблемы будет представлять собой длительный процесс, в ходе которого шаг за шагом будут приниматься компромиссные решения.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex