на главную страницу

23 Декабря 2004 года

Геополитика

Четверг

Перспективный союзник и партнер

Беседу вел Алексей ВЕНЦЛОВСКИЙ.



Занимающая пятое место в рейтинге мировых нефтяных держав и пользующаяся все возрастающим влиянием в Латинской Америке, где активизировались интеграционные процессы, Венесуэла стала уже важным фактором мировой политики. И нет сомнения, что в будущем ее роль в геополитике будет только повышаться. О том, какие задачи решает сегодня Венесуэла, как развиваются ее отношения с Россией, в том числе в нефтяной области, идет речь в предлагаемой подборке материалов, подготовленной редакцией совместно с Институтом геополитической информации «Энергия».

     

     В ноябре этого года в Боливарианской Республике Венесуэла побывала делегация Комитета по природным ресурсам и природопользованию Государственной Думы Российской Федерации. О том, какие задачи решались в ходе этой поездки, как строятся отношения между Россией и Венесуэлой, наш корреспондент беседует с участником делегации, заместителем председателя Комитета Валерием Прозоровским.

     - Валерий Владимирович, поездка парламентской группы в Венесуэлу проходила на фоне двух визитов, важнейших с точки зрения отношений России с Латинской Америкой в целом и с Венесуэлой в частности, а именно: президента Венесулы Уго Чавеса в Москву и главы Российского государства Владимира Путина в столицу Чили Сантьяго, где прошел саммит Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества. В принципе такая активность сама по себе многозначительна…

     - Действительно, отношения России со странами Латинской Америки развиваются планомерно и плодотворно. И в том числе с Венесуэлой. По уровню хозяйственного развития и экономического потенциала эта страна входит в число ведущих государств региона, уступая в этом отношении лишь Бразилии, Мексике и Аргентине. Венесуэла – активный член ОПЕК, занимает в этой организации третье место, ведет взвешенную, сбалансированную ценовую политику и борется против диктата некоторых нефтепотребляющих государств. Она также ведет большую работу с крупнейшими нефтедобывающими странами, не входящими в ОПЕК, а именно с Россией, Мексикой, Норвегией и Нигерией. При этом в плане природных ресурсов страна очень интересна, поскольку там в недрах есть практически вся таблица Менделеева. Развивается, хотя и очень медленно, добыча драгоценных камней, железной руды, золота, серебра, меди, бокситов. Набирает обороты и лесная промышленность, причем многие венесуэльские специалисты учились в СССР. Конечно, развитие этих отраслей промышленности пока идет в меньших объемах, чем нефтяной, являющейся основой экономики страны. Все это дает основания говорить, что в лице Венесуэлы Россия может приобрести в Западном полушарии уникального союзника и партнера. Об этом, кстати, говорилось и на недавней встрече глав наших государств.

     - Говоря о деятельности ОПЕК, насколько продуктивной она выглядит с позиций России и Венесуэлы?

     - Каждая такая организация, особенно экономическая, имеет плюсы и минусы. Не случайно Россия к вопросу о вступлении в эту организацию подходит очень осторожно. Ведь в этом случае начнется диктат, и мы будем обязаны подчиняться решениям ОПЕК по ценам и т.д. То есть каким-то образом она будет влиять на бюджет и в целом на экономическое развитие России. А Венесуэла помогает России, поскольку, являясь активным участником ОПЕК, не забывает своих выгод. Пользуясь тем, что сейчас цены на нефть высоки, в Каракасе создали так называемый стабилизационный фонд, который вырос с 12 миллиардов долларов в 2003 году до 41 миллиарда в этом. Эти средства в основном уходят на социальные нужды. Правильно ли это, сложно сказать. Может быть, лучше вкладывать их в экономику, а не в социальные программы, потому что разовые выплаты не спасут положения.

     - Между тем прошлогодний кризис в Венесуэле чуть было не парализовал нефтяную отрасль да и вообще всю экономику страны… Причем «кризисный потенциал» региона и сегодня занимает не самое последнее место в прогнозах аналитиков. Однако же мы продолжаем активно развивать двустороннее сотрудничество. Почему?

     - С приходом к власти Уго Чавеса нефтедобывающая промышленность Венесуэлы была национализирована. Частные компании и крупный капитал в целом посчитали действия президента атакой на себя и спровоцировали выступление оппозиции. Сейчас обстановка стабилизировалась. Благодаря национализации нефтяной промышленности государство регулирует внутренние цены на горючее - оно очень дешевое, порядка нескольких центов за литр бензина. Правда, это не спасло экономику от спада, который продолжался в 2002 – 2003 гг. К тому же сельское хозяйство абсолютно не развивается, немногим лучше дела обстоят в других отраслях экономики.
     Определяющую, главенствующую роль в хозяйстве страны играют нефтедобыча и нефтепереработка. Нефтяной сектор – это прежде всего Венесуэльская государственная нефтяная компания – производит 25 процентов ВВП, поступления от нефти составляют 35 процентов доходной части национального бюджета и три четверти объема экспорта.
     Считаю, что нынешние отношения с Венесуэлой обещают нам большие дивиденды. Как в денежном исчислении, так и в усилении нашего влияния на международной арене, в частности в Латинской Америке, где Каракас пользуется значительным авторитетом. Да, как ни странно, имея спад в собственной экономике, Венесуэла остается на Южно-американском континенте одной из самых экономически развитых стран. Особенно перспективно, на мой взгляд, развитие сотрудничества в нефтяной сфере. Уже существует ряд проектов в нефте- и газодобывающих комплексах, в которых участвуют российские компании и прежде всего ЛУКОЙЛ.
     Другой аспект российско-венесуэльских отношений – военно-техническое сотрудничество. Недавно заключен контракт по закупке автоматов АКМ, разрабатываются другие проекты. Тем самым Российская Федерация укрепляет режим стратегического партнерства в глобальном масштабе. Сейчас идет разработка договора по вертолетам.

     Выражаем удовлетворение высоким уровнем политического диалога, который поддерживают Россия и Венесуэла. Обе стороны заявляют о намерении развивать его в целях обеспечения мира, строгого соблюдения существующих международных правовых норм устойчивого развития, искоренения бедности, регулирования миграционных процессов, справедливой и равноправной торговли, уважения прав человека, охраны окружающей среды, уважения этнического, религиозного и культурного многообразия.
     
Из совместного заявления президентов России и Венесуэлы Владимира Путина и Уго Чавеса, принятого по итогам их переговоров в Кремле 26 ноября 2004 года.


     - Что касается закупки венесуэльцами вертолетов, то дебаты в Каракасе развернулись нешуточные…

     - После визита Уго Чавеса в Россию и нашего визита в Венесуэлу национальная ассамблея, то есть парламент страны, вынесла этот вопрос на всеобщее обсуждение. И оказалось, что российские вертолеты там ждут, желают их видеть в составе национального летного парка.

     - Общая ситуация внутри страны и в регионе в целом зависит от множества факторов. Какова взаимосвязь между обстановкой внутри Венесуэлы и в целом в Латинской Америке?

     - Я бы не стал драматизировать обстановку в Венесуэле. Одно дело, как ее анализируют извне, и другое, как сам народ себя ощущает. А он живет в целом спокойно, хотя и небогато, и при этом поддерживает нынешнего президента и правительство. Напомню, в ходе референдума за Уго Чавеса отдали голоса 59 процентов граждан. Тем самым его полномочия продлены, и, по всей видимости, он и впредь будет избираться, поскольку количество сроков президенства в Венесуэле не ограничено. К тому же его правительство проводит взвешенную политику во всех областях жизни венесуэльского общества.
     Что касается региональной политики Чавеса, то он выступает за создание конфедерации южно-американских государств. Сегодня Венесуэла входит в Андское сообщество, в МЕРКОСУР, КАРИКОМ. Даже переименование Венесуэлы в Боливарианскую Республику говорит о многом, ведь идеи Боливара крепко держатся в Латинской Америке, а они направлены на объединение стран континента. Так, Венесуэла с пониманием относится к политике официальной Боготы, но высказывает серьезную обеспокоенность возможными негативными последствиями использования военно-репрессивных методов, предусмотренных «Планом Колумбия» как для самой страны, так и для региона. Венесуэла борется и за снятие американской блокады с Кубы. Должен сказать, что сегодня очень много кубинских специалистов работают в Венесуэле.

     - Очевидно, отчасти и это отражается на отношениях Каракаса с Вашингтоном…

     - Курс Чавеса на создание конфедерации очень не нравится Вашингтону, поскольку укреплением региональных связей Латинская Америка оказывает противодействие экспансии и гегемонии Соединенных Штатов. В Каракасе же прямо указывают, что не собираются оставаться на задворках мировых изменений. Ну а благодаря визитам венесуэльских руководителей в Китай, Индию – это все звенья одной цепи, Венесуэла находит новые рынки и новые пути, дабы уйти от зависимости со стороны кого бы то ни было.
     Другая цель Каракаса - построение многополярного мира и развитие с каждым его участником деловых, выгодных отношений. Сегодня Венесуэла стремится активно участвовать в мировых делах, проводит инициативную внешнеполитическую линию, направленную на обеспечение ее интересов как развивающегося государства и крупного экспортера нефти. Она также участвует в деятельности большинства органов ООН, в работе многих международных форумов, является помимо ОПЕК членом ОАГ, Группы Рио, «Группы 77», «Группы 15», несколько раз избиралась непостоянным членом Совбеза ООН. С приходом в 1999 году к власти Уго Чавеса обозначилось стремление венесуэльского руководства к повышению уровня политического диалога с Россией, которая занимает видное место среди внешнеполитических приоритетов Венесуэлы. Причем Чавес неоднократно заявлял о намерении придать мощный импульс сотрудничеству с нашей страной по всем азимутам.
     Естественно, Вашингтон это не устраивает. Рассматривая нынешний венесуэльский режим как угрозу региональной стабильности, США не скрывают недовольства его контактами с Ираном, Ливией, Кубой, поддержкой бывших властей Ирака, независимой позицией в международных организациях. В то же время Белый дом, хотя и неохотно, признал итоги референдума. Да и в целом его политика остается скорее сдержанной, чем агрессивной, поскольку Венесуэла важный поставщик нефти на рынок США.
     
Под знаменем Симона Боливара

     Боливарианская Республика Венесуэла по своим размерам (свыше 916,5 тысячи кв. км) занимает шестое место в Южной Америке. Она омывается Карибским морем, граничит с Колумбией, Бразилией, Гайаной. В административно-территориальном отношении Венесуэла делится на 22 штата, 1 федеральный округ (Каракас) и федеральные владения (72 острова в Карибском море). Население составляет 24,3 млн. человек. Столица – Каракас (5 млн. чел.), основан в 1567 году. Государственный язык испанский, официальная религия – католицизм, денежная единица – боливар (около 1.600 боливаров за 1 доллар США).
     С 15 декабря 1999 года в стране действует новая конституция, закрепившая за республикой название Боливарианская в честь Симона Боливара - борца за независимость Латинской Америки от испанских колонизаторов.
     Исполнительная власть осуществляется президентом, стоящим во главе правительства. 6 декабря 1998 года президентом стал Уго Рафаэль Чавес Фриас, лидер «Движения Пятая Республика». 30 июля 2000 года проведены досрочные всеобщие выборы, в ходе которых Чавес переизбран на пост главы государства. Законодательная власть представлена однопалатной Национальной ассамблеей (166 депутатов).
     Что касается отношений с нашей страной, то дипломатические отношения между Венесуэлой и СССР установлены 14 марта 1945 года. 13 июня 1952 года они были прекращены и восстановлены 16 марта 1970 года по инициативе венесуэльской стороны. Правительство Венесуэлы официально признало Российскую Федерацию в качестве государства - преемника СССР. Договорно-правовая база наших отношений основывается на подписанном 24 мая 1996 года Договоре о дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Венесуэла. Всего с 1992 года подписано 27 соглашений, в частности, в январе 1996 года подписано Соглашение об обмене аппаратами военных атташе, а в мае 2001-го – о военно-техническом сотрудничестве.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex