на главную страницу

23 Декабря 2004 года

Профессионал. Специальный выпуск

Четверг

На первый и второй - рассчитайсь!

При комплектовании армии контрактниками
принцип деления офицеров на категории неприемлем

Беседовали Александр БУГАЙ, Валерий ГУК.



О проблемах, которые возникают в связи с реализацией Федеральной целевой программы по переводу ряда соединений и воинских частей на контрактный способ комплектования, в беседе с нашими корреспондентами размышляет начальник отдела организационно-мобилизационного и комплектования штаба 2-й общевойсковой армии полковник Василий КРУПНОВ.

     - Комплектование контрактниками 201-й мотострелковой дивизии, дислоцированной в Таджикистане, а также должностей, определяющих боевую способность в других соединениях и частях Вооруженных Сил, осуществляется с начала 1990-х годов. С тех пор разрабатывается и нормативно-правовая база, связанная с призывом граждан на контрактную службу.
     Первые документы, регламентирующие призыв военнослужащих на контрактной основе, вышли еще в 1994 году. Некоторые считают, что мероприятия, связанные с их реализацией, были лишь полумерой. В какой-то мере это действительно так. Большинство контрактов было заключено в частях и подразделениях тылового обеспечения, во многих случаях - с женщинами. А вот желающие служить, к примеру, командиром танка на контрактной основе были редкостью.
     С другой стороны, одна из воинских частей 2-й армии под командованием полковника Александра Чашина в Приволжско-Уральском военном округе вот уже семь лет комплектуется исключительно на контрактной основе. Здесь контрактники все – от рядового до командира. Значит, первый шаг по пути создания в России профессиональной армии в середине 90-х годов прошлого века был сделан не зря.
     Многие годы моей офицерской службы связаны с вопросами комплектования войск личным составом. Поэтому для меня, как и для других офицеров, чья служба определяется организационно-мобилизационной работой, не секрет, что военные комиссариаты из года в год испытывают все большие трудности с выполнением наряда на призыв из-за нехватки юношей призывного возраста, годных к военной службе. Это негативно влияет на качество комплектования войск, в том числе и частей постоянной готовности.
     Тревожит и то, что неуклонно сокращается доля тех граждан призывного возраста, которых можно призвать на военную службу. Каждый третий признается призывной комиссией не годным к военной службе по состоянию здоровья. В обществе растут социально обусловленные заболевания: психические расстройства, наркомания, алкоголизм, токсикомания, туберкулез. За последние пять лет число граждан, освобождаемых от призыва в связи с психическими заболеваниями, увеличилось в 2 раза. По туберкулезу - в 2 раза. Количество ВИЧ-инфицированных увеличилось более чем в 80 раз!
     Осложняет ситуацию безудержный рост отсрочек. Сегодня более 85 процентов состоящих на воинском учете юношей имеют на них право.
     Служба по контракту и призвана снять остроту проблемы комплектования армии, позволит сделать ее по-настоящему профессиональной.

     - Василий Евгеньевич, каким, на ваш взгляд, должен быть идеальный контрактник? Как привлечь на эту трудную и опасную стезю достойных?

     - Напомню: согласно действующему законодательству контракт о прохождении военной службы могут заключать граждане России в возрасте от 18 до 40 лет. Но не все, а лишь прошедшие службу в Вооруженных Силах РФ или прослужившие в войсках не менее шести месяцев и получившие военно-учетную специальность. В эту категорию входят также выпускники военных кафедр гражданских вузов. Поясню, почему к кандидатам в контрактники предъявляются столь жесткие требования. Дело в том, что в профессиональную армию должны приходить люди, уже подготовленные в военном отношении. В этом случае государству не придется тратить средства на их первичное обучение. Именно поэтому в ближайшее время Россия не сможет полностью отказаться от военнослужащих по призыву. Иначе просто негде будет брать специалистов для прохождения контрактной службы. А готовить их «с нуля», как, например, это делается в США, для нашей страны слишком накладно.
     Идеальный контрактник для тех, кто комплектует армию, - это солдат по призыву, уже выслуживший полтора-два года, изученный командирами, знакомый со всеми невзгодами ратной судьбы и теперь сознательно пожелавший сделать военную службу своей профессией. Такого солдата, несомненно, в любой части примут без промедления.
     Персональная ответственность за отбор кандидатов из числа граждан, прибывших на контрактную службу из запаса, сегодня возложена на военных комиссаров. А за их отбор из числа военнослужащих, проходящих службу по призыву, - на командиров воинских частей.
     Военным комиссариатам субъектов РФ, на территории которых дислоцирована наша армия, штаб округа установил задания по отбору кандидатов для прохождения службы по контракту. Следует признать, что выполняются они с трудом.
     Значительное количество потенциальных контрактников желают проходить службу в 42-й дивизии СКВО, на Северном и Тихоокеанском флотах, где уровень денежного довольствия вдвое выше, чем в частях нашего объединения. К тому же кандидаты, прибывающие в войска из военных комиссариатов, не всегда в полной мере отвечает требованиям, предъявляемым к военнослужащим по контракту. Не редки случаи, когда отобранные и направленные военкоматами в воинские части контрактники не проходят в подразделениях положенного трехмесячного испытательного срока. Они попросту не годятся для армейской службы как по уровню профессиональной подготовки, так и по морально-деловым качествам. Сегодня почти каждый второй кандидат в контрактники, призванный военными комиссариатами из запаса, в течение первого месяца армейской службы отказывается от желания стать профессиональным солдатом и возвращается домой.
     В воинских частях более качественно решают задачу отбора кандидатов для прохождения контрактной службы. Это обусловлено тем, что здесь офицеры каждый день общаются с потенциальными контрактниками, не понаслышке знают об их способностях и потребностях.
     Конечно же не следует взваливать вину за некачественный призыв из запаса военнослужащих в части постоянной готовности исключительно на военные комиссариаты. Ведь что происходит. К примеру, в родном Урюпинске будущему контрактнику обещают высокое жалованье (как правило, называя максимально возможные суммы денежного довольствия), традиционный социальный пакет, проживание в общежитиях, в том числе и малосемейного типа. А что он встречает в части, куда прибыл? Оказывается, общежитие еще не достроено, квартиру снять негде, да и дорого, вопросы социально-бытового обеспечения в полной мере не решены. Следовательно, полгода-год придется пожить в палатке, мужественно преодолевая такие тяготы и лишения, с которыми он не всегда сталкивался и на срочной службе. Да и деньги, оказывается, ему будут платить совсем не те, на которые он рассчитывал.
     На мой взгляд, назрела необходимость еще раз пересмотреть порядок призыва граждан на военную службу в рамках федеральной целевой программы. Я делился первыми выводами со многими офицерами, и вот с чем соглашались почти все. Может быть, имеет смысл уже во время прохождения призывной комиссии, а еще лучше в ходе первоначальной постановки на воинский учет в военном комиссариате предложить молодому человеку альтернативу? Либо ты проходишь военную службу обычным порядком в течение двух лет, получая 100 положенных рублей в месяц, либо через полгода после подготовки в учебном центре подписываешь контракт и становишься профессионалом, получающим соответствующее довольствие. Но в последнем случае твоя служба будет продолжаться еще как минимум в течение трех лет. Думаю, что последнее предложение будет заманчивым для какой-то части молодых людей. За три года их суммарный средний денежный доход составил бы приличную сумму. Это обстоятельство, подкрепленное реальными, а не декларативными социальными льготами, несомненно привлечет на военную службу многих молодых парней. У военных комиссариатов появится возможность значительно повысить качество отбора кандидатов для прохождения контрактной службы. Учебные подразделения будут укомплектованы курсантами, которые готовы бороться за право стать профессиональными военнослужащими. В результате контрактниками станут лучшие из лучших. Считаю, что с помощью этих организационных мер, не требующих больших финансовых вложений, можно значительно повысить качество комплектования войск.
     И последнее. Не следует забывать, что, когда речь заходит о привилегированных условиях жизнедеятельности и оплаты ратного труда личного состава частей постоянной готовности – контрактников, в том числе и офицеров, то эта тема все чаще вызывает раздражение у многих военнослужащих, которые давно носят звезды на погонах. Несомненно, контрактник должен получать денежное довольствие, которое стимулировало бы его длительную армейскую службу. Но означает ли это, что офицеры, которым выпало служить не в частях постоянной готовности, должны получать меньше рядового-контрактника?
     Это хорошо, что сержанты и солдаты контрактной службы будут проживать в комфортабельных общежитиях. А как командиру части смотреть в глаза бесквартирным офицерам и прапорщикам в той же части постоянной готовности? И мало ли в Российской армии полковников, которые уже по 10-12 лет стоят в очереди на получение жилья?


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex